Реформы Западно-Африканского высшего образования



Джума Шабани

Джума Шабани – директор кластер офиса ЮНЕСКО в Бамако, Мали. E-mail: j.shabani@unesco.org.

С появлением общества экономики знаний, высшее образование рассматривается как главное решение проблемы бедности и устойчивого развития человечества. В течение последних двух десятилетий, многие региональные организации инвестировали в восстановление и дальнейшее развитие своих систем высшего образования для того, чтобы воспользоваться преимуществами экономики знаний. Эти усилия включают внедрение Болонского процесса для создания сферы высшего образования в Европе и других регионах к 2010 году, создание Африканским советом (African Union) Стратегии гармонизации высшего образования в Африке (Higher Education Harmonization Strategy in Africa). Эти две инициативы, в основном, связаны с переходом на новую систему, известную как система бакалавриат – магистратура – докторантура. Реформирование существующей системы в данную форму не подразумевает создание уникальной системы высшего образования. На самом деле, разные национальные системы будут переструктурированы в общую систему, которая даст возможность сравнить квалификации разных стран для дальнейшего развития академической и профессиональной мобильности. Болонский процесс является главной реформой в области высшего образования в участвующих странах. Например, во Франции, этот процесс считается главнейшей реформой в сфере высшего образования с 1968 года.

Учитывая историческую связь франкоязычных Африканских стран с Европой в области высшего образования и с целью поддержания исторических академических и научно-академических связей, эти страны принимают меры по переходу на систему бакалавриат – магистратура – докторантура с 2000 года.

В Западно-Африканском Экономическом и Валютном Союзе (West African Economic and Monitory Union), который состоит из восьми франкоязычных и португалоязычных стран (Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того и Гвинея-Бисау), система бакалавриат – магистратура – докторантура была принята министрами высшего образования в июле 2007 года для достижения следующих целей: улучшить эффективность высших учебных заведении; обеспечить международное признание степеней стран, являющихся членами Западно-Африканского Экономического и Валютного Союза; и продвигать мобильность студентов и сотрудников.

Реформа системы бакалавриат – магистратура – докторантура
Внедрение реформы бакалавриат – магистратура – докторантура, инициированного Африканским советом, в странах, входящих в состав Западно-Африканского Экономического и Валютного Союза, является важным шагом в создании Африканского пространства высшего образования и исследований.

Основные особенности реформы бакалавриат – магистратура – докторантура в Африке включают принятие системы высшего образования состоящей из трех всемирно признанных уровней: бакалавриат, магистратура и докторантура; создание национальной системы квалификаций, которая будет руководить под-региональными и региональными системами; разделение учебного периода на семестры и принятие двух инструментов, которые упростят процесс сравнения квалификации и стимулируют академическую мобильность. Это – система перевода академических кредитов и приложение к диплому.

Внедрение реформы бакалавриат – магистратура – докторантура в странах, входящих в состав Западно-Африканского Экономического и Валютного Союза, осуществляется на четырех уровнях: институциональный, национальный, под-региональный и региональный. На региональном уровне внедрение реформы бакалавриат – магистратура – докторантура координируется Африканско-Малагасийским союзов высшего образования, состоящего из 17 стран, в состав которого входят все восемь стран Западно-Африканского Экономического и Валютного Союза. Несмотря на достигнутый прогресс, внедрению этой реформы по-прежнему препятствует ряд проблем.

Проблемы внедрения
При внедрении реформы бакалавриат – магистратура – докторантура в странах, входящих в состав Западно-Африканского Экономического и Валютного Союза, появились три проблемы связанные с качеством преподавания и обучения и со значимостью академических и научно-исследовательских программ; низким уровнем развития исследований; и отсутствием надежного механизма для мониторинга системы переводов академических кредитов. Эти проблемы были детально описаны в последних публикациях о высшем образовании во франкоязычных странах Африки.

Возможности
В последние годы, интерес стран, входящих в состав Западно-Африканского Экономического и Валютного Союза, и доноров к восстановлению и дальнейшему развитию высшего образования и исследований в Африке возродился. На самом деле, почти каждое региональное экономическое сообщество в Африке определило высшее образование как одно из важнейших направлений реформ. Значимость высшего образования в Африке была повторно подчеркнуто на Всемирной конференции по высшему образованию 2009 года и на последних саммитах глав государств, входящих в состав Африканского совета. Таким образом, первой возможностью является предоставление приоритета для развития высшего образования Африканским советом. Вторая возможность связана с расширением доступа к виртуальным инфраструктурам, а третья возможность связана с уроками, которые страны, входящие в состав Западно-Африканского Экономического и Валютного Союза, могут извлечь из Болонского процесса и применение их в Африканской среде, адаптировав к местным культурам и ценностям.

Опираясь на региональные и межрегиональные консультации, страны, входящие в состав Западно-Африканского Экономического и Валютного Союза, с помощью ЮНЕСКО, разработали трехлетний пилотный проект на период 2011-2013 года для внедрения реформы бакалавриат – магистратура – докторантура. Проект основан на использовании информационных и коммуникационных технологий для укрепления потенциала, необходимого для эффективного осуществления реформы.

Проект направлен на достижение трех обширных результатов. Первый результат, связан с модернизацией информационных и коммуникационных технологий и физической инфраструктуры для расширения доступа к широкополосному Интернету. Для этого кампусы государственных и частных аккредитованных университетов в восьми странах, входящих в состав Западно-Африканского Экономического и Валютного Союза, будут оснащены волоконно-оптическими кабелями и не менее 200 компьютерами с высокоскоростным подключением. Второй результат связан с созданием серии виртуальных инфраструктур для улучшения качества преподавания, обучения, исследований и в целях укрепления потенциала для эффективного академического управления. К ним относятся сети виртуальных библиотек и цифровых архивов; виртуальный институт для предоставления онлайн-курсов, университетские веб-порталы, и системы перевода академических кредитов в режиме онлайн.

И третий ожидаемый результат связан с укреплением потенциала для обеспечения эффективной реализации реформы бакалавриат – магистратура – докторантура. К нему относятся способность эффективно преподавать и обучаться в области высшего образования, разработка эффективных механизмов аккредитации и обеспечения качества, а также развитие научного потенциала. Проект также нацелен на интеграцию центров передового опыта стран, входящих в состав Западно-Африканского Экономического и Валютного Союза, в региональные и международные сети исследований.

Заключение
С середины 2000-х годов, все региональные экономические сообщества в Африке, на основе реформы бакалавриат – магистратура – докторантура, вовлечены в процесс гармонизации высшего образования. На сегодняшний день, было согласовано, что стратегия стран, входящих в состав Западно-Африканского Экономического и Валютного Союза, основанная на использовании информационных и коммуникационных технологий в целях создания необходимого потенциала для внедрения этой реформы может привести к значимым и устойчивым результатам и, следовательно, должны служить моделью для других регионов.



Назад в раздел