Новый закон Индии об аккредитации



Паван Агарвал – государственный служащий высшего ранга Индии и автор книги «Высшее образование в Индии: взгляд в будущее» (Sage, 2009). Взгляды, изложенные в данной статье, являются выражением мнения автора. E-mail: apawan08@gmail.com

В Индии, происходил беспрецедентный рост числа университетов и колледжей. Только за последние пять лет появилось 200 новых университетов и 8.000 новых колледжей, их общее количество составляет 525 и 25.950, соответственно. Этот исключительный рост вызвал обеспокоенность по поводу качества образования. Добровольная аккредитация, созданная два десятилетия назад, изо всех сил пытается продемонстрировать свою жизнеспособность. Однако за это время лишь одна шестая часть колледжей и одна треть всех вузов получили аккредитацию. Вопрос не заключается только в количестве; дело в том, что аккредитация не имеет эффекта и, следовательно, не слишком ценится. Большинство университетов и колледжей не желают подвергать себя процедуре аккредитации.

Новый закон об аккредитации

Новый закон об аккредитации в настоящее время находится на утверждении в индийском парламенте. Закон обеспечит проведение обязательной периодической аккредитации всех учреждений и программ зарегистрированными аккредитационными агентствами. Обязательная аккредитация более 26.500 учреждений и невероятно огромного количества программ потребует большого количества компетентных и надежных агентств по аккредитации. Поэтому закон предусматривает деятельность Национального регулирующего органа по аккредитации вузов, который будет регистрировать такие агентства, а также проводить мониторинг и проверку их работы. Полный текст законопроекта о Национальном регулирующем органе по аккредитации вузов, 2010 доступен на ссылке

В соответствии с законом, аккредитационные агентства будут существовать только в форме некоммерческих организаций и строго регулироваться национальным органом, их финансирование будет проводиться преимущественно за счет аккредитационных сборов, взимаемых с вузов. Только с согласия управляющего органа могут быть внесены изменения в их собственность, в состав Совета управляющих и подзаконные акты. Кроме того в дальнейшем, аккредитационный процесс и сборы будут также предписываться органом. Однако, нормы и стандарты, которым должны следовать аккредитационные агентства будут определяться соответствующими нормативами регулирующих органов. Существующие аккредитационные агентства, а именно Национальный Совет по аккредитации и оценке и Национальный Департамент по аккредитации будут продолжать функционировать, пока не будут зарегистрированы в новой форме управления.

Все новые учреждения образования должны будут пройти обязательную аккредитацию перед тем как принимать студентов, однако для существующих учреждений будет предоставлено время сроком 3 года для прохождения аккредитации. Те вузы, которые уже были аккредитованы, будут проходить аккредитацию только после окончания срока их действующей аккредитации. В новом законе, для неаккредитованных вузов предусмотрены строгие виды наказания, доходящие до двух лет лишения свободы или штрафа до одного миллиона рупий (US $ 22,000), или одновременно оба вида наказания. Центральное правительство может, однако, освобождать некоторые вузы от обязательной аккредитации.

Во главу угла закон ставит качество высшего образования. Он обеспечивает автономную институциональную структуру с нормативной поддержкой для регистрации и регулирования компетентных и профессиональных агентств по аккредитации. Закон устанавливает определенные сроки для регистрации и аккредитации, а также требует следования принципам прозрачности и достоверности. Он предписывает обеспечение правдивой информации о качестве образования и содействует мобильности студентов через вузы. Индия стремится поднять свою практику обеспечения качества на один уровень с мировыми стандартами в этой сфере деятельности. Закон предоставляет вузу право выбора подходящего для себя агентства среди множества. Однако с учетом размера и сложности всей системы, реализация этой задачи будет достаточно сложной.

Вопросы реализации

Эффективное осуществление этого закона требует понимания реалий и уточнения в двусмысленности некоторых положениях самого закона. Аккредитация и регулирование являются часто взаимозаменяемыми. В некоторых странах, аккредитации означает одобрение государственным органом, в то время как аккредитация, практикуемая в Индии, была импортирована из США, с внешним контролем качества на основе экспертной оценки. Эта модель направлена на поддержание и улучшение академических стандартов. Она утверждает, что студенты достигают конкретного уровня знаний, навыков и умений, благодаря своему участию в определенной образовательной программе.

В Соединенных Штатах, аккредитация включает в себя рассмотрение физической инфраструктуры, человеческих ресурсов (в том числе профессорско-преподавательского состава), администрации и структуры управления. Для некоторых профессиональных областей, могут быть включены дополнительные оценки лицензирования. Для того, чтобы быть эффективной, практика индийской аккредитации должна основываться на существующей системе признания и утверждения институциональной и программной аккредитации. Закон, кажется, игнорирует их.

Закон основан на нереальных ожиданиях. Он предполагает, что несколько компетентных органов по аккредитации придут и аккредитуют все учреждения и программы в ближайшие три года, а впоследствии будут делать это периодически. Этот процесс вряд ли произойдет из-за строгих (справедливо) условий для получения лицензии. Из-за боязни преследования, весьма вероятно, что многие учреждения будут подавать заявки на аккредитацию, но маловероятно, что все они будут аккредитованы в ближайшее время. Многие образовательные учреждения и программы останутся неаккредитованными и могут столкнуться с закрытием и строгим наказанием. Закрытие учреждения и программ - сложная процедура: все это будет отражаться на студентах и сотрудниках, а судебное преследование часто является долго тянущимся процессом.

В США, наоборот, добровольная аккредитация имеет влияние в основном благодаря тому, что национальное правительство использует институциональную аккредитацию для предоставления колледжам и университетам прав на получение федеральной помощи для студентов, которые являются важным источником финансирования для большинства учреждений. Кроме того, студенты из неаккредитованных учреждений не имеют возможности переводиться в аккредитованные учреждения. В результате, студенты выбирают только аккредитованные вузы; следовательно, неаккредитованные вузы, в конце концов, являясь нежизнеспособными, будут вынуждены закрыться.

Путь вперед

Учитывая громадную задачу по аккредитации – это около 26.500 учреждений и сотни тысяч программ, предлагаемых ими, необходимо разработать эффективную стратегию по обеспечению качества для страны. Аффилированные университеты могли бы играть важную роль с 90 процентами студентов, обучающихся в бакалавриате и с 60 процентами - в магистратуре и докторантуре при колледжах, связанных с университетами.

Ответственность по аккредитации может быть разделена. Например, аккредитация колледжей по искусству и наукам в штате, (кроме связанных с центральным вузом – финансируемых за счет центрального правительства) может проводиться на уровне правительство штата или на его структурного подразделения. Общеобразовательные программы, помимо профессиональных программ, как правило, не аккредитовываются, а их качество обеспечивается путем проведения институциональной аккредитации.

Специализированные автономные профессиональные учреждения в таких областях, как инженерное дело, архитектура, фармацевтика и сестринское дело могут быть аккредитованы заинтересованными профессиональными агентствами во избежание дублирования усилий. Существует возможность объединения частных учреждений для аккредитации по специализированным программам обучения, как страхование, морское образование, и так далее. Credit Rating and Information Services of India Ltd уже аккредитуют морские вузы от лица государственного агентства генерального директората по судоходству. Еще может существовать несколько возможностей подобных этой.

Остальные университеты и колледжи могут быть аккредитованы Национальным Советом по аккредитации и оценке. Это учреждение может быть реорганизовано в пять независимых региональных советов по аккредитации. На основе объективных критериев и с использованием оговорки, предложенной в новом законе, некоторые ведущие наукоемкие учреждения могут рассматриваться как самостоятельно аккредитирумые учреждения в духе предоставления полной автономии. Таким образом, можно охватить все учреждения и программы посредством планового и децентрализованного подхода и ответственности.

Вместо проведения аккредитации обязательной по закону, было бы более целесообразно создавать другие требования. Аккредитация может быть обязательной для доступа ко всем видам государственного финансирования - институциональных или исследовательских грантов и финансовой помощи студентам. Аккредитованным учреждениям можно было бы предоставить право не принимать студентов из неаккредитованных вузов. За счет такого инструмента, вузы, которые не нуждаются в государственных средствах, были бы также вовлечены в процесс аккредитации. Возможность выбора для студента сделает аккредитацию де-факто обязательной.

Заключение

Внедрение новой аккредитации в Индии в ее нынешнем виде, несмотря на высокие цели и благородные намерения, представляет трудную задачу и долгую и упорную борьбу. Аккредитация, заложенная в новом законе, не совсем является практикой по обеспечению качества, а скорее, обязательным государственным регулированием, что вряд ли будет работать. Новый закон должен полагаться на взаимосвязь аккредитации с государственным финансированием и переводом студентов вместо суровых наказаний. Необходим целостный и структурный подход с участием нескольких агентств для обеспечения качества масштабной и развивающийся системы высшего образования Индии.



Назад в раздел