Конец интернационализации



Уве Брандербург – проектный менеджер в Центре развития высшего образования.

E-mail: Uwe.Brandenburg@che-consult.de.

Ханс де Вит – профессор интернационализации на факультете экономики и менеджмента, Ходельскул Ван Амстердам, Университет прикладных искусств, Нидерланды.

E-mail: j.w.m.de.wit@hva.nl.

За более чем два последних десятилетия, концепция интернационализации высшего образования продвинулась от периферии до центрального интереса учебных заведений. C конца 1970 до середины 1980 годов, деятельность, которая могла бы быть описана как интернационализация, не называлась этим термином, не имела высокого статуса и была изолированной и не связанной с обучением. Исключение составляли совместные международные исследования, которые, однако никогда не были частью моды на интернационализацию. В конце 1980 гг. произошли изменения: была введена и стала распространяться интернационализация, значимость которой со временем стала повышаться. За последние два десятилетия в многомерную структуру были добавлены новые компоненты: произошел переход от простого обмена студентов к огромному бизнес-рекрутингу студентов, от активного воздействия на маленькую по размерам элитную группу до массового явления. По нашему мнению, наступило время критических размышлений по поводу изменяющегося концепции интернационализации.

От содержания к форме

Постепенно, вопросы «почему и с какой целью» перешли в другую плоскость, в результате чего основными целями интернационализации стали: большее число обменов, большее число степеней, полученных за рубежом, большее количество рекрутинга. Даже альтернативное движение «интернационализация в доме» в конце 1990гг. быстро перешло в это действенное состояние.

Это развитие совпало с началом второго конкурирующего термина: глобализация. В действительности, эти два термина действуют как две взаимодействующие области, делая невозможным проведение границы между ними. Сегодня, интернационализация стала белым рыцарем высшего образования, моральной основой, которая нуждается в защите, и итогом справедливости и беспристрастности. Сообщество деятелей высшего образования верит, что определение интернационализации ведёт к спокойствию и взаимному пониманию, которые явились ведущими силами таких программ как Фулбрайт в 1950 году. Пока зарабатывался нравственный престиж, его содержание кажется ухудшилось: форма потеряла свое содержание. Интернационализация стала синонимом «правильного дела», и люди меньше задают вопросы об эффективности и её основной сути: как инструмента для улучшения качества образования или исследований.

Девальвация интернационализации

С другой стороны, глобализация нагружена негативным подтекстом и считается более доминирующей, по сравнению с интернационализацией. Эта формула видит интернационализацию как «добро», а глобализацию - как «зло». Интернационализации предъявляются требования как фундаменту, на котором базируются гуманистические идеи в противоположность миру коммерциализации, якобы представляющийся термином - глобализация. К сожалению, эта искусственная вражда между интернационализацией и глобализацией игнорирует тот факт, что деятельность, относящаяся к концепции глобализации (высшее образование как товар рынка) во всевозрастающем количестве осуществляется под знаменем интернационализации, также как и увеличивающаяся коммерциализация, которая представлена на конференциях NAFSA: Ассоциации международных деятелей образования, Азиатско-Тихоокеанская ассоциация международного образования и Европейская ассоциация международного образования.

Интернационализация: от инноваций до традиций

Фактически это отношение усугубляется девальвацией интернационализации и инфляцией оборонительных мер. Сегодня в некоторой степени мы становимся больше защитниками традиций, а не пионерами интернационализации, не находимся в передовых рубежах инноваций. Это создаёт страх снижения собственных ценностей и защитное самосознание, который крепко держит традиционные понятия и действует согласно установленным принципам, в то время как весь мир движется далеко вперёд. Мы - авторы однозначно относим себя к группе «мы» - сокрушаемся, в общем смысле о потере настоящей мобильности и коммерциализации высшего образования и, в частности, о его международном компоненте. Мы уже потеряли с поля зрения инновационные разработки, такие как появление цифрового жителя планеты, для которого мобильность может быть, по крайней мере, как виртуальной, так и реальной.

Новый рассвет? Эра Постинтернационализации.

Таким образом, можно сделать выводы по активной роли и по управлению нашей собственной судьбой? Основные позиции заключаются в следующем:

1. Мы должны перейти от догматических и идеалистических концепций к интернационализации и глобализации.

2. Мы должны понять истинное значение интернационализации и глобализации - не в качестве цели, а как средства для достижения цели.

3. Мы должны сбросить вуаль неведения и спросить себя: почему мы занимаемся определённой деятельностью, как она помогает в достижении целей качества образования и исследований в глобализированном обществе знаний? Мы так же должны уделить внимание мобильности и другой деятельности по их действительной сущности, т.е. они являются лишь деятельностью или инструментами для достижения каких либо целей – а не самими целями.

4. Мы должны внимательно пересмотреть нашу увлеченность инструментами и значениями и инвестировать больше времени в вопросы основных причин и результатов.

Так как нам необходимо больше философии, нам требуется здравое ощущение реальности. Мы не можем далее предполагать, что определённые виды мобильности или другая международная деятельность (такие как обмен студентами и обучение заграницей) являются хорошими, а другие виды (такие как рекрутинг и транснациональное образование) плохими. Мы, если копать глубже, устанавливаем выбор в новой установке ценностей и рационализма, и гарантируем то, что мы достигаем, является значимым.

Будущее высшего образования является глобальным, и наша работа – должна помочь подготовить сферу высшего образования для этого. Поэтому, нам необходимы люди, которые понимают и определяют свои роли в глобальном обществе, выходя за пределы национальных границ, охватывают концепции устойчивого развития, совершенствование образования и исследования, и многое другое. Однако главное для нас сегодня это необходимость переутвердить основную роль университетов: помочь понять этот мир и улучшить наше отношение с ним. Для этого необходимы общие обязательства на институциональном и личном уровне того, как мы и наши студенты будут подготовлены жить и работать в глобальном обществе. Возможно, мы сможем оставить наши старые концепции интернационализации и глобализации и перейти к новой объективной парадигме. В любом случае, самое важное в настоящее время – это переосмысление и переопределение наших взглядов на интернационализацию высшего образования.



Назад в раздел