Центральная Азия: растущее разнообразие



Марта Мерилл

Марта Мерилл – доцент (адъюнкт-профессор) департамента высшего образования Университета Штата Кент (Kent State University). Она принимала участие в реформе университетской системы Киргизстана с 1996 по 2001 г.

Е-мейл: mmerril@kent.edu

Несмотря на географическую близость и исторические связи, страны Центральной Азии развивают системы высшего образования в разных направлениях. Пять стран этого региона – Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан даже во времена распада СССР отличались друг от друга: по уровню благосостояния, природным ресурсам, размеру населения, географическим параметрам, уровню государственного контроля, языкам общения, отношению к этническим меньшинствам, наличным ресурсам высшего образования. С тех времен эти страны шли по различным путям в вопросах создания наций и форсирования национальных элит, руководствуясь при этом разными философиями и опираясь на различные ресурсы.

Наглядный пример

В августе 2009 г. Туркменистан, как наиболее репрессивная из этих стран, не разрешила студентам поехать в соседний Киргизстан, причем студентов даже снимали с самолетов с помощью грубого насилия. Объектом ярости руководства Туркменистана стал Американский Университет Центральной Азии, созданный местными усилиями и лицензированный и аттестованный правительством Киргизии. Шестидесяти студентам было отказано в учебе, но взамен было обещано отправить на учебу в Американский Университет Болгарии, у которого есть и американская, и болгарская аккредитации. Однако в начале октября власти Туркменистана запретили перелет студентов в Болгарию. Сейчас есть слухи о том, что этих студентов направят учиться в Российские университеты.

Туркменистан – одна крайность

Туркменистан находится на одном полюсе диапазона шкалы разнообразия, свободы выбора и степени академической свободы. Диктатор С. Ниязов (который умер в декабре 2006 г.) - сократил срок высшего образования с 5 до 2 лет, а школьного образования – с 11 до 9 лет. Была закрыта Академия Наук и большинство библиотек. Предписывалось выделять несколько часов учебного времени на изучение Рухнамы (Rukhnama) - своеобразного цитатника его собственных бессвязных и часто беспорядочных мыслей-изречений. Хотя при его последователе Г. Бердымухаметове 5-летний срок высшего образования был восстановлен, расширился прием в университеты (пусть и не в масштабе советского периода), было обещано возобновить работу Академии Наук, начал свою работу филиал российского Университета нефти и газа им. Губкина, академические свободы фактически отсутствуют. Профессорско-преподавательский состав ВУЗов, получивший лишь 2-х годичное образование при правлении Ниязова, отличается низкой квалификацией и мало знает о внешнем окружении своей страны. Кроме того, широко распространена практика взяток за зачисление и получение дипломов и ученых степеней. Так, декан и несколько лекторов Института мировых языков Азади этим летом получили 119 тыс. долл. от 8-ми студентов. Источники Интернета часто связывают августовские запреты на движение студентов для обучения в Американском университете Центральной Азии с тем, что такая альтернатива лишает власти возможности получать взятки, но в середине октября 47-ми американским студентам-волонтерам был также запрещен въезд в Туркменистан. Этот факт уже говорит в пользу стремления оградить молодежь от внешних идей и мировоззрений. В середине октября появились данные о том, что фактические запасы газа в стране в 3 раза меньше ранее объявленных. Так как газ дает большую долю доходов, идущих, в том числе и на финансирование образования, то прогноз будущего стал еще более неопределенным.

Киргизстан – осознанный выбор или хаос?

Другим полюсом отмеченного диапазона является Киргизстан. Там размещен не только Американский университет Центральной Азии, но также два университета, основанные на базе межправительственных соглашений: Кыргызско-Славянский Университет и Кыргызско-Турецкий Университет имени Манаса. В дополнение к этому, в Кыргызстане расположен частный Турецкий Университет Ала-Тоо, Академия Организации безопасности и сотрудничества в Европе, 6 филиалов российских университетов, Университет Кувейта, Исламский Университет, Кыргызско-Узбекский университет, кампус Университета Центральной Азии, финансируемый Ага Ханом для обучения горных народностей. Евросоюз предлагает программы Темпуса, Эразмуса Мундуса, Эразмуса Мундуса в рамках европейской кооперации и Европейского Фонда обучения. С 2007 г. было создано 6 центров Болонского процесса и Кыргызстан, вместе с Казахстаном, были приглашены на встречу европейских министров по Болонскому процессу в апреле 2009 г.

Американский университет Центральной Азии и Университет Манаса предлагают 4-х годичную программу бакалавров и 2-х годичную магистерскую учебу, в других университетах есть 3-х годичные программы бакалавров и 2-х годичные магистерские программы. Прочие предлагают пятилетний диплом советского типа и защиту кандидатской диссертации. Некоторые ВУЗы используют кредитные часы, некоторые – контактные часы, иные – сочетание того и другого. Многие эксперты называют такое разнообразие русским словом «каша», то есть неразбериха, неопределенное смешение разных возможностей.

С другой стороны, описанное разнообразие весьма полезно для страны с ограниченными минеральными ресурсами и зависимой от образованности и творческого потенциала своих граждан. В августе 2009 г., после принятия Министерством образования новых правил о кредитных часах, о введении европейской системы трансферта кредитов и Приложения к диплому, одобрения методов независимой преподавательской работы, университетам были разосланы инструкции о временном разрешении использования самостоятельных автономных учебных планов, до тех пор, пока не будут разработаны национальные стандарты.

Казахстан – смешанные впечатления

Казахстан является крупнейшей и благодаря нефтегазовым резервам – богатейшей страной Центральной Азии. Казахстан объявил себя идущим по «пути в Европу», в 2009 г. был приглашен на Форум министров стран-членов Болонского процесса и вскоре займет место Председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе - ОБСЕ. Университеты западного типа представлены следующими организациями: Казахский институт менеджмента, экономики и стратегических исследований (КИМЕП); Казахстанско-Британский технический университет (КБТУ) и небольшой Казахстанско-Немецкий университет; кроме этого, создается Университет мирового класса в Астане, который развивается в сотрудничестве с Университетом Лондон колледж.

Некоторые университеты используют систему кредитных часов. Казахстан разрешает существование частных университетов, получено разрешение на создание Независимого агентства по обеспечению качества образования (НКАОКО). Казахстан финансирует Программу Болашак, которая посылает студентов учиться за границу на условиях их возвращения назад для работы в Казахстане.

Существует, однако, несколько тревожных сигналов из Казахстана. У сильно рекламируемого университета Астаны нет своего сайта в Интернете и статус его работы трудно оценить, либо каким-то образом подтвердить**; Институт менеджмента, экономики и стратегических исследований отменил контракты с иностранными преподавателями в период экономического спада; через программу Болашак оказывается давление на студентов, принуждая их быстрее закончить обучение и вернуться домой; некоторые частные университеты были в срочном порядке закрыты. Реформа образования, по меньшей мере, не сбалансирована с гласностью и прозрачностью информации конкретных формах проведения.

Узбекистан – ограниченные цели

Узбекистан за время правления Президента Ислама Каримова серьезно ограничил политические свободы. Несмотря на это, в стране быстро растет число колледжей. Но их рост сочетается с низкой оплатой преподавательского состава и плохими условиями занятости молодежи, широко распространенной коррупцией в сфере образования. Отчет Мирового Банка 2007 г. отметил, что Узбекистан и Таджикистан сохранили элитные системы образования, в то время как Кыргызстан и Казахстан сделали выбор в пользу массового образования. В Узбекистане функционируют 3 иностранных университета и 3 филиала российских университетов.

____________________________

** в настоящее время сайт университета уже действует – www.nu.edu.kz, примечание научного редактора.

Один из наиболее известных местных университетов – Университет мировой экономики и дипломатии – отличается интернациональным фокусом своей деятельности. Узбекистан является единственной страной в Центральной Азии, которая запретила деятельность школ, спонсируемых Турецкой суфийской организацией (Fethullah Gulen). Школы были закрыты в сентябре 2000 г. по причине того, что их пропаганда специфической формы ислама могла бы подорвать основы правления Ислама Каримова. Даже Туркменистан разрешил функционирование на своей территории Туркмено-Турецкого университета, хотя и с определенными ограничениями.

Таджикистан – обеспокоенность обеспечением базовыми потребностями

Таджикистан был самой бедной из 15 республик Советского Союза и по сей день стоит особняком среди других стран Центральной Азии. Этому есть несколько причин. Таджики этнически и по языку принадлежат к персидской культуре, а не к тюркскому миру, как другие страны Центральной Азии. Кроме этого, страна прошла через разрушительную гражданскую войну 1992-1997 гг. и она граничит с Афганистаном, что является причиной многих проблем и способствует обострению отношений с другими странами.

В феврале 2009 г. вышел Отчет Организации «Международная кризисная группа» (International Crisis Group). Отчет назывался «Таджикистан: дорога к развалу» (Tajikistan: On the Road to Failure). В нем указано, что половина трудоспособного населения покинула страну и 70% таджиков живут в «ужасающей бедности». Электричество часто подается на несколько часов в течение дня. Таджикистан борется за возможность обеспечить себя начальными и средними школами, особенно в сельских областях. В столице Душанбе расположен поддерживаемый Россией Таджикско-Славянский университет, в городе Хорог расположен один из трех кампусов Университета Центральной Азии, финансируемого Ага Ханом. По Отчету Мирового Банка 2007 г., со времени получения Таджикистаном независимости утверждено 19 Законов сферы высшего образования. Тем не менее, не только реструктуризация, но даже поддержание государством основ высшего образования является сложной проблемой, решению которой постоянно мешают непрекращающиеся кризисы.

Расходящиеся пути

Страны Центральной Азии, несмотря на их географическую и историческую близость, разделены уровнем богатства, различной обеспеченностью природными ресурсами, различиями государственных приоритетов и степенью госконтроля, а так же интенсивностью международных контактов. Они все больше расходятся в путях своего развития. Системы высшего образования отражают и реагируют на различия условий своего существования, и поэтому они уже не отражают друг друга зеркально, а наоборот, приобретают уникальные черты.



Назад в раздел