Гендерное и международное научное сотрудничество



Агнет Вабо

Агнет Вабо - заместитель руководителя отдела исследований Северного института исследований в образовании, инновациях и науках, Осло, Норвегия. E-mail: agnete@nifu.no.

Интернационализация высшего образования и исследования становится все более и более важной, так как высшее образование становится отраслью индустрии, в которой вузы и страны конкурируют за лучшие мозги, обмениваются студентами и сотрудничают в исследованиях. Международная деятельность также все более и более важна для повышения академической карьеры профессионалов.

Исследование, проведенное в 2008 г. в рамках международной научно-исследовательского проекта: «Исследование изменяющейся академической профессии», показывает, что более низкая доля преподавателей и среди них преподавателей-женщин, работающих в США, в частности, участвовали в исследованиях в сотрудничестве с международными коллегами. Учитывая растущее влияние международного сотрудничества и конкуренции в науке, поразителен пример интернационализации, предпринимаемой в других регионах, таких как Европейская область исследований.

В Соединенных Штатах только 28 процентов ученых-женщин и 37 процентов ученых-мужчин (всех рангов) участвуют в исследованиях в сотрудничестве с международными коллегами. В Соединенном Королевстве, напротив, 69 процентов ученых-мужчин и 53 процента ученых-женщин участвуют в таком сотрудничестве; в Германии пропорции составляют 52 процента для мужчин и 43 процента для ученых- женщин.

Самый высокий уровень женского участия принадлежит Австралии, Канаде, Нидерландам, Финляндии, Италии, Норвегии, Португалии и Соединенному Королевству. В Латинской Америке — Аргентина, Бразилия, и Мексика — менее 50 процентов мужчин и женщин ученых принимают участие в международном сотрудничестве.

Гендер и интернационализация

До некоторой степени эти гендерные изменения отражают хорошо известные различия, существующие между различными областями науки и основанными на моделях международного сотрудничества и публикаций. Естественные науки, технологии, инжиниринг и математика, это те области, которые характеризуются большим международным сотрудничеством и большей долей научных публикаций, чем по более спокойные феминизированные предметы и социальные науки.

Данные исследования «Изменяющейся академической профессии», тем не менее, предполагают, что некоторые из этих барьеров также связаны с семейным положением, занятостью супругов и родительским статусом. Было выявлено, что ученые-женщины, имеющие супругов, занятых на полный рабочий день, и детьми, менее всего принимают участие в исследованиях в международном сотрудничестве, чем ученые-мужчины (с или без детей) и ученые-женщины, не имеющие детей.

Долгие часы работы и частые поездки за границу, которые необходимы для международной карьеры, могут сделать это несовместимым с традиционными разделениями труда между мужчинами и женщинами, и могут помочь объяснить, почему женщины - ученые более активны в международном сотрудничестве дома. Построение международной карьеры является менее приемлемой возможностью для многих женщин. Данные исследования «Изменяющейся академической профессии» также показывают, что большая часть ученых женщин являются незамужними, по сравнению с семейными статусами их коллег мужчин.

Импорт и экспорт знаний

Ученые всегда были международными в смысле обмена знаниями — через публикации, участие в конференциях, и через временное пребывание в окружении ученых за границей. Как это показано в результатах исследования «Изменяющейся академической профессии», ученые часто вовлекаются в интернационализацию в своих родных странах, например, через обучение иностранных студентов и предложение программ международного исследования.

Будучи многочисленной страной с хорошо развитой академической системой, имеющей много превосходных научно-исследовательских институтов по широкому кругу дисциплин и областей исследования, Соединенные Штаты все же являются больше импортером ученых и студентов, чем экспортером. Учитывая диапазон и число престижных учреждений в Северной Америке, международное сотрудничество не рассматривается здесь столь важной сферой по сравнению с отношением к международному сотрудничеству в европейских странах, особенно в небольших. Более того, мобильность между североамериканскими учреждениями - это часть традиционной карьерной динамики для американского профессорско-преподавательского состава. В отличие от многих европейских стран, в Соединенных Штатах общепринято, что нельзя претендовать на главную должность в том же самом учреждении, где он получил степень доктора философии.

Барьеры в отношении международной мобильности

Факторы, которые объясняют традиционные гендерные роли, выявленные в странах, также взаимодействуют с некоторыми отличительными особенностями академической карьерной лестницей в различных странах. Некоторые академические системы изолированы по гендеру, вместе с моделями ориентированные на образование и ориентированные на исследования — например, в Мексике, имеющей низкую долю женщин с уровнем PhD. В странах с конкурентоспособными моделями систем пребывания в должности, таких как США, это может быть особенно опасно для женщин–ученых, которые могут уехать за границу вместо того, чтобы продолжить делать имя себе дома.

Модель системы пребывания в должности была разработана так, чтобы воспрепятствовать американскому преподавательскому составу переходить в другие международной образовательные и исследовательские центры. Академические карьеры также характеризуются широким применением временных должностей. Это означает, что самое важное базируется на ключевых стадиях академической карьеры в Америке, чтобы определить, можно ли сделать имя себе институционально — как исследователь, лектор или руководитель. Следовательно, пребывание за границей часто опасно, особенно для женщин, поскольку это может означать потерю реальности или выбывание из национальной конкуренции за престиж и должность.

Нельзя недооценивать степень, до которой такие особенности ограничивают реализацию международного сотрудничества и препятствуют возможностям получить выгоду от таких сетей и сотрудничества. Последующая интернационализация могла бы не только расширить основы сотрудничества с известными академическими кругами в других странах и сообществами, владеющими дополнительной экспертизой и данными, но может также привести к дальнейшим возможностям финансирования.



Назад в раздел