Высшее образование для развития Руанды



Ребекка Скендел - докторант PhD в Институте образования Лондона, Лондонский университет. E-mail: rebecca.schendel@gmail.com. Джолли Мазимака – директор по обеспечению качества в Институте науки и технологии Кигали, в г. Кигали, Руанда. E-mail: jolly.mazimhaka@gmail.com. Чика Эзиниа – директор по исследованиям в Школе финансов и банковского дела, г.Кигали, Руанда. E-mail: cezeanya@sfb.ac.rw.

Вероятно, больше, чем любое другое африканское правительство, правительство Руанды сосредоточило внимание на высшем образовании как на ключевом компоненте своей национальной стратегии развития. Вопреки давлению со стороны спонсоров, уделявших приоритетное внимание начальному образованию Руанда выступала в поддержку важности высшего образования как катализатора развития. Во многих отношениях Руанда представляет собой уникальный случай, учитывая ее небольшой размер, закрытое месторасположение и недавнюю трагическую историю. Тем не менее, опыт Руанды предлагает ценный взгляд на огромный потенциал и значительные сложности, с которыми сталкивается страна, для наращивания потенциала высшего образования с целью стимулирования экономического развития.

В 2000 году правительство Руанды опубликовало разработанную стратегию развития страны, известную как Видение 2020. Главным среди приоритетов в плане была необходимость для развития человеческого потенциала Руанды, чтобы трансформировать страну в экономику, основанную на знаниях, способную конкурировать на международной экономической арене. Стратегия включала потребность в квалифицированной рабочей силе, обучение по таким дисциплинам, как информационные технологии, инжиниринг и менеджмент. С конца 1990-х годов Руанда потратила более высокую долю на систему высшего образования в своем общем бюджете на образование, чем фактически любая другая страна в Африке южнее Сахары. Эта беспрецедентная финансовая поддержка высшего образования привела к серьезному расширению в этом секторе, как в отношении приема студентов, так и числа учебных заведений. Высшее образование с ежегодными темпами роста приблизительно в 13 процентов является одним наиболее быстро расширяющихся секторов в стране.

Эта динамичная ситуация представляет уникальную возможность для сектора высшего образования Руанды продемонстрировать крайне важную роль, которую университеты могут играть в деле государственного развития. Тем не менее, видение правительства может быть достигнуто только тогда, если университеты Руанды смогут предоставить своим студентам образовательный опыт соответствующего качества. В этой статье будут описаны некоторые из последних успехов сектора высшего образования Руанды, а также освещены значительные проблемы с качеством образования, которые продолжают препятствовать развитию государственных университетов Руанды. Несмотря на то, что в Руанде развивается значительный рынок частного высшего образования, преимущественную часть правительственного финансирования получают государственные университеты.

Краткий обзор высшего образования Руанды

В настоящее время система высшего образования Руанды включает в себя 29 учебных заведений (17 государственных и 12 частных). Независимое правительственное агентство, Совет по высшему образованию, было создано в 2007 году и расположено в Министерстве образования. С момента образования Совета по высшему образованию сектор серьезно изменился, так как были созданы новые учебные заведения, а новые правительственные указы изменили процедуры приема в университеты, структуру академического календаря (графика учебного процесса) и программы финансирования студентов.

Значительные успехи

За прошедшие 10 лет высшее образование в Руанде достигло ряда впечатляющих успехов. Главным среди них является быстрый рост сектора. В 2011 году 73,674 студента были зачислены в университеты Руанды. Несмотря на то, что это лишь 2 процента населения типичного возраста, показатель приема за последние годы вырос в геометрической прогрессии. В среднем, зачисление студентов возросло на 20 - 25 процентов в год с 1995 г.

В то же время университеты Руанды ввели ряд мер по усовершенствованию своих учебных планов и инфраструктуры. Совет по высшему образованию также формализовал механизмы для защиты студентов от потенциально неблагонадежных учебных заведений путем внедрения национальной аккредитации и аудита.

Значительные трудности

Несмотря на впечатляющие достижения сектора, университеты Руанды по-прежнему продолжают сталкиваться с серьезными препятствиями, многие из которых оказывают серьезное влияние на качество университетского образования в стране.

Хотя государственные университеты получают значительное правительственное финансирование по сравнению с другими странами региона, необходимое финансирование остается проблемой для университетов, особенно после решения 2010 года о сокращении государственного финансирования для бюджетов университетов на 25 процентов в целях перераспределения финансирования в пользу профессионального обучения. В результате сокращения ожидается, что университеты будут формировать доходы для поддержания своей деятельности. Большинство предпочли сделать это путем повышения платы за обучение, приема большего числа студентов, занимающихся по индивидуальным программам (для которых плата за обучение более высокая), или создание консультативных структур.

Учебные заведения также сталкиваются с серьезным сокращением штатного профессорско-преподавательского состава. Растущее число частных университетов повысило спрос на должности преподавателей. Так как академический персонал не увеличился такими же темпами, то это расширение привело к тенденции роста числа ППС, работающих с частичной занятостью в различных учебных заведениях. В дополнение к преподаванию с частичной занятостью некоторые преподаватели также проводят консультации для международных организаций, чтобы получить прибавку к своей в высшей степени неадекватной зарплате. Чрезмерные обязательства таких преподавателей неизбежно влияют на качество образования в государственных университетах, в то же время уменьшая любую возможность увеличения исследовательских результатов или программ с присвоением степени.

Учитывая эти трудности, университетам было необходимо противодействовать серьезным изменениям на государственном языке обучения Руанды. Вследствие колониального наследия учебные заведения Руанды использовали французский язык со времен независимости до середины 1990-х годов. В 1996 году была введена двуязычная система образования, при которой от университетов требовалось предлагать обучение на французском и английском языках. В 2008 году правительство Руанды заявило, что начиная с 2010 года, английский будет единственным языком обучения в стране на всех уровнях образования. Студенты университетов в настоящее время полностью обучаются на английском языке. Хотя изменения в языке обучения в связи с потенциальными преимуществами перспективы трудоустройства для выпускников поддержали многие, решение привело к огромным последствиям для студентов, зачисленных в университет в настоящее время. Так как большинство студентов, в настоящее время обучающихся в университетах, использовали французский язык в начальной и средней школе, многие пытаются слушать лекции и читать записи на английском, вызывая обеспокоенность их пониманием и запоминанием информации.

Кроме того, несмотря на 15 лет поддержки высшего образования в Руанде, представляется, что студенты заканчивают университеты без многих навыков, востребованных на рынке труда. Недавнее Исследование национальных навыков, опубликованное Советом по высшему образованию, предполагает, что у выпускников недостаточно значимых компетенций, включая общение, технические навыки и навыки решения проблем. Хотя повышение доступа для студентов является положительным моментом, ценность университетского образования может быть под вопросом, если только оно не приводит к развитию навыков, которые необходимо использовать выпускникам, когда они выходят на рынок труда.

Двигаясь вперед

Правительство работает над решением ряда инфраструктурных и финансовых проблем, с которыми сталкиваются университеты, путем улучшения эффективности и инвестиций в исследовательские объекты и информационно-коммуникационные технологии. Однако многие из этих изменений не могут улучшить академическое качество государственных университетов Руанды. Скорее всего, для действительного восстановления сектора необходимо повышенное внимание уделять тому, что работает или что не работает в отношении обучения студентов, в частности, связанного с уникальной культурной, социальной и экономической ситуацией Руанды для того, чтобы оживить этот сектор.

Многое было вложено и многого по праву ожидают от университетов Руанды. Крайне необходимая и важная насущная потребность для руандских университетов заключается в том, чтобы найти способы значительного улучшения качества академического опыта для студентов в целях обеспечения конкурентоспособной, инновационной и креативной рабочей силы на мировом уровне для будущего развития страны. 



Назад в раздел