Трансграничное высшее образование: две модели



Трансграничное высшее образование: две модели

Эми Стэмбах

Эми Стэмбах - профессор политики в области образования и антропологии и заместитель декана в Отделе международных исследований Университета Висконсин-Мэдисон. E-mail: aestambach@wisc.edu.

Две модели свободного рынка стоят друг против друга, подобно боксерам на ринге. Первый - мировой рынок, второй - общее достояние человечества. Первый подчеркивает коммерческую ценность обмена людьми и товарами. Второй призывает к открытому обмену знаниями, товарами, информацией, природными и общественными ресурсами, которые наиболее полезны, когда распределяются и используются коллективно. Защитники обеих моделей спорят над тем, как лучше управлять системой международного высшего образования для создания международной торговли услугами сферы образования. Разногласие возникает потому, что идеи о свободном рынке, на которые обе модели ссылаются, опираются на разные, но в то же время, связанные понятия о богатстве, свободе и обществе. Далее, позиции этих моделей будут проиллюстрированы со ссылкой на образовательный инструмент, разработанный в Университете Висконсин-Мэдисон.

Мировой рынок
Согласно модели мирового рынка, университеты конкурируют с ограниченными ресурсами за лучшие умы мира. Студенты и преподаватели являются конкурентоспособными товарами и привязаны к определенным позициям, оплате за обучение и заработной плате. Ученые, исследующие стволовые клетки, разрабатывающие медицинские патенты или со знанием биомедицины, представляют ресурсы, которыми торгуют на рынке университетов. С этой точки зрения, ученые, исследователи, научные работники и артисты являются конкурирующими товарами, при этом университеты используют знание ученого для коммерческих целей, а ученые, в свою очередь, конкурируют за ограниченные места в университетах.

Как конкурирующие товары, «лучшие умы», в виде студентов и ученых, наиболее продуктивны, когда их щедро вознаграждают и финансируют. Примеры таких споров, когда образование приравнивается к промышленности, часто находят отражение в известных средствах массовой информации, например, Wall Street Journal, US News and World Report. В этой торговой точке, люди и рабочие места являются видом богатства; свобода – это отсутствие регулирования; и свободная торговля учеными и их интеллектуальными товарами служит интересам более широкого круга людей – то есть, работает на благо всего общества.

Общее достояние человечества
Модель общего достояния утверждает, что знание является формой богатства, которой делятся, а не конкурентно торгуют, на данный момент это богатство не предоставляется в достаточном количестве на рынке. То есть, если бы каждая деталь знания продавалась за деньги без вмешательства государства, то общественная ценность информации исчезла бы из-за интересов в частных доходах. Примером может быть знание о том, как создавать и использовать фармацевтические товары. Если бы такое знание было слишком ограниченным, например, если университеты начнут ставить цену за доступ к знаниям, то пострадало бы все человечество.

Как неконкурентоспособный товар, образование требует нерыночных подходов, таких как государственные субсидии, филантропическая поддержка, и объединенные ресурсы для поддержки всего вместе взятого. Образование, которое воспринимается как безграничное знание, приносит еще больше пользы, когда его распространяют. Примеры споров, когда образование приравнивается к знанию, часто появляются в рецензируемых научных работах, но также находят свое отражение и в коммерческих средствах массовой информации, например, в Atlantic Monthly, или Harpers Magazine. В этой модели, богатство понимается как мудрость; свобода это широкое распространение богатства, в котором общество представляет поле с открыто распространяющейся информацией.

Общая территория
Чтобы понять, как эти две модели взаимосвязаны, представьте работу Висконсинского центра для образовательных продуктов и услуг (Wisconsin Center for Education Products and Services (WCEPS)), который лицензирует незапатентованную, охраняемую авторским правом интеллектуальную собственность. Инструменты оценки успеваемости по английскому языку будут в числе продуктов, которые Висконсинский центр для образовательных продуктов и услуг будет предлагать учебным учреждениям 12-летнего образования, в особенности тем учреждениям, которые охватывают детей, не получавших образование должного качества. Доходы от этих услуг будут вторично инвестированы в базовые исследования, если Висконсинский центр для образовательных продуктов и услуг будет работать также как и его родительская программа - Висконсинский исследовательский фонд выпускников (Wisconsin Alumni Research Fund), то доходы должны быть распределены. А именно, двадцать процентов от доходов будут выделяться группе по исследованию и развитию, пятнадцать процентов - департаменту исследователей, и шестьдесят пять процентов - университету. Однако эти средства должны выделяться на долгосрочной основе.

В данный момент, Висконсинский центр для образовательных продуктов и услуг субсидируется Фондом Университета Висконсин и должен будет оплатить свои расходы из независимого инвестиционного портфеля. Родительская программа Висконсинского центра для образовательных продуктов и услуг Висконсинский исследовательский фонд выпускников, который функционирует с 1920-х годов, имеет акционерный капитал в 36 компаниях профессорско-преподавательского состава и ежегодно продает продукты на более чем 1 миллиард американских долларов. Инвестиции Висконсинского исследовательского фонда выпускников значительно увеличились на начальном этапе, при его создании, благодаря лицензированию Витамина Д. Остается только ждать, сможет ли Висконсинский центр для образовательных продуктов и услуг развиваться до подобного уровня самостоятельно.

Критики модели рынка утверждают, что это неэтично со стороны Висконсинского центра для образовательных продуктов и услуг приватизировать общественное достояние. В конце концов, язык является социально-когнитивным навыком, а не товаром, который можно защитить авторскими правами. Другой аргумент гласит, что продажа языковых услуг для групп, не получающих образование должного качества, еще больше ухудшает финансовое состояние и без того бедной части населения. Успех центра заключается в получении прибыли от продуктов, к которым дети из социально неблагополучных семей не имеют доступа.

Сторонники модели рынка отвечают, что Висконсинский центр для образовательных продуктов и услуг недалеко продвинулся в свободной торговле знаниями. Вторичное инвестирование 65 процентов в университет не является мудрым решением, если центр планирует генерировать прибыль. Более того, сторонники модели рынка могут рассматривать инвестиции ресурсов в департамент исследователей, как замаскированную форму устаревшей системы социального обеспечения. Однако более детальное изучение центра показывает интеграцию двух моделей. С точки зрения модели рынка, центр воспринимает ученых и их продукты как конкурентоспособные товары, которые должны храниться в конкретном учреждении, а сам университет как индустрию общественных услуг, который должен максимально увеличивать инвестиций и поддерживать свободную торговлю, но, в то же время, инвестировать доходы в базовые исследования. С точки зрения модели общего достояния, центр признает, что рынок, если взять по отдельности, не может удовлетворить потребности исследований. Исследования требуют объединенных ресурсов и поддержки, как филантропов, так и федерального правительства. Свободно текущее знание не всегда ликвидно, но всегда должно быть защищено и субсидировано, и инвестиции в исследовательские университеты должны быть международного уровня.

Международная взаимосвязь
Предыдущее мнение об инвестициях международного уровня затрагивает еще одну проблему. Какими должны быть критерии для вторичного инвестирования в интеллектуальную собственность и авторские права в эру глобализации, когда товары и услуги продаются на международном уровне? Висконсинский исследовательский фонд выпускников решает эту проблему посредством работы с иностранными коллегами, не в обязательном порядке с юристами, но с людьми, имеющими высшее образование и прошедшими коллегию патентных поверенных. Критики утверждают, что работа с людьми, не являющимися юристами, ненадежна и ставит под угрозу работы американских исследователей, особенно, если международные патенты регистрируются не соответствующим образом. Сторонники утверждают, что инвестирование университетами в международные продукты является хорошим методом гармонизации международной системы: совместная работа без учета границ способствует созданию новых общих стандартов. Хотя доводы сторонников о том, что университеты работают независимо от национальных интересов и международной политики звучат наивно, критики игнорируют тот факт, что в мире функционируют разные системы.

Существует более сильный довод в пользу продвижения международной торговли, который требует общего признания автономии других штатов в управлении аспектами образования. Такая, взаимно признанная взаимосвязь, служит основой для заключения договоров, предоставления дипломатического иммунитета, и может послужить основой для регулирования международной торговли образовательными услугами.

Сегодня, как и в 1925 году (год, когда был создан Висконсинский исследовательский фонд выпускников), высшее образование представляет синтез вышеуказанных двух моделей, то есть это конкурентная индустрия и общие ресурсы. Высшее образование является двигателем и артефактом интеллектуальной собственности, идей и обмена ими. Таким образом, высшее образование должно быть интеллектуально открытым и должно управляться с осторожностью. Финансирование же должно приходить как из государственных средств, так и из частных для того, чтобы, по крайне мере, покрывать расходы, но не обязательно для того, чтобы, получать прибыль и работать в коммерческих целях. Если высшее образование придет к полной коммерциализации, то хорошие идеи останутся не исследованными и будут доминировать старые идеи. Вместо этого, нужно сложить перчатки и признать, что эти рыночные модели не конкурируют.



Назад в раздел