Храмы и университеты мирового класса



Филип Альтбах – стипендиат профессуры Монана, директор Центра международного высшего образования при Бостонском колледже. Он является Эрудированным Ученым при правительстве штата Керала (Индия).

Не каждый день можно обнаружить в индуистском храме, либо в каком-либо другом храме $22 миллиарда (примерно 98 000 × 107 индийских рупий), закопанных в подвале. Это произошло в Храме Вишну Падманабхасвами в столице индийского штата Керала Тируванатапурам, где сейчас каждый предлагает пути применения данного клада. Одно из предложений – вложить эти деньги в развитие культуры, науки и цивилизации посредством строительства университета мирового класса, который действительно сделает большой вклад в развитие Индии и штата Керала.

Удивительно, что, несмотря на быстро растущую экономику и давнюю традицию интеллектуального совершенства, у Индии нет университета мирового класса, никакой вуз не «тянет» до международных рейтингов и не считается ведущим на мировом уровне. Только Индийские институты технологий и Индийские институты менеджмента довольно известны, но они не являются университетами. Строительство нового университета не потребовало бы использование всех средств, и без сомнения все найденные религиозные и исторические ценности хранились бы в музее при университете. Возможно, потребовалось бы $200 млн. (приблизительно 900 × 107 индийских рупий) для строительства кампуса мирового уровня в Тируванатапураме, ставке бывшего королевства Траванкор. Также необходимо было бы отложить $8 млрд. (приблизительно 35 000 × 107 индийских рупий) для создания фонда, который приносил бы $560 000 000 (приблизительно 2 500 × 107 индийских рупий) ежегодно на функционирование университета. В результате, осталось бы больше половины ценностей храма для использования или расходования на иные нужды.

Университет выполнял бы несколько функций одновременно. Университет мирового уровня стал бы образцовой моделью для системы высшего образования в Индии и развивающегося мира. Университет также способствовал бы развитию экономики Кералы и стал бы стартовой точкой роста ключевых сфер, таких как информационные технологии и биотехнологии.

Керала – идеальное место для университета мирового класса. Это место называют «Собственной страной Бога». Приятная и зеленая окружающая среда, сочетающаяся с приличной инфраструктурой, и общество не обременено социальными трениями, как где-либо еще в Индии. В Керале универсальная грамотность населения, и 18% молодых людей имеют доступ к высшему образованию, это вдвое выше среднего показателя по стране.

Как выглядел бы университет мирового класса в Керале?
Как и финансирование ведущего университета, идеи за такими деньгами очень важны. Университет Вишну Падманабхасвами был бы неиндийским практически во всех отношениях. Университет не был бы ни государственным, ни частным, но стал бы независимым и управлялся бы общественным доверительным советом, связанным с храмом и гражданским обществом Кералы. Его контролирующие попечители избирались бы из этих групп, где также предусмотрено включение старших членов королевской семьи Траванкор и некоторых известных международных экспертов в образовании. Подобно известным частным университетам в США, Университет Вишну Падманабхасвами имел бы независимый попечительский совет. Финансирование обеспечивалось бы за счет фонда (клада), хотя плата за обучение оплачивалась бы студентами, которые были бы платежеспособными. Доход мог быть дополнен исследовательскими контрактами, и поощрялось бы привлечение благотворительных средств. Университет был бы свободен от политики и бюрократии, удушающей государственные университеты Индии. Он был бы свободен от коммерческой заинтересованности и капризов бизнес-магнатов, контролирующие некоторые новые частные университеты.

Университет стал бы международным и по сути, и по масштабам. Профессора и студенты приезжали бы с разных стран мира. Эндаумент-фонд Университета покрывал бы и зарплаты и стипендии, которые были бы привлекательными, хоть и не на уровне богатейших американских и европейских университетов.

Учебные планы и направления были бы намерено международными. В то же время, Университет поднимал бы важные вопросы Кералы, Южной Индии и субконтинента. Университет Вишну Падманабхасвами сосредоточился бы не только на науке в отличие от многих недавних устремлений создать вузы мирового класса по всему миру. Он был бы многопрофильным университетом, тщательно выбирая направления, по которым он бы лидировал: некоторые дисциплины, важные для развития экономики штата и региона, в том числе информационные технологии, некоторые области сельского хозяйства и, возможно, биотехнологии. Благодаря связи Университета с храмом, он стал бы лучшим вузом в изучении индуизма и других религий Индии. Из-за того, что он расположен в Керале, с большим населением индуистов, мусульман и христиан, он мог бы культивировать межрелигиозный диалог. Также университет мог бы сосредоточиться на изучении истории, искусства и общества Кералы и Южной Индии. Центральные направления развития были бы тщательно отобраны, и был бы набран сильный профессорско-преподавательский состав, специально нацеленный на создание стратегических преимуществ и превосходства.

Управление и менеджмент для университета мирового класса
Управление самый важный аспект любого университета. Академический состав Университета Вишну Падманабхасвами должен стать ключевой игроком в принятии решении по академическим вопросам. В то же время, университет мирового уровня должен эффективно управляться, и высший уровень руководства университета должны иметь значительный контроль над принятием стратегически решений. Вице-канцлер, деканы и другие ключевые руководители университета должны избираться на основании таланта и лидерских способностей, а не индивидуальных связей.

Университет должен быть институтом, основанным на ценностях меритократии. И ППС и студенты должны избираться на основании их академических заслуг. Члены ППС при найме должны пройти тщательную оценку их преподавания и исследовательской работы в течение нескольких лет до подписания постоянного контракта. Студенты должны отбираться по заслугам и без строгих ограничений системы госзаказа (хотя способные студенты из малоимущих семей могли бы получить особое внимание), получать стипендии, финансовую помощь и академическую поддержку.

У Индии есть уникальная возможность основать университет мирового класса частью беспрецедентных ресурсов Храма Вишну Падманабхасвами Кералы, используя лучшую мировую практику, направленную на улучшение ситуации в Керале и Южной Индии в международном контексте. Строительство университета мирового класса, не зависящего от бюрократической системы – это уникальный шанс. Высшее образование – почитаемая традиция Кералы, и этот штат – логически разумное место для хорошо профинансированного университета, вдали от отвлекающих моментов и политики Нью-Дели.



Назад в раздел