Инвестиции в развитие лидерства: опыт Великобритании



Робин Мидлхёрст – профессор высшего образования Университета Кингстон, Лондон, директор Фонда стратегии, исследований и международного лидерства (www.lfhe.ac.uk). E-mail: r.middlehurst@kingston.ac.uk.

По всему миру, в развитых и развивающихся странах, высшее образование рассматривается как центральный фактор экономического роста и восстановления, а также социального благосостояния и целостности. Это также связано с расширением глобализации путем расширения торговли в транснациональных образовательных программах и глобальных сетях научных исследований и инноваций. Национальные программы конкурентоспособности отражают конкуренцию между вузами и системами высшего образования в глобальной гонке за статус и репутацию.

Вузы, работающие в такой среде, приобретают громоздкую, усложненную и более сконцентрированную деятельность. Возьмем два примера из одного города Великобритании: в Манчестерском университете в настоящее время обучается 40 000 студентов, в том числе 7400 иностранных студентов из 180 стран. В нём работают 9755 сотрудников, что делает его одним из крупнейших работодателей в северо-западном регионе, и оказывает финансовое влияние на регион размером в £1,4 млрд. ежегодно. В новом Университете Манчестер Метрополитен обучается 34 000 студентов, в том числе 2800 иностранных из 109 стран. Здесь работают 4300 сотрудников, и экономическое влияние на регион составляет £690 млн. Управление этими организациями, как успешным некоммерческим бизнесом и как двигателями местного и регионального развития и как академическими организациями мирового класса, требует широкого спектра навыков и опыта. Также нужны новые структуры управления и методы работы, которые формируют сотрудничество между руководством университетов и менеджерами-профессионалами. Европейская Комиссия признает это в своем Коммюнике по модернизации высшего образования (2006, 2011), приводя доводы как за реструктуризацию, так и за инвестиции в профессиональный менеджмент.

Подобная повестка дня не в новинку для Великобритании, поскольку сменяющие друг друга правительства оказывали давление на университеты в целях диверсификации источников доходов, усиления их эффективности и содействия более обширным целям государственной политики. В ответ на это, вузы создали исполнительные структуры управления, создали команды топ-менеджеров, сократили принятие решений на уровне комитетов, увеличили бюджетные и кадровые обязанности руководителей департаментов и деканов, а также укрепили руководство на всех уровнях (хотя и с разным балансом коллегиальности и менеджерской составляющей во всех 165 университетах и колледжах Соединенного Королевства). Высшее руководство университетов, от деканов до вице-канцлеров (президентов), теперь, как правило, избирается на должности и назначается на определенный срок или работает по контракту на постоянной основе. Участие в подготовке и развитии менеджмента также все чаще рассматривается как часть критериев отбора на руководящие позиции.

Вице-канцлеры голосуют за развитие лидерства
Существенный сдвиг в развитии управленцев высшего уровня произошел в 2003 году, когда вице-канцлеры проголосовали за создание Фонда по руководству в высшем образовании. Правительственный грант в размере £10 млн. в настоящее время составляет лишь 20% от всего дохода, остальные источники поступают от платы за программы и членских взносов (около 90% британских университетов и колледжей состоят в добровольном членстве). Фонд предлагает широкий спектр британских и международных программ для руководителей всех уровней; программы для начинающих и опытных управленцев; профессиональные сети для руководителей и менеджеров; конференции и мероприятия на темы руководства; специализированые программы корпоративного менеджмента внутри вузов; индивидуальные консультации; аудит эффективного управления; развитие команд топ-менеджеров; и инициативы по обширным организационным преобразованиям (напр., Академия перемен для мультифункциональных команд, работающих над вузовскими проектами). Фонд также инвестирует в сектор, делая заказ на проведение исследований по вопросам лидерства, создавая управленческие ресурсы для вузов и предоставляя конкурсные гранты развития для вузовских и мульти-вузовских инициатив. Примечательно, что это сильно расширенная деятельность на национальном уровне не уменьшает институциональных усилий. В 2000 году 70% вузов, по имеющимся сведениям, лишь в незначительной степени предоставляли формальные программы развития для высшего руководства. К 2010 году 73% вузов осуществляли систематическое развитие лидерства и менеджмента на месте. Примечательно, что 90% опрошенных преподавателей и профессоров считают, что это выгодно для их карьеры.

Панорама развития сегодня отвечает разнообразным институциональным требованиям и индивидуальным карьерным траекториям. Специфические особенности высшего образования в Великобритании охватывают широкий спектр дисциплинарного и профессионального опыта среди руководителей и менеджеров; растущее размывание ролей между профессорами и административным персоналом; а также вхождение в сектор ряда топ-менеджеров из бизнеса, здравоохранения, местных и центральных госорганов. Межкультурные навыки и понимание становится все более важными, поскольку увеличивается разнообразие среди сотрудников и студентов. Чтобы подготовить себя, руководители департаментов, деканы и руководители административных служб сочетают программы MBA и магистерские программы управления в высшем образовании, в то время как потенциальные главные управляющие и главные исполнительные директора работают вместе над программами для топ-менеджмента. Подготовка к стратегическому лидерству привлекает ученых, желающих оценить их навыки и лидерский потенциал в сравнении с остальными. Вице-канцлеры (президенты/ректоры) создали специальные возможности, такие как индивидуальные консультации, парные программы с председателем совета, или интенсивная программа по личностному, институциональному и системному развитию. Программы внутри самих вузов в равной степени важны и включают в себя групповые программы для 100 старших руководителей и менеджеров университета. Особое внимание уделяется построению команд топ-менеджеров, а также целенаправленным инициативам по подготовке новых кадров, руководителей исследовательских групп.

Международные возможности включают совместные программы, поездки, направленные на изучение политики, а также программы стратегического лидерства для групп руководителей и должностных лиц министерств из других стран. Программы составлены с целью достижения взаимной выгоды для отдельных лиц, учреждений и сектора высшего образования в Великобритании и за рубежом. Они также могут быть выгодными для местного сообщества и максимального использования деловых связей в высшем образовании между регионами. Поскольку университеты развивают свои стратегии по интернационализации, имеются возможности творчески использовать развитие лидерства: способствовать более широким возможностям международного партнерства в области обучения, исследований и предпринимательства.

Уроки эксперимента
В то время как существует постоянная потребность в инновациях в ответ на динамичную и изменчивую панораму высшего образования, некоторые уроки из тридцатилетнего опыта могут представлять продолжительные выгоды. Во-первых, потребности в развитии руководства должны быть адаптированы к ежедневным вопросам управления, чтобы оно было актуальным и своевременным. Во-вторых, оно должно повышать уровень размышлений и практики, а также оказывать поддержку и спокойное пространство для дискуссий и экспериментов. В-третьих, развитие должно рассматриваться в рамках «общесистемной» философии взаимодействия на уровне отдельных лиц, групп и секторов, если целью становятся существенные преобразования. В-четвертых, если подойти к разработке стратегически, развитие руководства (лидерства) может предложить гораздо больше, чем индивидуальная подготовка и развитие, предоставляя средства для развития академической деятельности посредством отношений и партнерских связей на национальном и международном уровнях.



Назад в раздел