Высшее образование в Непале: государственное или частное?



Бала Раджу Никку – учредительный директор Непальской школы социальной работы и в настоящее время является приглашенным лектором Факультета социальных наук Университета науки Малайзии. E-mail: nikku21@yahoo.com.

Будучи одной из беднейших стран мира, Непал (с населением 30 – млн. человек) испытывает ряд серьезных преобразований и переписывает свою конституцию. Доступ к образованию и в настоящее время к высшему образованию в Непале ограничен.

Быстро меняющийся политический климат в Непале может привести к дальнейшему развитию высшего образования в недавно объявленной республике, которая заменила многовековую монархию. История развития высшего образования в Непале непродолжительна, однако показывает динамику роста со времен установления демократии лишь в 1950-х годах. Трибхуванский университет, основанный в 1959 году, был старейшим и единственным университетом (до 1992 г.), созданным при помощи Индии и Соединенных Штатов. До создания Трибхуванского университета ряд курсов обучения проводились в столице – городе Катманду по заданным курсам Университета Патны (штат Бихар, Индия). В вузе проводились собственные экзамены и присуждались степени успешным студентам. К 1965 году в Непале существовали 5 колледжей с общим числом зачисленных студентов в 5000 человек и 51 муниципальный колледж с общим числом зачисленных студентов в 10,000 человек.

Развитие новых университетов

Университет Катманду был создан только в 1992 году согласно Закону парламента страны, на основе государственного частного партнерства. Учреждение этого университета открыло дорогу для расширения участия частного сектора в высшем образовании в стране. В настоящее время осуществляют свою деятельность лишь пять университетов, обслуживающих 30- миллионное население Непала: Трибхуванский университет, Университет Санскрита Непала (учрежден в 1980-х годах как часть Королевской комиссии по высшему образованию, Университет Катманду (в 1992 г.), Университет Пурбанчала в восточном регионе (в 1994 г.), и Покхарский университет в западном регионе (в 1997 г.). Эти учебные заведения были созданы как региональные университеты в середине 1990-х годов по рекомендации Комиссии по высшему образованию 1992 года. Создание еще двух региональных университетов находится в процессе подготовки. Университет Лумбини начал свою работу относительно недавно, и два автономных медицинских института - Институт медицинских наук Би Пи Койрала и Национальная академия медицинских наук действуют особенно эффективно.

Доступ: трудности и возможности

Показатель зачисления студентов в сфере высшего образования возрос с 17 000 в 1971 году до 103 290 в 2001 году и затем приблизительно до 254 856 в 2005/06 гг. Данные по приему студентов в филиалы Трибхуванского университета за 2005/06 годы показывают, что было зачислено 153 116 студентов. Эти цифры предполагают значительный спрос (рынок) на высшее образование. Тем не менее, доступ к высшему образованию и его качество, квалифицированные трудовые ресурсы, и также возможности исследовательской деятельности стали ключевыми вопросами. Политизация высшего образования, 10-летний период внутренних конфликтов (1996-2006 гг.) и слабые механизмы управления также причинили ущерб сектору высшего образования, несмотря на поддержку международных спонсорских двусторонних агентств.

Шестидесятилетний опыт высшего образования в Непале не вселяет оптимизм. Страна относится к числу наименее развитых стран (хотя больше, чем Малайзия и Австралия по численности населения в 30 млн.), однако содействует интернационализации высшего образования. В долине Катманду в настоящее время действует более 200 образовательных консультационных агентств по отправке на ежегодное обучение за рубеж, усердно работающих с непальскими студентами, которые могут позволить себе платить за обучение в зарубежных университетах. В страну также были привлечены индийские инвестиции для создания учебных заведений, в области медицинского образования. Цель заключается в том, чтобы привлечь богатых индийских и иностранных студентов, которые могут выплачивать крупные суммы в качестве взносов и пожертвований за медицинское образование в Непале. Например, Манипальская группа по образованию и здравоохранению, частная образовательная группа из Индии, учредила медицинский и стоматологический колледж в Непале. Большинство иностранных студентов, обучающихся в индийских университетах, также прибывают из Непала в связи с доступностью, качеством, репутацией, географической близостью и стипендиями, предлагаемыми правительством Индии.

Приватизация высшего образования

Система частного высшего образования в Непале увеличилась в размере за два последние десятилетия и превзошла государственное высшее образование. Можно привести следующий пример: частный университет Катманду получает крупную финансовую поддержку правительства. Грант на одного студента Комиссии по предоставлению грантов в университетах для Университета Катманду превышает стоимость гранта на одного человека, предоставляемый государственным колледжам, являющимся филиалами Трибхуванского университета. Таким образом, в то время, как государственные учебные заведения приспосабливаются к потребностям студентов из социально уязвимых слоев общества, частные учебные заведения обслуживают средний и богатый классы. Наследие предубеждения, маргинализации, социального исключения и отказа все еще опутывает социальную структуру Непала, несмотря на увеличение уровней доступа к системе высшего образования. Следовательно, суть проблем страны в настоящее время заключается в том, каким образом можно улучшить доступ к качеству и доступному высшему образованию для всех граждан без дискриминации на основе класса, вероисповедания, касты, географического положения и религии.

Путь вперед

Политикам необходимо обсудить вопросы о том, какую пользу Непал может извлечь или внести в глобальные инициативы, такие как Всемирная декларация ЮНЕСКО по высшему образованию 21 века, которая предоставляет международную систему взглядов на системном и институциональном уровнях. Каким образом политические деятели, стратеги, бюрократический аппарат вузов, рыночные силы и сами обучающиеся могут понять и применить на практике действительное значение высшего образования, которое может постепенно создавать более тесные связи с социальными потребностями и миром труда?

В 2008 году Непал был объявлен федеральной республикой. В настоящее время идет процесс полной замены конституции, при этом непальцы надеются на мир, процветание, равенство и справедливость. Этот процесс – еще один шанс для Непала сформировать свою политику по содействию высшему образованию. Вплоть до настоящего времени эта политика в сфере высшего образования, как представляется, рассматривала университеты как лаборатории по взращиванию студентов в «политиков партии» и использующей их для удовлетворения амбиций и личных интересов политических партий и их лидеров. Если подобная практика будет продолжаться, к сожалению, Республика Непал ничем не будет отличаться от прошлых режимов, при которых доступ к высшему образованию определялся классовым признаком и степенью родства.

Кроме того, существует срочная потребность в решении политических, экологических, социологических и интеллектуальных требований непальского общества, которое проходит ряд серьезных преобразований и реструктуризацию. Ученые Непала должны играть ведущую роль и выступать за конституционные права, определяющие виды знания, которые необходимо развивать в государственных и частных высших учебных заведениях. Это является непосредственной ответственностью научного сообщества и не может быть оставлено из-за капризов непальских политиков, которые считают высшее образование «дорогим» для государства и вследствие этого семьи должны инвестировать, а студенты – покупать услуги высшего образования. Обладая богатой историей и природными ресурсами, Непал имеет возможность развить и преобразовать себя в центр обучения мирового класса. Причина заключается не в нехватке ресурсов, а в неспособности правительства использовать эти ресурсы для развития высшего образования. Это непосредственные те вопросы, которые необходимо изучить Непалу, для того, чтобы соответствовать быстро изменяющемуся непальскому обществу, в частности, и остальному миру в целом. 



Назад в раздел