Зарубежное образование в Китае: изменение панорамы и правил



Кай Цзян (Kai Jiang) – ассоциативный профессор магистерской школы образования Пекинского университета.

E-mail: kjiang@pku.edu.cn

Ксуини Ма (Xueni Ma) – магистрант профессор магистерской школы образования Пекинского университета.

E-mail: st809@gse.pku.edu.cn

В Китайско-Американском совместном заявлении, подписанном в 2009 году, продекларировано, что Соединенные Штаты будут поощрять обучение американцев в Китае, отправив 100,000 студентов в течение ближайших четырех лет. Об этом говорится в совместном заявлении, что Соединенные Штаты отправляет студентов на обучение в Китай в больших количествах. По сравнению с 20,000 студентами из США в Китае, 100,000 американских студентов будет равен прорыву. В действительности, существует постоянный рост числа студентов, обучающихся в Китае, так как образование в Китае привлекло большое внимание зарубежных студентов.

Быстрое развитие

Китай стал крупной страной, который отправлял студентов для обучения за рубеж – это 178,900 человек в 2008 году, позже, 229,300 студентов в 2009 году. Несмотря на эти факты, образование для иностранных студентов в Китае быстро развивается, даже, несмотря на меньшие масштабы отправки студентов за рубеж. Китай входит в число немногих стран, в которых число обучающихся иностранных студентов быстро выросло. В период между 2001 и 2008 годами, среднегодовые темпы роста были свыше 20 процентов, а годовой прирост достиг 30,000 студентов. В 2008 году число иностранных студентов впервые превысило 200,000 человек и выросло на 14,32 процентов по сравнению с предыдущим годом. Число иностранных студентов в 2008 году выросло приблизительно в 170 раз по сравнению с 1978 годом (1,200), в 38 раз, по сравнению с 1988 годом (5,835) и в 5 раз в 1998 году (43,084).

Международное образование в Китае стало более разнообразным. Зарубежных студентов, обучающихся по неформальным программам, обычно принимают на китайском языке обучения или для краткосрочных исследований, но не в целях получения степени. Доля международных студентов, обучающихся по официальным программам увеличивается, в то время как доля поступивших по неформальным программам сокращается. Так, в 2004 году среди всех 110,844 иностранных студентов, процент учащихся по неформальных программам составил 71,5 процента, однако в 2008 году их доля снизилась до 64,2 процентов, когда общее число было равно 223,499 человек. Между тем, доля студентов, обучающихся по формальным программам, увеличилась с 28,5 процента в 2004 году до 35,8 процента в 2008 году.

Также увеличиваются количество учебных заведений, которые зачисляют иностранных студентов. В 1979 году существовало 23 академических вуза с иностранными студентами, в 1984 году – 55, в 1997 году – более 330, в 2001 году – 363 и в 2004 году – 420. В 2008 году, число учебных заведений выросло до 592. Кроме обычных высших учебных заведений, многие научные институты и другие типы образовательных учреждений выбираются иностранными студентами для обучения, например, Китайская академия наук или Китайский институт управления гражданской авиации. Прием иностранных студентов идет также в частных учебных заведениях, таких как университет Пекин Гили.

Важность развития

Зарубежное образование помогает Китаю развивать партнерские отношения с другими странами. С 1950 по 2000 гг. Китай подготовил более 360,000 иностранных студентов, которые позже стали экспертами в области науки и техники, образования, дипломатии и администрации отправляющих стран на учебу. Среди выпускников китайских вузов, имеются такие, которые занимали пост премьер-министра. Некоторые работали на министерских должностях, сотни были назначены профессорами или доцентами, и тысячи из них были заняты в сфере культурного, экономического и торгово-экономического сотрудничества с Китаем. Вкратце, обучение зарубежных студентов в Китае способствовало развитию и укреплению политических, дипломатических, экономических и торгово-экономических связей Китая с внешним миром, а также проведение культурного, образовательного и кадрового обмена между странами.

Зарубежное образование укрепляет национальные силы Китая. Иностранные студенты стали "мостом" для укрепления дружбы между народами разных стран. Большинство иностранных студентов стали профессионалами в укреплении взаимопонимания и дружбы между китайской и иностранной молодежью. Большое количество иностранных студентов понимают Китай. Зарубежное образование в Китае повысило мягкие силы, путем обучения иностранных студентов, которые положительно относятся к Китаю, распространяют китайский язык и культуру, расширяют международное влияние страны, повышают имидж и уровень управления, а также другие аспекты.

Обучение зарубежных студентов способствует построению университетов мирового класса. Китайские лучшие университеты являются основными учебными заведениями рекрутинга иностранных студентов. Эти студенты приносят новые и различные идеи, активизируют академическую атмосферу, обогащают культурное разнообразие, и расширяют интернациональность в университетах. Кроме того, обучение иностранных студентов обязывает китайские университеты улучшать качество обучения и повышать международную репутацию.

Обучение зарубежных студентов также приводит к экономическому росту. На основании оценки целевой группы Пекинского университета был сделан вывод, что долгосрочные иностранные студенты приносят прямой годовой доход Китаю от $ 0,96 млрд. долларов США до $ 1,15 млрд. долларов, в то время как вклад краткосрочных студентов около $ 0,09 миллиарда долларов США. Два типа студентов приносят прямой годовой доход в Китае, а это – около $ 1,05 млрд. до 1,24 млрд. долл. Кроме прямых доходов, имеются косвенные доходы, которые включают в себя стоимость транспортировки и стоимость аренды, а также стипендия стипендиатов. Кроме того, образование за рубежом в Китае стимулирует экономический рост в некоторых секторах и создает возможности для трудоустройства.

Остающиеся проблемы

Несмотря на прогресс, имеются проблемы для дальнейшего развития обучения иностранных студентов в Китае. Академический уровень образования зарубежных студентов является относительно низким. В 2008 году среди 80 тыс. иностранных студентов по официальным программам, студенты, обучающихся на уровне бакалавриата составляли 81,1 процента. Магистранты составляют сравнительно низкий процент, только 6,4 процента в общем объеме иностранных студентов. Существует большой разрыв в качественном составе обучающихся между Китаем и некоторыми развитыми странами, таких как Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Германия и Франция. Например, почти половина из иностранных студентов в Соединенных Штатах записываются на магистерские образовательные программы.

Что касается области научных исследований, высокую долю иностранных студентов составляют направления гуманитарные и социальные науки – 80 процентов. В 2008 году иностранные студенты, обучающиеся китайскому языку и литературе составили 55,7 процента, и только затем другие крупные программы, такие как западная медицина, экономика, бизнес, наука, традиционная китайская медицина и техника. Наибольшее число таких международных студентов из основных топ 10 стран происхождения, 8 из которых в Азии. Иностранные студенты, которые обучаются в Китае, в основном приезжают из Южной Кореи, США, Японии, Индии и Вьетнама.

Действующие правила и политика Китая не могут адаптироваться развитию обучения иностранных студентов. Положение о высших учебных заведений, допускающих иностранных студентов, изданного в 2000 году, является весьма устаревшим. Институциональная автономия для рекрутинга иностранных студентов является недостаточной.

Новая политика (правила)

Для дальнейшего развития зарубежного образования в Китае, правительство осуществляет следующие новые действия. Количество иностранных студентов будет расти. Согласно Концепции Национального плана Китая на среднесрочную и долгосрочную перспективу, по реформам образования и развития (2010-2020), Китай станет крупнейшей принимающей страной в Азии и одним из главных мест в мире для обучения иностранных студентов. Поддерживая ежегодный темп роста в 7 процентов, число иностранных студентов к 2020 году достигнет 500 000. Китайское правительство и университеты прилагают все усилия для создания условий, чтобы повысить численность иностранных студентов в университетских городках.

Количество обучающихся будет увеличиваться и государственная стипендия будет расти. Китай установит план по увеличению стипендии, где центральное правительство играет важную роль в вопросе увеличения и стабильности стипендии студентов. Правительство планирует направить стипендиатов в университеты, так как именно стипендиаты являются ключом в университетах, дисциплинах и программах, а также устанавливает баланс распределения стипендии среди отправляющих стран. Местные органы власти, высшие учебные заведения и предприятия рекомендует создавать различные формы стипендий.

В скором будущем будет создана система основной (базовой) программы. Китай совершенствует экзаменационную систему “Квалификационный экзамен китайского языка”(HSK) для улучшения возможностей иностранных студентов лучшей подготовки для обучения в Китае. Правительство поощряет университеты, которые имеют языковую политику, чтобы использовать английский язык, полностью или частично, в качестве учебной среды для иностранных студентов. Китай построил программу для иностранных студентов, чтобы гарантировать им соответствующие требования для обучения.

Появляются благоприятные условия политики обучения. Правительство планирует внести поправки в Положение о высших учебных заведениях, допускающих иностранных студентов, что предусматривает их обязанности и права студентов и учреждений. Министерство образования изменяет и совершенствует другие правила, чтобы нормализовать управление и образование для иностранных студентов, а также обеспечить регистрацию, визы, обучение и получение дипломов, и другие шаги, которые тесно связаны между собой.

Принятие и реализации новых правил не могут быть успешными без инициативы университетов, которые играют важную роль в обучении иностранных студентов. В целях привлечения более квалифицированных иностранных студентов и повышения качества образования в Китае, Правительство и университеты работают вместе, чтобы построить политику альянса.



Назад в раздел