ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ГЛОБАЛЬНЫЕ РЕЙТИНГИ НЕСПРАВЕДЛИВЫМИ ПО ОТНОШЕНИЮ К УНИВЕРСИТЕТАМ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ?



Андрэ Бернаскони - профессор высшего образования Института образования Папского Католического университета Чили. E-mail: abernasconi@uc.cl.

В 2012 году в рейтинге лучших университетов мира по версии Times Higher Education ни один латиноамериканский университет не вошел в первую сотню, и только четыре заняли место в общем списке из 400 университетов, представленных в рейтинге. Шанхайский рейтинг 2012 года обошелся с Латинской Америкой не лучше: в лидирующую группу из 150 вошёл один университет, а в общий список из 500 рейтингуемых университетов – десять.

Такой расклад вызывает некоторое недоумение, учитывая, что Бразилия является шестой экономикой ​​мира, а Мексика – 14-й. Это должно бы иметь значение, когда дело доходит до выделения лучших вузов, как в странах вроде Израиля (три вуза входят в первую сотню в китайском рейтинге) или Голландии (два вуза).

Руководители университетов в Латинской Америке действительно считают, что с рейтингами что-то не так, утверждая, что они являются предвзятыми и несправедливыми по отношению к региону и что латиноамериканские университеты существенно отличаются от того представления об университете, которое предполагается рейтингами.

Проблема заключается в рейтингах

Группа руководителей латиноамериканских университетов встретилась в Мехико в мае 2012 года при поддержке ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), чтобы обсудить рейтинги и что делать. Они пришли к выводу, что рейтинги являются некорректными методами оценки деятельности университетов – как в отношении итогового индекса, так и в отношении каждой измеряемой переменной. Еще один вывод заключался в том, что рейтинги особенно малопригодны для оценки латиноамериканских университетов – «обязанности и функции которых не ограничиваются рамками более традиционных англо-саксонских университетов, используемых в качестве стандартов для рейтингов». Ректоры также отметили, что это предубеждение в пользу англо-саксонской модели университета подкрепляется использованием публикаций ISI-Thomson Reuters и SCOPUS, а также цитированием баз данных, где собраны материалы, по большей части опубликованные на английском языке и касающиеся сферы здравоохранения и технических наук.

Конечно, Латинская Америка не является единственным регионом в мире, который может выдвинуть обоснованные претензии против предвзятости рейтингов. Так, Азия, как и Латинская Америка, имеет такие же причины для возмущения

против этой несправедливости: в конце концов, азиаты гораздо более многочисленны и точно так же не являются частью доминирующей западной традиции. Тем не менее, большинство университетов, демонстрирующих почетные места в рейтинге, находятся в Азии: Корее, Сингапуре, Тайване и Китае. Вместо того, чтобы жаловаться, что существует недостаточно журналов, чтобы публиковаться на корейском или китайском языке, ученые в этой части мира сами изучают английский язык и публикуются по всему миру на этом языке; то же самое делают ученые Израиля и Нидерландов.

Латиноамериканские университеты – другие

Так всё же, что это за уникальные обязанности и функции, выполняемые латиноамериканскими университетами, из-за которых относиться к ним нужно иначе, чем к модели «англосаксонского» университета? Обычно университеты Латинской Америки говорят о своей «социальной» миссии – неуловимое понятие, которое, как представляется, охватывает всё, что университеты предположительно делают помимо научных исследований и преподавания, передачи результатов исследований и вообще любых функций, ассоциирующихся с университетом любой из стран мира. Понятие «социальной миссии» предназначено отразить роль, реально или предположительно играемую университетами в деле укреплении демократии, содействия социальной интеграции, формирования национальной идентичности. Университеты в Латинской Америке часто играли эту роль, когда демократическое правление терпело крах, и только университеты и несколько других учреждений оставались островками относительной свободы и политической организации. Это были, конечно, достойные усилия, но они свойственны не только университетам латиноамериканского региона. Более того, когда демократическое правление и верховенство закона укрепляются в Латинской Америке, университеты все больше освобождаются от их вспомогательной политической роли и должны вернуться к их основной институциональной функции – быть центрами знания.

Рейтинги как информация Латинской Америке

Критика рейтингов, как надежной методологии, располагающей университеты в определенном порядке по их качеству, является обоснованной. Однако не обязательно можно соглашаться с утверждением, что университет №100 в каком-нибудь смысле «лучше», чем университет № 120, чтобы услышать информацию, ориентированную на ежегодные рейтинги, базирующихся на научных исследованиях: латиноамериканское высшее образование в мире научных исследований представляет собой величину ничтожную.

Как утверждают ректоры, это отчасти проблема недостаточного финансирования науки в Латинской Америке. Однако это проблема не единственная и даже не основная. С 1990-х годов отмечается значительный рост государственных средств, выделяемых на научные исследования в Бразилии, Чили и Мексике. В ответ число публикаций возросло, но не настолько, чтобы это имело какое-нибудь значение в глобальном масштабе. Латиноамериканским университетам не хватает двух ключевых ресурсов: достаточного количества профессорско-преподавательского состава и продуманного управления.

Большинство лучших университетов Латинской Америки (за исключением нескольких бразильских) все еще имеют академический персонал, среди которого преподаватели с ученой степенью в меньшинстве, а владение языками, иными, чем испанский и португальский, является чем-то исключительным (и Бразилия здесь ничем не отличается от других стран). Более того, многие занимающиеся научными исследованиями преподаватели в этом регионе имеют зарплату настолько низкую, что им приходится постоянно где-то подрабатывать, чтобы связать концы с концами. Никаких результатов, конкурентоспособных на международном уровне, нельзя ожидать от преподавательского корпуса, не обученного вести научные исследования, от ученых, вынужденных заниматься посторонней деятельностью, чтобы заработать на жизнь, или от академических сотрудников, которые умеют читать только на испанском и португальском.

Еще одним камнем преткновения является руководство вузами и управление национальной системой высшего образования. Университетская автономия, предмет почти религиозного поклонения в Латинской Америке, десятилетиями выполняла «благородную» функцию поддержания коррумпированных, некомпетентных, невменяемых или автократичных правительств, оставленных в покое университетами. К сожалению, в некоторых странах функция автономии продолжает быть необходимой и сегодня. Однако в большинстве стран региона стабильные демократии с разумным руководством создают и укрепляют пространство цивилизованного диалога, в котором университеты могут себе позволить, ничем особенно не рискуя, вмешиваться в политику высшего образования, осуществляемую выборными должностными лицами, а не просто хлопнуть перед их носом дверью автономии. Это важно, поскольку большинство латиноамериканских университетов, особенно в государственном секторе, не имеют качественного руководства или внутренней политической платформы для реформирования. Поэтому они должны работать с правительствами своих стран (что все чаще делают университеты в Европе, Австралии и Азии), чтобы найти новые стратегии и механизмы изменений. А изменения крайне необходимы в нескольких ключевых аспектах: следует обновить академические кадры; средства, выделяемые на ведение научных исследований, направить тем, кто способен использовать их продуктивно; пересмотреть структуру карьеры и шкалу ставок заработной платы профессоров. Необходима реформа в сфере административного управления – чтобы установить процедуры принятия долгосрочных стратегических решений в университетах, обуздать административный произвол и раздувание штатов, ограничить пагубное влияние узкопартийного подхода на университетские дела. Такие изменения могут стать началом новой эпохи для университетов Латинской Америки – эпохи, когда рейтинги, в основе которых научные исследования, станут для них менее чуждыми.



Назад в раздел