Пять мифов об интернационализации



Джейн Найт – ассистент профессора в Институте Онтарио по исследованиям в образовании, Университета Торонто.

E-mail:    jane.knight@utoronto.ca    или   janeknight@sympatico.ca.

С развитием интернационализации, сам процесс становится более сложным и важным. Однако он становится также и более запутанным и не совсем верно понимаемым понятием. Интернационализация определено прошла этап «фаворита сезона». Она прочно закрепилась в институциональных миссиях, стратегиях и политике также как и в рамках национальной политики. Все это свидетельствует о том, что наступила пора интернационализации, и она стала нормативной частью политики, практики и исследований в высшем образовании. Однако из-за высокого профиля интернационализации в настоящее время используется для описания всего и вся, что имеет отношение к мировому, межкультурному, международному или глобальному аспекту. Иными словами, это обобщенная фраза, которая теряет свое значение и направление. Данная статья предполагает, что уже многие годы развивались косвенные предположения об интернационализации, возможно мифы, которые должны быть изучены и обсуждены. Далее следует краткое описание пяти основных мифов.

Миф первый: иностранные студенты как агенты интернационализации

Существующий долгое время миф о том, что иностранные студенты в вузе создадут более международную институциональную культуру и учебную программу. Пока университеты, возможно, ожидают этого, реальность часто рисует другую картину. Во многих вузах иностранные студенты чувствуют себя социально и академически маргинальными, часто испытывая этническую или расовую дискриминацию. Чаще всего местные студенты, как известно, сопротивляются или же в лучшем случае сохраняют нейтралитет по отношению к совместным академическим проектам или социальному сотрудничеству с иностранными студентами – только если специфическая программа составляется университетом или преподавателем. Иностранные студенты стараются держаться вместе и часто даже имеют более широкий интеллектуальный опыт во время обучения, чем местные студенты без проникновения в местную культуру. Конечно же, этот сценарий не применим для всех без исключения университетов, но все заявляют, что основной причиной привлечения иностранных студентов является интернационализация вуза. Хотя это и разумное объяснение благих намерений, но часто оно не работает на практике и вместо этого маскирует другие мотивации – такие как получение прибыли и желания продвинуться в мировых рейтинговых таблицах.

Миф второй: международная репутация как свидетельство качества

Второй миф основан на убеждении, что чем более международным является университет по количеству иностранных студентов, числу зарубежных ППС, учебных планов, исследований, соглашений и членству в различных организациях, тем выше его репутация. Это связано с ошибочным утверждением о том, что сильная международная репутация является свидетельством качества. Случаи сомнительных стандартов приема и выпуска для университетов во многом зависящих от прибыли и «бренда», обеспечиваемыми иностранными студентами является конкретным доказательством, того, что интернационализация не всегда приводит к повышению качества и высоким стандартам. Этот миф был еще больше усложнен, в связи со стремлением университетов попасть в мировые и региональные лиги, такие как Таймс или Шанхайский рейтинг мировых университетов. Крайне неопределенно то, насколько тщательно рейтинги изучают международный компонент университета, и что еще более важно всегда ли является международное направление объективным индикатором качества

Миф третий: международные договора университета

Многие считают, что чем больше у университета количество международных соглашений и членство в различных организациях, тем более престижным и привлекательным он является для других университетов и студентов. Но практика показывает, что большинство университетов не могут управлять или даже разумно использовать многочисленные соглашения. Для поддержки активного и плодотворного сотрудничества необходимо инвестировать людские и финансовые ресурсы, т.е. вкладывать ресурсы в отдельных преподавателей, департаменты и международные офисы. Например, длинный список международных партнеров отражает только бумажные соглашения, а не активных партнеров. И снова, количество кажется более важным, чем качество, а список международных соглашений используется как символ статуса, а не как описание реальных академических связей. На самом деле последним трендом стало уменьшение количества соглашений до 10 или 20 самых приоритетных партнеров для университета. Это может привести к более осознанным и стабильным отношениям, но также и к недовольству среди сотрудников и ППС по поводу снижения интернационализации и уменьшения индивидуальных международных исследований или учебных разработок.

Миф четвертый: международная аккредитация

Международная аккредитация от зарубежных внешних национальных агентств по обеспечению качества (особенно из США) или профессиональных инженерных и бизнес аккредитационных органов в настоящее время достаточно популярны в университетах по всему миру. Суть в том, что чем больше международных аккредитационных звезд имеет университет, тем соответственно он лучше. Это не соответствует действительности. Зарубежное признание качества не говорит о размерах, масштабе, объеме международной деятельности касающихся обучения, исследования и социальной ответственности.

Миф пятый: глобальный брендинг

Пятый миф относится к неправильному предположению о том, что целью интернационализации университета является попытка продвинуть свой бренд или позиционирование на глобальный уровень. Это смешивает международную маркетинговую кампанию с планом интернационализации. Первая деятельность призвана рекламировать и продвигать, а вторая – это стратегия по интегрированию в международном, межкультурном и интеллектуальном направлении для достижения целей в преподавании, исследовании, социальной ответственности университета. Цели, ожидаемые результаты и инвестиции в глобальную инициативу брендинга отличаются от тех, которые требуются для международной интернационализации. Таким образом, мифом является то, что международная маркетинговая схема эквивалентна плану интернационализации. Это не отвергает того факта, что стратегическое и успешное развитие интернационализации может привести к большей международной узнаваемости, но признание – это не самоцель, а побочный продукт.

Общим элементом во многих из этих мифов являются выгоды от интернационализации или что степень международного может быть количественно измерена – количество студентов, зарубежных профессоров, международных договоров, совместных образовательных программ, исследовательских программ, зарубежных аккредитаций, филиалов и так далее. Пытаясь измерить результаты, используя количественные показатели, они не рассматривают непостижимые человеческие показатели студентов, ППС, ученых и общества, которые приносят значительную пользу для интернационализации.

Выводы

Эти пять мифов не относятся ко всем университетам или же ко всем странам, но они отражают очень распространенные и неверные предположения. Конечно же есть еще мифы, так же как и неоспоримые истины об интернационализации, которые требуют дальнейшего обсуждения. Целью идентификации и отражения этих мифов и истин является убежденность в том, что интернационализация находиться на правильном пути и что мы будем готовы к прямым и косвенным последствиям, так как сектор высшего образования во времена стремительного развития использует конкурентоспособность, ранжирование и коммерциализацию в качестве движущих сил.



Назад в раздел