Стратегии реагирования на растущий спрос в условиях меньших правительственных ресурсов



Артур M. Хоптмэн - консультант по государственной политике, специализирующийся в вопросах финансирования высшего образования.

E-mail: Art.Hauptman@yahoo.com.

Практически все страны мира сталкиваются с проблемой постоянногоудовлетворения растущего спроса на высшее образование. Некоторые страны, такие как Норвегия и Саудовская Аравия, решили и смогли направлять достаточное количество государственных ресурсов для решения проблемы растущего спроса с соответствующим финансированием. Тем не менее, для большинства стран сложность заключается в том, как сделать больше с меньшими государственными ресурсами, как поддерживать доступныесистемы высшего образования с высоким качеством в будущем.

Существует три основных стратегии для реагирования на эту проблему: повышение цен на государственное высшее образование для компенсации ограничений государственных средств; сокращение расходов на одного студента путем достижения большей производительности (выпуск студентов) или приема большего числа студентов; поощрение расширения частного сектора для уменьшения нагрузки на средства налогоплательщиков,предназначенные для оплаты высшего образования.

При рассмотрении относительных преимуществ этих трех стратегий важно признать основные плюсы и минусы и необходимость выбора, заключающиеся в том, что очень сложно одновременно расширить доступ и улучшить качество. Так как меры, которые увеличат доступ, часто ухудшают качество, действия, которые, вероятно, улучшат качество, зачастую достигаются путем ограничения доступа. Более того, роль высших учебных заведений и правительств часто вступают в конфликт в вопросах развития доступа и защиты качества. Поддержание или улучшение качества является основным приоритетом должностных лиц вузов и преподавательского состава, желающих максимизировать ресурсы на студента. И наоборот, обеспечение или расширение доступа является первичной целью государственных чиновников, так как они хотели бы максимизировать доступ и содействовать эффективности путем минимизации ресурсов на одного студента. Таким образом, задача реагирования на растущий спрос в условиях стабильных государственных ресурсов или их уменьшения осложняется этой большой разницей в традиционных ролях и обязанностях.

Повышение оплаты за обучение

Наиболее часто используемой стратегией для борьбы с подобными ограничениями в государственных ресурсах является повышение доходов, полученных из оплаты за обучение и прочих взносов. Этот способ восстановления затрат может быть достигнут одним из следующих методов. Первый заключается в повышении уровня оплаты за обучение для всех имеющихся студентов. Другой заключается в комбинации студентов путем повышения количества иностранных или относящихся к другим штатам студентов, для которых оплата является более высокой. Тем не менее, еще один подход заключается в создании параллельной структуры оплаты, в которой студенты, не зачисленные на основе баллов вступительных экзаменов, могут поступать как студенты заочной формы обучения и оплачивать взносы, намного более высокие, чем для студентов дневной формы обучения. Эти параллельные выплаты часто равны или превышают полные расходы на образование одного студента. Такие параллельные структуры оплаты особенно распространены в определенных регионах, включая Восточную Европу и ряд азиатских стран.

Поддержание или улучшение качества путем гарантирования соответствующих уровней ресурсов на одного студента является первоначальной целью любого вида повышения оплаты. Все же, более высокие суммы могут учитывать увеличенный доступ, если они сопровождаются расширенным зачислением обучающихся. С другой стороны, если цены увеличатся, а зачисление – нет, результатом почти всегда будет более ограниченный доступ. Более высокие цены могут также отпугивать студентов с более скромными средствами от поступления, за исключением случаев, когда это сопровождается увеличениемфинансовой помощи студентам.

Сокращение ресурсов, выделенных на одного студента

Другой часто используемой стратегией по изучению несоответствия между растущим спросом и ограниченными государственными ресурсами является уменьшение суммы финансовых ресурсов, выделенной для каждого студента. Одним способом для учебных заведений является сокращение программ и персонала,либо поиск более рентабельных средств преподавания и повышения операционной эффективности. Этот путь к большей эффективности часто включает в себя сокращение размеров предприятия посредством ограничения приема, таким образом, соответствующие ресурсы могут быть представлены студентам, которые действительно поступают на обучение. Другой путь сокращения ресурсов, затрачиваемых на каждого студента, ставит задачей повысить прием студентов, таким образом, сокращая ресурсы на одного студента. Правительства могут поощрять большее количество зачислений, предоставляя дополнительную студенческую финансовую помощь, для стимулирования большего спроса или установления ограничения на количество студентов, которые могут быть приняты учебными заведениями, способствуя тем самым увеличению числа студентов в обход уровней, уже профинансированных правительством.

Подходы к улучшению эффективности можно найти в странах всего мира. Учебные заведения многих стран, государств и провинций часто имеют дело с сокращением правительственных средств путем сокращения программ и персонала, что часто является первым ответным действием на уменьшение государственных средств. В ряде заведений устанавливается ограничение количества студентов для обеспечения соответствующих ресурсов на студента и минимизации будущего использования бюджета от финансовых субсидий, присуждаемых все большему числу студентов. Новая Зеландия и Англия являются двумя известными примерами стран, которые установили ограничения на прием не потому, что это могло бы привести к большей государственной поддержке учебных заведений, а потому что могли увеличиться субсидии на студенческие кредиты.

Многие страны разрешают учебным заведениям увеличивать количество зачисляемых лиц внеуровнейфинансируемых правительством, без предоставления большего государственного финансирования для дополнительных студентов. Экономическая теория предполагает, что эти учебные заведения должны расширить прием, пока получаемая оплата не будет равна или больше, чем предельные издержки, связанные с этими дополнительными студентами.

Такие подходы оказывают различное влияние на качество и доступ. Попытки урезать расходы и программы для достижения эффективности обычно приводят к более низкому качеству, в то же время ограничение приема сокращает доступ, но может улучшить качество, так как это приведет к большему количеству ресурсов, распределяемых на меньшее число студентов. С другой стороны предоставление большей помощи студентам или ограничение приема могли бы увеличить доступ, но это может также быть реализовано за счет качества по мере распространения доступных ресурсов для большего числа студентов.

Если учебные заведения будет удерживать платус дополнительных студентов, негативное влияние на качество частично или полностью будет компенсировано увеличенными ресурсами, созданными дополнительной платой. Таким образом, если увеличение приема производится просто путем увеличения числа обучающихсяи соотношения студент/преподаватель, качество, вероятно, пострадает. Но если будут увеличены преподавательские нагрузки, или программы с низким показателем зачисления будут ориентированы на расширение, предназначены для расширения, может существовать небольшое отрицательное влияние на качество или оно даже может улучшиться.

Расширение частного сектора

Третья стратегия реагирования на спрос в трудные времена заключается в том, чтобы позволить расти частному сектору высшего образования. Таким образом, правительства решают, что если они могут удовлетворить спрос, финансируя расширение в государственном секторе, то они поощряют рост частного сектора, чтобы охватить колеблющийся спрос. Такое поощрение может принимать несколько форм, включая ослабление регулирующей среды и разрешение на предоставление студентам, посещающим частные заведения, финансируемую правительством помощь. Ваучеры или студенческие займы являются двумя примерами этого подхода.

Азия, вероятно, является регионом, который имеет наиболее адаптированную стратегию для частного сектора. В Южной Корее, Японии и Индонезии гораздо больше половины всех студентов поступают в частные заведения, ряд других азиатских стран также имеет большое число студентов частного сектора. Ближний Восток и Южная Америка представляют собой два других примера регионов, в которых развит частный сектор высшего образования.

Это усиление частного сектора очевидно предназначено для расширения доступа без соответствующего увеличения государственных ресурсов для реагирования на спрос. Но оно также поднимает вопросы о качестве, так как учебные заведения частного сектора часто имеют более низкое качество, чем их лучше финансируемые государственные партнеры. Соединенные Штаты являются очевидным противоположным примером этому обобщению, так как американские частные учебные заведения финансируются лучше, чем государственные учреждения.

Качество становится даже большей проблемой в случае коммерческих учебных заведений, которые являются первичной формой частного поставщика, так как они часто делают акцент на привлечении студентов с более низким уровнем доходов, которые часто особенно не подготовлены для выполнения работ на уровне вуза. Одним из средств для противодействия этой крайне закономерной обеспокоенности качеством является гарантирование того,что будут использоваться надежные системы обеспечения качества, которые предотвращают появление и дальнейшую работу низкокачественных учебных заведений.

В целом, странам необходимо получить хорошие консультации по изучению каждого из этих подходов врешении того, как реагировать на растущий спрос с ограниченными государственными ресурсами. Каждый подход имеет свои преимущества и недостатки в отношении качества и доступа. Правильная комбинация в большей степени зависит от истории и обстоятельств отдельных стран. 



Назад в раздел