Частное высшее образование в Колумбии: проблемы и достижения



Лина Урибе

Лина Урибе, участник Исследовательской программы частного высшего образования Университета Олбани и государственного Университета Нью-Йорка и ректор института колумбийского Университета «de Comfacauca».

Е-мейл: lu625667@albany.edu

Журнал «Международное высшее образование» в каждом своем выпуске посвящает отдельную колонку вопросам сотрудничества с Исследовательской программой высшего частного образования (ИПВЧО), штаб-квартира которой находится в Университете Олбани. Подробнее...

Среди стран Латинской Америки именно Колумбия всегда являлось лидером в сфере развития разнообразного частного высшего образования. Более того, в течение всей истории своего существования система частного высшего образования Колумбии включала 68% от общего сектора. Подобную ситуацию можно было наблюдать только в Бразилии и последние 10 лет в Чили. В 1975 году частные институты образовали крупнейший сектор в Колумбии, но эта часть системы начала разрастаться уже в 1960-х годах. В настоящее время число зачисленных в частные вузы составляет почти половину общего национального количества зачисленных абитуриентов. Спад, наблюдавшийся в период с 1997 по 2007 год, был кратковременным, и согласно информации, представленной Министерством образования, уже в 2008 году рост частного превышал рост государственного образования.

Количество частных учреждений в два раза превышает количество государственных, из 279 официально зарегистрированных вузов 197 являются частными. Характерной чертой подобных учебных заведений является разнообразие их размеров, целей и уровней. Данная тенденция способствовала увеличению поступления в учебные заведения населения с низким уровнем дохода и осуществлению различных функций и задач. Однако для системы образования, которая прочно опирается на частный сектор, качество является исключительно важным критерием. Несмотря на все проблемы и достижения, описанные ниже, значительный авторитет частного сектора Колумбии в первую очередь должен восприниматься в большей степени в связи с расширением политико-исторических тенденций и общественных интересов.

Светские и религиозные инициативы

Изначально система высшего образования Колумбии подвергалась влиянию со стороны образовательной культуры, унаследованной от Испании. Большинство первых университетов Колумбии (в отличие от других колоний) были частными, они основывались католическими священнослужителями, а затем, уже в последние колониальные годы, стали контролироваться Испанской Верховной Властью. Некоторые из тех университетов сейчас известны как Universidad de Santo Tomás (1580), Universidad Pontificia Javeriana (1623), и Universidad del Rosario (1653).

Во времена борьбы за национальную независимость либералы создавали национальные государственные университеты в целях содействия консолидации республики. Однако стала расширяться и частная инициатива, будь то партизанские объединения среди борющихся за право управления новым государством или представители интеллигенции, пропагандирующие светские, нерелигиозные и аполитичные институты.

Во второй половине XX века частное высшее образование значительно расширилось. Если раньше оно было доступно только лишь для элиты, то теперь могло удовлетворить растущие запросы среднего класса. Колумбия стала лидером среди всех стран Латинской Америки по количеству «неэлитных» институтов.

Государственное поощрение частного сектора

Государственные инициативы также способствовали распространению и разнообразию данного сектора. Предоставляя финансовую поддержку, правительство Колумбии поддерживает способность частного высшего образования удовлетворять требования как университетов, так и профессиональных институтов. На самом деле в течение десятилетий большинство «общественных интересов» в сфере распространения частного высшего образования объяснялось лишь недостатком инвестиций, необходимых для развития государственного высшего образования.

Анализ последних реформ свидетельствует о том, что государственная политика Колумбии стала более активной и, хотя и с опозданием, заинтересованной в качестве преподавания. Вместе с принятой в 2001 году комплексной системой гарантии качества правительство разработало методы для стимулирования участия частных инициатив в открытой конкуренции за государственное финансирование путем поддержания проектов, которые способствуют повышению качества наряду с ростом коэффициента зачисления. В связи с тем, что данные направления политики приняты недавно, нам еще предстоит убедиться, смогут ли они эффективно решать проблемы качественного структурного формирования в учреждениях нижнего уровня.

Институциональное разнообразие, массовость и качество

Около 15% всех колумбийских частных университетов основаны религиозными общинами, но некоторые из них по своему происхождению связаны с промышленным сектором и интеллектуальными объединениями. Множество частных неэлитных учреждений находятся в семейном владении, что приводит к определенному противоречию: с одной стороны, желание получить экономическую выгоду, а с другой – колумбийское законодательство запрещает создание подобных учебных заведений с целью коммерческой выгоды. Основными причинами столь критичного отношения к данной форме университетов является то, что члены некоторых семей получают финансовую выгоду за счет высоких должностей и заработных плат в рамках данных университетов и возможности сдавать в аренду помещения для их университетов. Подобная практика не только вредит доходам и жизнеспособности вузов, но также является способом, позволяющим владельцам уклоняться от налогов, прикрываясь недоходной формой организации.

Феномен массовости также способствовал созданию различных видов частных высших учебных заведений, отвечающих требованиям законности и качества и варьирующихся от учреждений невысокого уровня до полуэлитных или местных элитных частных вузов. Как и в других странах, в Колумбии система и политика расширенного доступа привела к такой неизбежной проблеме, как низкое академическое качество, лежащей в основе расслоенной системы. С того момента как уровень поступления выпускников средних школ в частные вузы достиг 62% (против 37% в 2002 году, согласно данным Всемирного банка), множество учебных заведений обеспечивают студентам лишь слабый уровень образовательной подготовки. В Колумбии баланс доступности и качества внутри системы частного высшего образования демонстрируют только нескольких избранных университетов.

Некоторыми ключевыми факторами, относящимися к проблеме качества частных институтов, являются недостаток инструментов управления, таких как бюджеты или стратегическое планирование, а также нехватка штатных профессоров. Большинство таких низкопробных вузов зависит от временно подрабатывающих профессоров государственных университетов, которые чаще всего преподают сразу в нескольких частных университетах. В Колумбии вузы низкого уровня сталкиваются с проблемами, связанными с наймом и оплатой труда профессоров, некоторые учебные заведения находятся в арендованных помещениях, не предназначенных для обучения или проведения исследований. Конечно же, наряду с попытками правительства исправить проблемные моменты прилагаются также значительные усилия со стороны самих вузов, которые стремятся найти баланс между уровнем доступности и качеством.

В погоне за качеством

Несмотря на некоторые проблемы, частное высшее образование Колумбии возглавило процесс добровольной аккредитации. Согласно данным Национальной комиссии по аккредитации, частные вузы составили большинство (63%) среди высших учебных заведений, получивших аккредитацию. Около дюжины аккредитованных частных вузов можно отнести к лидирующим, что объясняется наличием высококвалифицированного преподавательского состава и возможностью получения докторской степени в сфере здравоохранения, права, общественных наук.

Однако ни одно из колумбийских учреждений высшего образования не присутствует в мировых рейтингах, таких как рейтинг британского журнала «Таймс – Приложение к высшему образованию»/QS или рейтинг Шанхайского университета Джао Тонг. Единственным университетом, зарегистрированным в международном вебометрическом рейтинге «500 лучших университетов мира» (Webometrics.info), согласно его популярности, размеру и качеству электронных публикаций, является частный университет «de Los Andes». Кроме того, в пределах частного сектора данный университет обладает наибольшим количеством программ докторантуры.

Хотя подобная классификация не совсем точна, дополнительно еще около 30 частных вузов с пятилетней системой обучения являются престижными на национальном или региональном уровне, что вызвано наличием аккредитованных программ, признаваемых общественностью и представителями научных кругов на уровне высшего образования. Другие 74 вуза также соответствуют критериям «удовлетворения потребителей». Вместе с тем 81 профессиональное частное учебное заведение предлагает двух- и трехгодичные программы. Причем только несколько из Колумбийских «удовлетворяющих требованиям» и профессиональных вузов обладают аккредитованными программами, их качество и законность держатся в большей степени на «обязательных условиях качества». Такие условия, определяемые Министерством образования и академическими коллегами как часть системы обеспечения качества, являются обязательными для всех учебных заведений высшего образования Колумбии.



Назад в раздел