Конкуренция за международных студентов



Мадлен Грин, Кимберли Кох

Мадлен Грин -вице-президент по международным вопросам Американского Совета по образованию.

Е-мейл: Madeeline_Green@ace.nche.edu

Кимберли Кох – бывший помощник программы Американского Совета по образованию.

http://www.acenet.edu/Content/NavigationMenu/ProgramsServices/cii/pubs/ace/SizingUptheCompetition_September09.pdf

В 2007 г. было 2,8 млн. интернационально-мобильных студентов, в то время как в 1999 г. их было только 1,8 млн. Ожидается дальнейший рост таких студентов. Глобальный рынок интернациональных студентов заставил страны конкурировать друг с другом, привлекая этих студентов с помощью разнообразных стратегий и политик. Эта статья посвящена анализу целей и практик пяти ведущих стран, которые расположены в порядке их роли принимающих и обучающих стран.

Соединенные Штаты Америки

США сохраняют лидерство по обучению международных студентов. В 2008-09 г. в США обучались 672 тыс. студентов. Большинство этих студентов – из Азии. С 2002 г. Индия является крупнейшей страной-донором студентов, за ней идут Китай, Южная Корея и Япония.

В США набором студентов преимущественно занимаются отдельные ВУЗы. В отличие от других стран, США не имеют скоординированной национальной стратегии и национальных целей в этой области. На национальном уровне, государственный Департамент Бюро образовательно-культурных отношений является спонсором сетевой структуры, называющейся «Education USA”. Это сеть профессиональных советников и фирм-консультантов, обслуживающих весь комплекс вопросов поступления и обучения в университетах США, включая вопросы кредитования, визовой поддержки и бытовых аспектов проживания студентов. Существует Интернет-сайт, выпускаются брошюры на 6 языках и поддерживается работа 450 консультационных центров во всех странах мира. Кроме этого, названное Бюро финансирует различные зарубежные мероприятия (конференции, рекламные и информационные компании), проводимые в интересах США.

ВУЗы конкурируют друг с другом за студентов. Некоторые колледжи и университеты организуют партнерские связи друг с другом и с прочими организациями с целью привлечения ресурсов высшего образования в их регион или штат. Подобное партнерство существует, например, в Филадельфии и объединяет 20 организаций. В штате Висконсин совместная маркетинговая компания объединяет деятельность 36 колледжей и университетов штата.

Великобритания

В 2007 г. здесь учились 31,470 международных студентов. За прошлое десятилетие выросло количество этих студентов. Только последние годы данный процесс несколько затормозился. Подобное торможение может быть частично объяснено ростом англоязычных программ континентальной Европы (утроение количества программ с 2003 г.), а так же ограниченными возможностями некоторых ВУЗов Англии, которые практически «переполнены» международными студентами. Несмотря на новые, более жесткие визовые требования, набор студентов в университеты и колледжи в июне 2009 г. увеличился на 12% в сравнении с 2008 г.

В 2006 г. Премьер-министр Тони Блэр объявил о втором этапе международных образовательных инициатив страны, нацеленных на «обеспечение лидирующих позиций в сфере интернационального образования». В рамках данной инициативы в 2011 г. планируется зачислить дополнительно 100 тыс. международных студентов и удвоить количество стран, посылающих более 10 тыс. студентов для обучения в Великобритании. План наметил 24 страны и сфокусирован на улучшение репутации британского образования и на освоение новых его секторов посредством маркетинговых компаний и развитием различных партнерств. Торговая марка «Education UK» разработана правительством и использует лозунг «Инновационно. Индивидуально. Воодушевляюще.». Сеть офисов Британского Совета расположена более чем в 100 странах и служит целям высшего образования.

Германия

Последние тенденции германского международного обучения показывают смещение деятельности в сторону региональных инициатив за счет сокращения глобальной активности. Поступления студентов из неевропейских стран поддерживается на стабильном уровне, на фоне увеличения европейских студентов в ВУЗах Германии. По данным ЮНЕСКО в 2007 г. Германия обучала 206,875 международных студентов, что составило 8 % их общего числа в мире. Германская служба академического обмена (DААD) работает через 64 офиса во всем мире. Эта служба является посреднической организацией между высшим образованием Германии и государственными агентствами. По данным ее Интернет-сайта, эта служба «дает образовательным институтам возможность активно участвовать в культурной, образовательной и исследовательской политике Германии». Это агентство работает в пяти областях: стипендии для иностранных студентов для обучения в Германии; стипендии для немцев, обучающихся за рубежом; интернационализация университетов Германии; стимулирование германских исследований и немецкого языка; и образовательная кооперация с развивающимися странами.

Университетам помогают привлекать международных студентов посредством рекламно-информационной кампании под лозунгом «Обучение в Германии: земля идей». Для привлечения ученых-исследователей используется лозунг «Исследование в Германии: земля идей». Под этим же лозунгом привлекаются академические кадры со всего мира.

Франция

Французская доля международных студентов неизменна с 2000 г. (около 8%). 7 из 10 крупнейших стран-доноров пользуются французским языком, и франкоговорящие студенты составляют 32% всех международных студентов страны. По данным ЮНЕСКО в 2007 г. во Франции было 246, 612 международных студентов.

Когда ежегодное число международных студентов Франции упало в 2004 г., правительство стало разрабатывать стратегию продвижения образовательной системы. В 1998 г. было создано национальное агентство EduFrance, которое было в 2006 г. заменено на агентство CampusFrance. У последнего сейчас 100 офисов в 75 странах. Агентство обслуживает все аспекты обучения: от поступления до отправки назад на родину, а также организует образовательные ярмарки, форумы, тематические визиты, туры по университетам в кооперации с ВУЗами страны.

Австралия

Образовательные услуги в 2007-2008 гг. были третьим по значению источником доходов Австралии. Международные студенты составляют 20% всех студентов страны. В 2007 г. их было 211,525 (15-ти процентный рост за год).

Традиционно Австралия является ведущей англоговорящей страной региона, куда едут учиться студенты Юго-Восточной Азии. Проводится рекламная компания «Учись в Австралии» под лозунгом «Живи. Учись. Расти». Новая версия этой компании «Учись в Австралии 2010» предлагает 2,8 млн. долл. льготного финансирования для стимулирования дальнейшего притока студентов из-за рубежа. Этот план фокусируется на 6-ти основных странах: Китай, Индия, Южная Корея, Индонезия, Малайзия и Таиланд, хотя есть планы и по более отдаленным рынкам, например, Бразилии. Агентство Австралии пользуется 25-ю офисами в 17 странах и занимается как привлечением потенциальных студентов, так и анализом тенденций рынка международного образования по заказу правительства страны.

Выводы

Конкуренция за международных студентов набирает обороты. Растет разнообразие региональных стратегий. Европа наращивает меры по усилению своей привлекательности для студентов; Сингапур создал региональный образовательный центр. Другие страны, такие как Малайзия и Япония, разработали национальные цели привлечения международных студентов. Страны Персидского залива также ускорили процессы создания и развития региональных образовательных центров. Все тенденции и процессы подтверждают прогноз, что лидерство США уже не очевидно и международные студенты могут выбирать страну для своего обучения из множества вариантов.



Назад в раздел