Автономия университета и академическая свобода: исторические перспективы



Кемаль Гурюз – экс-президент Совета по высшему образованию в Турции.

E-mail: kguru@metu.edu.tr

Автономия университета и академическая свобода тесно связаны между собой, но под этими терминами подразумеваются различные понятия. Если первое – это институциональная власть; то последнее – это личная привилегия согласованная с преподавателями для гарантии неограниченных поисков, передачи, распространения истины и знаний. Далее следует интерпретация исторических корней этих понятий, в частности, как развивались определяющие факторы университетской автономии в ответ на изменяющиеся идеи высшего образования.

Историческое происхождение

Эти два понятия взаимно укрепляясь развивались в течение столетия. Их исторические корни могут быть прослежены с Императорской привилегии – Authentica Habita* (Болонья, 1158), которая освободила студентов и преподавателей от пошлин и налогов и защитила их от чрезмерного правосудия, и Папская Булла** – Parens Scientiarum*** (Париж, 1231), признавшая право университетов как юридического лица присваивать степени. Первым был указ императора; вторым была папская булла. Такие буллы и указы обеспечили привилегии и поддержку, оговаривали подробные условия, по которым учебные заведения и преподаватели могли работать и действовать — включая требования к силлабусам, присвоению степеней, библиотекам, инфраструктуре, нормам поведения. Цена за поиск защиты, финансовой поддержки, легитимности со стороны внешних властей была подотчетность.

В течение долгого времени национальное государство вытесняло Ватикан и императора/короля/принца как внешнюю власть. Согласно Питеру Скотту, современный университет и современные системы высшего образования – это формирования национальных государств с конца 19-го столетия.

С появлением национальных государств возникли две модели. Это система наполеоновских университетов Франции – Napoleon’s Universite de France (1806), которые, в действительности, стали системой национального образования, заменивших все университеты Франции и занятых земель. И система немецких университетов. После поражения Наполеона, Вильгельм фон Гумбольдт был назначен ответственным за восстановление немецких университетов. Его представления о структуре университета были выражены в форме свободы в преподавании (Lehrfreiheit), свободы в обучении (Lernfreiheit), в единстве обучения и научных исследований (Einheit von Forschung and Lehre). Многие из взглядов Гумбольдта считали утопичными, и он был отстранен от работы. Однако именно эти идеи сформировали основу не только современного исследовательского университета, но современного понятия академической свободы. Хотя до сих пор нет всеми признанного определения, академическая свобода широко расценивается как неприкосновенный атрибут современного университета, и полностью интернализирована на Западе.

С начала 19-го столетия государственная бюрократия в континентальной Европе взяла "регулирующую" роль и в действительности контролировала каждый аспект университетской деятельности. Таким образом, университетская автономия стала пониматься как относительные полномочия преподавателей и государственной бюрократии в принятии решений относительно деятельности университета. В те времена за пределами англосаксонского мира рынок и общество пока не были решающими факторами.

В течение многих столетий критерии для университетской автономии оставались в основном неизменными. В 1965 Международная ассоциация университетов (IAU) определила университетскую автономию как полномочия в принятии решений относительно: кто будет преподавать, что будет преподаваться, кто будет обучаться, кто получит степень, и что необходимо исследовать — с единственной формальной ссылкой на финансовые вопросы. Это очевидно, что данное понятие несущественно отличается от того, что воплощено в Parens Scientiarum.

Автономия в регулирующем окружении

В конце 1970-ых, OЭСР-ЦИИ (Организация Экономического Сотрудничества и Развития – Центр Исследований и Инноваций в Сфере Образования) были проведены исследования по структуре принятия решений в 52 высших учебных заведениях Европы. "Относительный индекс автономии" был определен на основе институциональной власти принимать решения по 20 проблемам, названными "индексами автономии". Эти индексы колебались от создания преподавательской должности, назначения и повышения в должности преподавательского состава и предоставления отпуска, назначения ректора / президента и проректора, обучающих методов, учебных планов и порядка зачисления в студенты, различные аспекты менеджмента в распределении ресурсов и бюджета – до мелких деталей. Если британские университеты получили 100 баллов по этой относительной шкале, то университеты Нидерландов, Франции, Австрии, Германии, и Швейцарии (федеральные университеты) были снизу с 43, 42, 32, 29, и 20 баллами, соответственно.

Во многих случаях, особенно в странах вне англосаксонского мира, государственные ресурсы распределялись в форме подробных постатейных бюджетов; многие решения, включая некоторое количество ключевых академических вопросов, принимались бюрократами вне вуза. Это было типично для бюрократического государства, которое оставляло немного пространства для вузов в определении своей миссии и выбора средств для их достижений.

Автономия с точки зрения оценки и в глобальном окружении

С середины 1980-х годов роль государства сильно изменилась, по словам Гей Ниве, от "регулирующего" до "оценочного". Был отмечен существенный переход во всем мире от "оси олигархии государство-академия" к "вершине общество-рынок" в "треугольнике " Бертона Кларка. Проведенное OЭСР в 2003 г. исследование по автономии университетов отразило изменяющуюся картину высшего образования во всем мире. В данном случае вместо 20 детализированных индексов были использованы восемь широко определяемых показателей. Эта институциональная власть включала в себя полномочия обладать собственными зданиями и возможность получать кредиты, устанавливать академическую структуру и содержание программ, нанимать и увольнять преподавательский состав и устанавливать размер заработной платы, определять количество зачисляемых абитуриентов и размеры оплаты за обучение, свободу в использовании бюджета согласно институциональной миссии и целям.

Выдающимся контрастом по сравнению с подробными индексами используемыми в исследовании 1980 года, которое отразило регулирующую роль государства того времени, явились получившие более широкое определение индексы используемые в 2003. Они имели дело больше с разнообразием финансовых и человеческих ресурсов и менеджментом, ясно отражая изменение роли государства от регулирования до оценки и, опять словами Гей Нива, до "управления на расстоянии" и "увеличения рыночных сил" в университетском правлении.

Вместо того, чтобы высчитывать автономию, страны – включая Мексику, Японию, Корею, Австралию, Турцию, Польшу, Соединенное Королевство, Ирландию, Данию, Швецию, Норвегию, Финляндию, Ирландию – были оценены в показателях наличия полной, частичной или отсутствия автономии в принятии решений в своих университетах. При рассмотрении модели институционального поведения университетов в принятии решений, международные тенденции показывают, что они становятся менее бюрократическими, менее политическими и более предпринимательскими. Государственные университеты в южной Европе и Латинской Америке – возможно, являются исключениями в этой тенденции.

Высшее образование во всем мире продолжает становиться более интернациональным и более конкурентоспособным. Существуют новые виды как поставщиков высшего образования, так и заинтересованных лиц/актеров. Последние теперь составляют наднациональные организации (OЭСР и ЮНЕСКО), международные сети агентств по обеспечению качества (Международная сеть агентств по обеспечению качества, Европейского реестр по обеспечению качества), процессы (Болонья), и соглашения (Генеральное соглашение по торговле услугами, при каких условиях и когда это вступает в силу). Эти новые реалии создают проблемы для определения и осуществления академической свободы в измененном окружении.

*Authentica Habita – Указ, подписанный императором Ф. Барбаросса в 1155 г.

** Булла – официальное послание Римского Папы, которое получило свое название от свинцовой печати с именем Папы.

*** Parens Scientiarum – Булла Папы Григория IX от 13 апреля 1231 г., названная Magna Carta, которая гарантировала университетам независимость от местной власти, духовной и светской брало учебное заведение под Папскую защиту.



Назад в раздел