Может ли высшее образование Гаити подняться из-под обломков?



Гарри Е. Дамей

Гарри Е. Дамей – заместитель декана по финансам и главный финансовый экономист Школы Инженерного дела и прикладных наук Гарвардского Университета. Он также является внешним консультантом для 3-х летней Программы партнерства между Бостонским Университетом Массачусетса и Государственным университетом Гаити, финансируемой Американским Агентством Международного развития.

Е-мейл: dumay@seas.harvard.edu

Землетрясение 12 января окончательно разрушило высшее образование страны. Пытаясь его восстановить, необходимо стараться создать новую и лучшую систему.

Катастрофический урон

За 35 секунд землетрясения было обвалено единственное здание, в котором размещался Университет Порто-Принса вместе с сотнями студентов и преподавателей. Бетонные блоки всех завалили: погибли декан, несколько преподавателей и более 300 студентов. Большинство зданий и помещений Университета были либо разрушены, либо стали непригодны для безопасной эксплуатации. Окончательных сведений о человеческих жертвах пока нет. Никто не может сделать прогноз о возможности возобновления учебы.

Высшее образование уже было в неустойчивом состоянии до событий 12 января. Низкая доступность образования, слабая структура управления, отсутствие должного преподавательского состава – вот три главных недостатка былой системы.

Низкая доступность образования

По оценкам только 1% населения имело доступ к элитному уровню в Гаити. Это можно проиллюстрировать в сравнении с соседней Доминиканской Республикой. В Доминиканской Республике из 9 млн. населения обучается 175 тыс. студентов ежегодно, а Гаити с ее 8, 5 млн. населения обучается только 15 тыс. студентов. Даже среди студентов, закончивших колледж, 78% не имеют возможности продолжить образование в университете.

Недееспособное управление

Во-первых, управление является весьма проблематичным в пределах Государственного Университета Гаити. Ректора, вице-ректора и деканы выбираются студентами и преподавателями. Они чувствуют себя более подотчетными своим «избирателям», чем руководствуются задачами эффективного руководства. Группы студентов-активистов имели серьезное влияние на выборы руководства Университета. Так, например, студенческая забастовка на Факультете медицины парализовала учебный процесс с апреля 2009 года до времени землетрясения. Государственный Университет отвечал за контроль деятельности частных учебных заведений, которые конкурировали с ним за лучших студентов. Частные ВУЗы смогли отменить данную контрольную функцию, аргументировав такое решение тем, что параметры обучения у них выше, чем в Государственном Университете. В результате отмены контроля, вообще не осталось каких-либо стандартов регулирующих функции, и увеличилось число «псевдоуниверситетов».

Несуществующий профессорско-преподавательский состав

Академическая профессия не существует в Гаити. Статистика есть только до 1987 г. и она говорит о том, что 93% занимаются подработками и работают на частичной оплате и только 26% из них имеют ученую степень. С того времени положение с учеными степенями несколько улучшилось. Однако большинство преподавателей имеют вторую работу, и вынуждены брать максимальное количество подработок для обеспечения приличного уровня жизни.

Вопрос воссоздания высшего образования

Несмотря на ущерб от стихийного бедствия, является ли высшее образование приоритетом? Правительство и руководство образование страны утверждает, что «Да». Есть желание восстановить школы для внешних и внутренних целей развития страны. С 1815 г., когда был создан первый в стране ВУЗ, высшее образование играло огромную роль в формировании национальной элиты. Обеспечение доступного бесплатного образования рассматривается как одна из обязанностей правительства. В свою очередь, Государственный Университет и другие ВУЗы, созданные с 80-х гг. прошлого века «вырастили» большинство профессионалов, технократов и политиков страны.

Экономический рост страны невозможен без восстановления системы образования. Развитие человеческого капитала лежит в основе экономического роста 21 века. Инновации и предпринимательство, как о том писал И. Шумпетер, нуждаются в эндогенном росте человеческого капитала и беднейшие страны только так могут выйти из состояния бедности. Наука и технологии стали двигателями прогресса. Гаити как страна должна сформировать свой собственный интеллектуальный класс (его новое поколение) для того чтобы иметь перспективы роста благосостояния, а не рассчитывать в этом и в других отношениях только на международную помощь.

После землетрясения многие страны и их университеты предложили помощь. И восстановление системы образования надо использовать для ее обновления и повышения ее эффективности. Улучшать надо там, где ранее были самые больные места системы: доступность, управление, преподавательский состав.

Увеличение доступа

Некоторые из планов реконструкции национального хозяйства содержат идеи увеличения доступа к образованию. Одна из таких идей – децентрализация учебных заведений, которые планируется создавать за территорией столицы страны. Пока все основные кампусы расположены в столице Порто-Принц, издержки создания ВУЗа в столице высоки, что делает образование недоступным для многих молодых людей. Децентрализация ВУЗов исправит ситуацию к лучшему. С другой стороны, есть план соединения нескольких столичных кампусов, что даст эффект масштаба, особенно для курсов единого содержания для разных колледжей. Консолидация весьма выгодна экономически и организационно. Можно установить гибкие графики преподавания таких общих дисциплин и обучить больше студентов.

Создание управления и координации

Государственный университет Гаити должен сохранить свою лидирующую роль по обеспечению высоких стандартов образования в частных ВУЗах и прекратить выбирать своих руководителей путем голосования. Ректора должен назначать независимый Совет попечителей университета и контролировать его деятельность посредством разумной отчетности. Совет по Высшему образованию Министерства образования должен наблюдать за деятельностью государственных и частных университетов. Этот совет должен стимулировать эти учреждения сотрудничать друг с другом для достижения экономии масштаба. На самом деле, ни одно из учреждений высшего образования не располагает минимумом самостоятельных достаточных ресурсов: современной библиотечной системой, информационными технологиями и лабораториями. Не следует расходовать интернациональную помощь на создание неоптимальных по размеру учебных структур, распыленных по нескольким ВУЗам.

Инвестиции в создание полноценного профессорско-преподавательского состава

Для улучшения качества обучения и развития исследовательских ресурсов система должна бороться за обеспечение устойчивого состава преподавателей и ученых, работающих на полную ставку на территории кампусов. Это потребует повысить оклады настолько, чтобы специалисты работали только на одном месте, и чтобы им хватало этого заработка. Реально ли это? Бюджетные увеличения в общественном секторе невозможны, так как правительство находится на грани банкротства. Сократив некоторые административные расходы, можно сэкономить лишь часть нужных ресурсов. Что касается частных ВУЗов, то высокая стоимость проживания в столице не позволит им перенести груз возросших расходов на плечи частных студентов. Вот тут и может помочь международное сообщество. Помощь и сотрудничество надо направить на поддержку преподавателей и на развитие исследовательского потенциала, что поможет развитию глобальных исследовательских ресурсов.

Заключение

Систему высшего образования Гаити необходимо перестроить. Такая перестройка стала бы ключом к долгосрочной экономической независимости страны. Бесспорно, задача эта очень сложна. Однако если правильно реформировать высшее образование, то эта реконструкция стала бы примером для других секторов экономики страны.



Назад в раздел