Новый подход к классификации чилийских университетов



Клаудиа Рейес – исполнительный директор университета RedUniversitariaCruzdelSur в Сантьяго, Чили. Педро Россо – почетный ректор и профессор педиатрии католического университета PontificiaUniversidadCatólicadeChile в Сантьяго, Чили. E-mail, Claudia Reyes and Pedro Rosso: barriga@uc.cl.

За последние несколько десятилетий, особенно в 1980-х и 1990-х годах, большинство систем высшего образования в развивающихся странах претерпели впечатляющие изменения: в несколько раз увеличилась численность студентов, открылось много новых, в основном частных университетов. Одним из последствий данного процесса стало усиление неоднородности вузов в различных системах. Помимо академического аспекта, неоднородность создает серьезные проблемы для систем, стремящихся классифицировать вузы в целях проведения исследований, составления рейтингов или формирования государственной политики. Чили является хорошим примером. В качестве критериев при первой попытке классификации национальных университетов использовались: селективность, размер, престиж и форма собственности (государственная или частная). В результате, получилось восемь категорий. Несмотря на некоторые ее достоинства, данная классификация была подвергнута критике на концептуальном и практическом уровне, в том числе учитывая тот факт, что категории не были взаимоисключающими.

Другие исследователи предпринимали попытки классифицировать чилийские университеты, используя в качестве главных критериев селективность и количество ежегодных публикаций, а численность студентов и год аккредитации вуза стали второстепенными критериями. Было выведено семь категорий вузов, что уже несколько улучшило методологию по сравнению с предыдущими попытками. Однако данная классификация также местами была ошибочной, из-за использования селективности в качестве главного критерия. Например, в одной категории перечислялись селективные исследовательские университеты, в то время как другая категория состояла из неселективных, обучающих, крупных вузов с низкой оценкой по аккредитации.

Новый подход к классификации университетов
Современный подход к классификации чилийских университетов усложнился: в качестве главных критериев используются наличие и численность аккредитованных докторских программ и ежегодная численность международных публикаций с индексами. При использовании первого критерия университеты были разделены на две категории: (а) не имеющие аккредитованные докторские программы и (б) имеющие докторские программы. Затем те университеты, у которых отсутствовали докторские программы, были разделены еще на две категории, в зависимости от количества публикаций: (а) менее 20 публикаций в год, и (б) 20 или более публикаций в год. К первой категории были отнесены 23 вуза, названные «обучающие университеты». Во вторую категорию были включены 11 университетов, названных «обучающие университеты с ограниченной исследовательской деятельностью». В свою очередь, университеты, имеющие аккредитованные докторские программы PhD, были разделены на две категории: (а) до 5 программ докторантуры, и (б) более 5 программ докторантуры. В первую категорию попали 11 университетов, названные «научно-исследовательские университеты с докторскими программами по отдельным дисциплинам». Ко второй категории были отнесены 6 университетов, названные «научно-исследовательские университеты с докторскими программами».

Основные характеристики различных категорий
Как ожидалось, наблюдаются значительные различия в средних значениях переменных четырех категорий, которые использовались в качестве «основных критериев классификации». Таким образом, в среднем 4 публикации в год насчитывалось у категории «обучающие университеты», 41 – у категории «обучающие университеты с ограниченной исследовательской деятельностью»; 94 – у категории «научно-исследовательские университеты с докторскими программами по отдельным дисциплинам», и 636 – у категории «научно-исследовательские университеты с докторскими программами». В свою очередь, средняя численность программ обучения по программам докторантуры составила 2,2 у категории «научно-исследовательские университеты с докторскими программами по отдельным дисциплинам», а у категории «научно-исследовательские университеты с докторскими программами» составила в среднем 18,5. Таким образом, основные критерии классификации успешно сгруппировали чилийские университеты в существенно отличные друг от друга категории. Особенно впечатляюще выглядит десятикратная разница в количестве публикаций между категориями «обучающие университеты» и «обучающие университеты с ограниченной исследовательской деятельностью». Данная разница означает, что примерно 30% чилийских университетов практически не ведут исследовательскую деятельность.

Дополнительные характеристики четырех категорий
Четыре категории также сравнивались по показателям институционального размера и академической результативности (аккредитация); оба не связаны с показателями численности публикаций и докторских программ, которые использовались при определении четырех категорий. Статистическая значимость изменений средних значений между категориями была проанализирована с помощью однофакторного дисперсионного анализа. Этот тест предоставляет возможность определить наличие или отсутствие статистической разницы в средних показателях нескольких групп. Дисперсионный анализ был дополнен ретроспективным анализом, который еще точнее подтвердил наличие значительных различий между средними значениями. Результаты анализа показали наличие разницы по средним значениям у большинства изученных показателей, в том числе: численность студентов, количество факультетов, остепененность преподавателей факультетов, количество программ обучения на факультете, процент аккредитованных программ обучения и продолжительность аккредитации университета в годах. Наибольшая разница в средних показателях наблюдается между категориями «обучающие университеты» и «научно-исследовательские университеты с докторскими программами», в то время как средние значения двух других категорий находятся между ними.

Новая классификация сравнительных исследований
Категории, определенные в новой классификации, тесно связаны с основными институциональными характеристиками и академическими показателями. Таким образом, в сравнительных целях, вузы, входящие в одну категорию, можно рассматривать в качестве «академических сверстников». Последнее наблюдение является важным аспектом, так как большинство из имеющихся сравнительных исследований, в том числе национальные и международные рейтинги университетов, упускают данный аспект из виду. С этой точки зрения, к сожалению, исследовательские университеты, особенно так называемые «мирового класса», стали парадигмой качества академического обучения. Хотя признается необходимость любой страны в наращивании «критической массы» таких вузов, для сохранения многообразия и фактической ценности университет должен стремиться стать лучшим вузом именно в своей категории.

Классификация университетов в развивающихся странах
Новая классификация чилийских университетов может быть использована в других странах и адаптирована к местным условиям. Например, можно использовать дополнительные минимальные показатели годовых публикаций или количества докторских программ аккредитованных национальным агентством. Новая классификация также может осуществлять общую диагностику системы высшего образования, с точки зрения сопоставления доли обучающих и научно-исследовательских вузов. С точки зрения системы университетского образования, разнообразие само по себе является ценностью, подразумевая, что студенты и преподаватели имеют больше возможностей решать, где учиться или где работать.

При классификации и сравнении университетов, особенно в развивающихся странах, все классификации со временем замораживают существующую динамическую ситуацию. В будущем, многие вузы перейдут в другие категории, расширив научно-исследовательскую деятельность и открыв новые программы послевузовского образования. С другой стороны, многие другие университеты останутся верными своей миссии и, оставаясь в той же категории, повысят академическую результативность. В конце концов, в научном мире действительно важным является связность между миссией, человеческими и финансовыми ресурсами и волей к достижению высоких стандартов качества. Поэтому очень важно правильно классифицировать вузы.



Назад в раздел