Институциональная диверсификация высшего образования Китая



Рут Хэйхо и Джун Ли

Рут Хэйхо – профессор Института Онтарио по исследованию образования, Университет Торонто, Канада. E-mail: ruth-hayhoe@sympatico.ca. Джун Ли - ассистент-профессора кафедры международного образования, Гонконгского института образования.

Хэйхо и Ли соавторы с Джин Лин и Цян Чжа статьи «Портреты китайских университетов 21-го века: в переходе к массовому высшему образованию», Центр сравнительных исследований в образовании и Шпрингер, Гонконг и Шпрингер, 2011.

Степень, с которой высшее образование Китая поддерживает некоторое институциональное разнообразие, весьма примечательна, несмотря на давление соответствовать модели мирового исследовательского университета. Президенты университетов естественно беспокоятся за места своих вузов в мировых рейтингах, и государственная политика прилагает значительные усилия с тем, чтобы университеты могли достигнуть качества и положения мирового класса. Сильные государственные программы, также находящиеся в процессе разработки для поддержки областей знаний, рассматриваются как важные для развития Китая и обеспечения перераспределения ресурсов в менее развитые части страны.

Глобализация как стремление к единообразию
Высшее образование Китая, в процессе своего расширения, приобрело новую форму высоко иерархичной системы, со значительным приоритетом финансирования первых (100) вузов в рамках Проекта 211, инициированной в 1993 году. Система высшего образования страны стала еще более иерархичной с момента реализации Проекта 985, созданной для поддержки тридцати девяти (39) лучших вузов в 1998 году. Данные вузы получили преимущество в виде бюджетного финансирования и возможностей для мировой интеграции, отделяясь от большинства региональных и местных вузов страны, и получая сильный импульс в пользу соответствия мировым тенденциям, включая переработку своих учебных планов. Медицинские университеты, в свою очередь, были самостоятельными вузами советской модели 1950-х годов, фактически все они были объединены с многопрофильными и политехническими университетами. Профессорско-преподавательский состав этих вузов был убежден, что медицинские исследования привлекут существенное финансирование на научно-исследовательскую работу в случае поднятия рейтинга этих вузов. В дополнение, многопрофильные университеты, такие как Пекинский и Университет Фудана, которые в прошлом фокусировались на базовых гуманитарных и естественных науках, на текущий момент развивают свои факультеты машиностроения и менеджмента. Политехнические университеты, такие как Цинхуа и Шанхай Цзяо Тун, открыли программы по гуманитарным и социальным наукам.

Несмотря на произошедшие изменения в системе высшего образования в последнее десятилетие, некоторые уникальные виды университетов, созданные под влиянием советского социализма в 1950-х годах доказали свою конкурентоспособность и даже расширили профиль своей деятельности. Это обеспечивает значительное разнообразие в системе образования страны, так как включает педагогические, и сельскохозяйственные вузы, а также университеты, связанные с культурой национальных меньшинств. Жизнеспособность данных учреждений стала возможной благодаря государственной политике и инициативам институциональных лидеров в период расширенной автономии. Следующие три примера дают некоторое представление о том, как это происходило.

Педагогические университеты в диверсифицированной системе
«Педагогические университеты»  это практически неизвестная концепция в англо-американской академической системе. Производные от французского Ecole Normale Superieure, педагогические университеты являются многопрофильными вузами, которые базируются на гуманитарных и естественных науках и на подготовке преподавателей для среднего и высшего образования. До 1949 года в Китае уже функционировали педагогические университеты и под влиянием СССР, эти вузы распространились на всю государственную образовательную систему. Руководство Восточно-Китайского педагогического университета в Шанхае, одного из лучших китайских университетов, объясняют свое несогласие с государственной политикой по запрещению объединения педагогических вузов и требования сохранения слово «педагогический» в названиях вузов. Исключение составляют только родственные институты по раннему, специальному или взрослому обучению, которым разрешили проводить процесс слияния. Данная мера позволила этим институтам привлечь существенное финансирование от правительства Шанхая для усиления своего имиджа как лучшая модель педагогического университета. Восточно-Китайский педагогический университет принял на себя новые обязательства по обучению на всех уровнях образования, включая обучение взрослого населения, а также расширил учебный план по новым направлениям социальных и естественных наук.

Стратегическое партнерство с Ecole Normale Superieure на уровне послевузовского образования и решение открыть кампус в Шанхае предоставило данному вузу уникальную идентичность, имидж и учебный профиль. Усилия последующих президентов вуза и поддержка муниципального правительства Шанхая внесла вуз в список бенефициаров государственных Проектов 211 и 985. В результате, был проложен путь, демонстрирующий значительный вклад педагогических университетов в экономику знаний страны и делающий его заметным на мировой арене и это особенно видно по уровню знаний школьников Шанхая, участвовавших в международном исследовании PISA, проводимого ОЭСР, в котором школьники Шанхая достигли впечатляющих успехов.

Сельскохозяйственный университетский комплекс
Северо-Западный сельскохозяйственный и лесной университет (NWAFU), расположенный в небольшом городе Янлинь, не далеко от Сианя, принял подобное стратегическое решение. На начальном этапе данный вуз продвигал свой имидж как центр исследования продуктов питания высокого уровня, затем - как многопрофильный университет с многочисленными факультетами и отделениями, которым он стал посредством слияния двух университетов и пяти исследовательских институтов. В свою очередь правительство страны воспрепятствовало слиянию сельскохозяйственных университетов с вузами другого профиля, однако ограничений против изменения названия вузов, как в случае с педагогическими вузами, не было. Тем не менее, руководство NWAFU видит свою значимость за счет территориального расположения вуза в самом сердце традиционного сельского хозяйства Китая и создания головного центра по развитию международной продовольственной политики и исследованиям. NWAFU удалось использовать все ресурсы, которые были доступны в процессе слияния, и значительно улучшить свою региональную инфраструктуру в рамках программы «Великий Западный Китай». Например, в 1993 году, чтобы посетить вуз, нужно было потратить 2-3 часа от Сианя по разбитым сельским дорогам, в настоящий момент там проложена скоростная магистраль, которая доставляет посетителей от аэропорта Сиань за 40 минут. Руководство NWAFU рассказало авторам статьи, что выбор международных партнеров проходил целенаправленно, например, Вагенинин в Голландии или Корнель в США, с целью усиления эффективности в таких важных сферах как мировая продовольственная безопасность и охрана окружающей среды в сельском хозяйстве. При этом вуз не стремился развиваться по модели мирового исследовательского университета.

Мультикультурный университет для национальных меньшинств
Янбяньский университет в Северо-Восточном Китае, на границе с Северной Кореей, представляет собой другой интересный пример разнообразия системы высшего образования страны. Основанный в 1950-х годах с целью подготовки студентов корейского национального меньшинства для преподавания и местного государственного управления. В последние годы вуз поднял свой статус до национального университета и стал одним из получателей государственного финансирования в рамках Проекта 211. В данном случае институциональное лидерство было критически важным фактором для сохранения и усиления уникальной идентичности вуза как мультикультурного университета. Переговоры шести стран, включая Китай, Россию, Японию, США, Северную Корею и Южную Корею, привлекли значительное мировое внимание к региону. Янбяньский университет выделил своим главным направлением учебных программ международные отношения и мировую геополитику. Университет также привлек студентов со всей страны из-за двуязычного обучения на корейском и китайском языках, возможности обмена и трудоустройства, вызванные динамикой развития экономики Южной Кореи. В настоящее время более половины студентов приезжают учиться со всех областей Китая, включая большинство студентов Хань и других национальных меньшинств, которые хотят учить язык и трудоустроиться в регионе. Учитывая, что Янбянь признан в качестве неблагоприятного региона, руководство университета преуспела в получении поддержки со стороны правительства в рамках программы «Великий Северо-Западный проект».

Сохранившееся разнообразие в период глобализации
На первый взгляд, последние улучшения в системе высшего образования произошли благодаря подчинениям страны силам глобализации. При более подробном изучении выявляется балансирование правительственных усилий между поддержкой университетов мирового класса на мировой арене и поддержкой разнообразия системы высшего образования страны, в рамках программ национального политического курса по экономическому перераспределению. Таким образом, даже элитные группы лучших университетов включают разнообразные виды вузов, что привлекает внимание к китайским образовательным традициям, траектории сельскохозяйственного развития, и мерам по поддержке культур национальных меньшинств. Данными инициативами Китай представляет собой важный урок для других развивающихся стран, ищущих баланс сил между достижением мировых стандартов и поддержкой целостности и достоверности национальных ценностей и стилей.



Назад в раздел