Центральная Америка: значение международного академического сотрудничества



Нанетт Свенсон – адъюнкт-профессор в Центре (Payson Center) международного развития Тулейнского университета, Новый Орлеан, Луизиана. E-mail: nanette.svenson@gmail.com.

Центральная Америка, как и многие развивающиеся регионы, не вносит значительного вклада в мировые научные исследования. На ее долю приходится менее 0,05 % исследовательских работ и разработок, имеющих мировое значение, и только 0,07 % публикаций, вошедших в Индекс научного цитирования. Хотя это, казалось бы, делает научно-технический прогресс Центральной Америки недостойным специального исследования – верно как раз обратное, поскольку прогресс на этом фронте, скорее всего, будет определять степень развития региона на ближайшие десятилетия.

Семь стран составляют этот субконтинент, лежащий между Мексикой и Колумбией: Белиз, Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа и Панама. Каждая страна во многом отличается от других, но все они по критериям Всемирного банка попадают в категорию развивающихся стран со "средним уровнем доходов". Поэтому несмотря на то, что доля бедных в общем населении составляет здесь 40%, Центральная Америка считается не настолько бедной, чтобы претендовать на бОльшую донорскую помощь. Однако она также недостаточно велика и недостаточно богата, чтобы своими силами осуществлять научный рост, необходимый для развития региона. Интересно, что более половины мировой экономики попадает в ту же категорию («средний уровень доходов»), почти вдвое превышая как страны с высокими, так и страны с низкими доходами. Таким образом, обстоятельства, с которыми сталкивается Центральная Америка, не являются уникальными, в частности, с точки зрения участия в глобальных научных исследованиях. Международное академическое сотрудничество предлагает действенное средство решения этой проблемы и преодоления некоторых из существующих недостатков.

Трудности

Центральная Америка сталкивается с многочисленными проблемами в развитии научно-исследовательского потенциала. Студенческий контингент за последние годы увеличился – благодаря распространению частных университетов и различным финансовым стимулам рынка труда – и теперь в среднем составляет около 25% в соответствующей возрастной когорте; однако заканчивают вузы значительно меньше половины студентов. За исключением Коста-Рики, качество образования в указанных странах также не внушает доверия. Ни один университет Центральной Америки не появляется в международных рейтингах; государственные инвестиции в образование составляют меньше 5 % от валового внутреннего продукта (т.е. ниже среднего показателя для стран ОЭСР), лишь немногие преподаватели имеют учёные степени; имеющиеся механизмы обеспечения качества развиты недостаточно; учебные программы, как правило, устаревшие, они перегружены теорией и неприменимы к реалиям производственного сектора.

Кроме того, регион мало инвестирует в научные исследования. В отличие от промышленно развитых стран, 70% инвестиций здесь являются государственными, частной поддержки практически не существует.

Это значительно ограничивает возможности научных исследований, поскольку правительство выделяет из бюджета средства на общие расходы по здравоохранению и образованию, и лишь малая часть этих средств идет на научно-техническую деятельность. Соответственно, научные исследования рассматриваются как роскошь, большинство политиков даже не представляют себе, что они могут приносить прибыль, и Центральная Америка относится к регионам с наиболее низкими инвестициями в научные исследования во всем мире. Усилия по институционализации здесь также недостаточны, что затрудняет устойчивое развитие научного планирования. Наконец, в регионе говорят главным образом на испанском языке. Это облегчает сотрудничество с Латинской Америкой, но затрудняет деловые отношения с Северной Америкой, Европой, Океанией и Азией, где осуществляется основная масса исследований и появляется основная масса публикаций.

Однако даже при всех этих трудностях у Центральной Америки есть что предложить глобальному научному сообществу. Ее природные ресурсы, самобытные традиции и историческое значение миграции – помимо других факторов – делают ее регионом, достойным внимания / изучения. Ее близость к Северной Америке, относительная политико-экономическая стабильность и человеческий капитал образованных слоев общества также вносят свой вклад в обеспечение арены деятельности. Следующим шагом должно стать использование этих сильных сторон с тем чтобы связать образование с созданием значительного научного потенциала.

Многообещающие инициативы

Международное академическое сотрудничество может многое сделать для расширения бюджета научных исследований и наращивания потенциала. Фактически на международное финансирование в настоящее время приходится почти 20 % научных расходов в Центральной Америке. Одним из наиболее перспективных направлений в этом отношении являются международные программы образования и научных исследований. Ряд таких программ был создан за несколько последних десятилетий, они уже начинают приносить дивиденды. Это особенно верно в отношении совместных действий в сферах, представляющих интерес для всего региона – таких как сельское хозяйство, рациональное использование окружающей среды, здравоохранение.

Центр научных исследований и высшего образования в сфере тропического сельского хозяйства (Tropical Agricultural Research and Higher Education Center – CATIE) в Коста-Рике – один из таких примеров. Основанный более 60 лет назад при посредничестве Межамериканского института сотрудничества в области сельского хозяйства, а в настоящее время получающий поддержку Всемирного Банка и других международных доноров, CATIE является региональным центром науки и образования, ориентированным на сельское хозяйство и управление природными ресурсами. Он выпустил более 2000 студентов, ведет более 100 научно-исследовательских проектов, в нем заняты преподаватели и ученые из 25 стран, осуществляется широкая издательская деятельность на испанском и английском языках.

Другие примеры, подобные CATIE, включают Смитсоновский институт тропических исследований в Панаме (США), Университет Организации Объединенных Наций по вопросам мира в Коста-Рике, Панамериканскую Организацию по охране здоровья, Институт питания Центральной Америки и Панамы в Гватемале; а также Латиноамериканскую школу социальных наук, получающую поддержку со стороны ЮНЕСКО, с программами, действующими по всему региону – включая Коста-Рику, Гватемалу, Сальвадор и Панаму. Все эти инициативы создают региональные центры по накоплению профессиональных знаний, образованию, научным исследованиям и инновациям в областях, важных для развития Центральной Америки. При условии использования международного научно-технического потенциала и финансирования, а также привлечения региональных субъектов деятельности и студентов, эти центры будут осуществлять дальнейшее продвижение в системе образования.

Продвижение вперед

Правительства стран Центральной Америки, как на региональном, так и на национальном уровнях, должны более последовательно и эффективно вносить свой вклад в эти усилия. Поддержка национальных компаний, ответственных за научные инновации, имеет важное значение для улучшения мониторинга и методов оценки данных о текущей научной деятельности. Коста-Рика продвинулась в этом отношении дальше всех, за ней следуют Панама и Гватемала; однако во всех этих странах предстоит сделать еще многое. Должны быть разработаны стратегические цели для конкретных научно-технических возможностей, также для более четкого определения приоритетов и распределения ресурсов важна увязка целей развития с созданием научного потенциала.

Университеты Центральной Америки должны также более активно содействовать этому процессу. Даже при их ограниченных ресурсах связь исследовательских программ с научными методами, в большей степени отражающими принципы Фраскати*, используемые повсюду в качестве глобального ориентира, станет убедительным первым шагом в этом направлении. Упрочение навыков английского языка дополнит эти усилия. Обе эти инициативы позволят лучше подготовить преподавателей и студентов к участию в международных исследовательских партнерствах. Инициирование разнообразных видов программ международного академического сотрудничества, описанное выше, не только будет стимулировать учебный процесс в регионе, но также даст университетам возможность добиться у правительства дополнительных ассигнований на научные исследования.

Развитие научно-технического потенциала Центральной Америки является сложной задачей. Тем не менее, ресурсы и модели имеются в наличии и в некоторых областях уже достигнут прогресс. Эти достижения следует развивать и расширять. Лучшее использование международного научного и технологического потенциала в целях дальнейшего регионального развития – в интересах стран Центральной Америки. Оно также может вдохновить страны со средним уровнем дохода из других регионов, столкнувшиеся с подобными проблемами, делать то же самое.

_________________

*Примечание переводчика - основные стратегии развития инновационной деятельности.



Назад в раздел