«Бесплатные» государственные университеты: слишком много хорошего?



Матео Эстрелла - декан факультета в Университете Куэнка, Эквадор.

E-mail: mateo.estrella@ucuenca.edu.ec

Многие наблюдатели позавидовали бы государственным университетам Эквадора, т.к. после принятия нового закона и Конституции 2008 года, были отменены все студенческие взносы и оплата за обучение. Но 25 государственных университетов находятся в неловком положении от получения слишком больших преференций. С другой стороны защитники государственных университетов жалуются на тенденцию, ориентированную на рынок, и приватизацию, осуждают сокращение финансовой поддержки со стороны государства. В ближайшее время будет ясно чреваты ли недавние реформы проблемами в высшем образовании Эквадора, особенно в условиях дерзкого эксперимента по перераспределению финансового бремени. В особенности вызывает беспокойство угрозы для автономии университетов. Хотя система высшего образования Эквадора переживает процесс консолидации и роста, в данной статье рассматривается общий обзор - куда движется система в ответ на президентские и законодательные инициативы.

Автономность, рынок и Конституция 2008 года

Первый закон, регулирующий высшее образование, датируется 1938 годом и содержит помимо принципов автономности, положения о совместном управлении и академической свободе. Поправки закона в 1942, 1982 и 1990 годах сформировали систему высшего образования с созданием принципа самоуправления высших учебных заведений в целом. Общая система осуществила распределение ежегодного бюджета, поступающего от правительства. Но маятник отклонился от этой безусловной автономии потому, что критики воспротивились росту высшего образования, который не был запланирован и расходился с национальными целями развития.

В 2007 году Рафаэль Корреа был избран президентом, несмотря на свое положение «аутсайдера» в эквадорской политике, он получил широкую общественную поддержку, т.к. он хотел изменить систему. В 2005 году, будучи профессором экономики в частном Университете Сан-Франциско (со степенью доктора Университета Иллинойса), он был вскоре назначен министром экономики Эквадора. В своей первой президентской кампании он представил себя, главным образом, как интеллектуал с университетским опытом.

Дилеммы, лежащие в основе высшего образования, с которыми сталкивался Президент Корреа, были теми же, с которыми сталкивались другие страны Латинской Америки. Хаотичный десятилетний рост высшего образования (в особенности, частного) лишил чиновников в правительстве одного из средств, которое они рассматривали как инструмент формирования гражданского общества, приспособления образования к целям развития и сохранения своей политической власти. Когда Президент Корреа уверенно победил в последнем туре выборов в 2007 году, он провозгласил «Гражданскую революцию», вдохновленную «Социализмом XXI века»*. Одним из его первых предложений стал созыв Конституционной Ассамблеи для разработки новой Конституции (впоследствии одобренной национальным референдумом).

Финансовые субсидии взамен государственного контроля качества

Конституция 2008 года провозгласила много изменений: расширение президентских полномочий, изменение прав на владение землей, управление природными ресурсами и законы о СМИ. Но среди множества фундаментальных перемен в отношениях государства и общества самыми дорогими стали реформы высшего образования.

До 2008 года плата за обучение в 25 государственных вузах Эквадора была ниже по сравнению с 38 частными университетами страны. В 2008 году стоимость обучения в большинстве государственных университетов составляла максимально $800, согласно скользящей шкале с учетом уровня дохода. Хотя эти взносы были сравнительно скромные, эти платежи покрывали значительную часть операционных затрат. Требования студентов по определенным программам помогали обосновывать и финансировать эти расходы. Но плата за обучение была отменена Конституцией с начала 2009 года. В настоящее время университеты полностью и всецело зависят от ежегодных и дополнительных ассигнований центрального правительства, которое начало напрямую распределять бюджет университетов, независимо от количества зачисленных студентов и спроса. В Эквадоре до сих пор не существует формулы, которая связывает финансирование с числом студентов, и неясно повысится ли финансирование в связи с ростом числа студентов.

Нерешенные вопросы: предстоящие органы планирования высшего образования

В соответствии с Законом Эквадора 2010 года создано Министерство науки, технологии, высшего образования и инноваций. Это само по себе новаторское явление в стране, где на протяжении долгого времени высшее образование было автономным и изолированным от политической власти. Зависимость высшего образования от национальной политики и необходимость подотчетности университетов центральным административным органам стало неожиданным изменением от абсолютной независимости, имевшей место в прошлом. Новое министерство отвечает как за финансирование государственных университетов, так и за связь послесреднего образования с национальным планированием.

Опасность всеобщего финансирования

Несмотря на некоторые положительные последствия прямого контроля государства над планированием и финансированием высшего образования, государственные университеты обеспокоены своим будущим. Одна проблема касается послевузовского образования в Эквадоре. Для утверждения новых программ сегодня требуется разрешение Министерства высшего образования. Процедуры по утверждению новых программ затягиваются. Другим поводом для беспокойства являются ежедневные отношения между министерством и университетами, в особенности, относительно стабильности их финансирования. Необходимы альтернативные меры для преодоления бюджетных ограничений, налагаемых бесплатным образованием. Хотя «Социализм XXI века» отверг рыночную модель зачисления, еще не совсем ясны критерии, по которым правительство будет определять количество студентов для зачисления на полное финансирование и какие программы получат одобрение на расширение (или находятся под угрозой закрытия). Как и следовало ожидать, правительство стремится связать подобные базовые (и ныне дорогие) решения с национальным планом развития и с начальным и средним образованием. И последнее, университеты имеют ограниченные возможности планировать строительство и реконструкцию зданий и лабораторий.

Последнее предостережение: частный сектор

В Эквадоре частные университеты – ключевой сектор системы высшего образования, и некоторые из них считаются высокоэффективными. В то же время, активно проводится деятельность по аккредитации вузов. По результатам последней официальной аккредитации, из 11 университетов, причисленных к высшей категории, 7 университетов были государственными, а 4 – частными. Для сравнения, среди 26 вузов низшей категории только 2 вуза государственных и 24 частных.

Будущее лучших частных университетов зависит от их собственных возможностей, потому что они не испытывают те бюджетные ограничения, которые имеют государственные университеты. Они создают (и используют преимущества) давления рынка и возможности; таким образом, еще дальше отодвигая общую систему высшего образования от государственного контроля.

Если качество государственного высшего образования понизится в результате сокращения финансирования, средний класс может покинуть государственные университеты, как это случилось с государственными начальными школами. В любом случае, огромное тотальное финансирование государственных университетов наложит серьезные ограничения на способность Эквадора проводить инвестирование на другие уровни системы образования.

Высшее образование Эквадора оставалось долгой и статичной системой до конституционных реформ и требовало перемен. Однако отсутствует всестороннее видение будущего университетского образования. «Бесплатное» высшее образование не будет способствовать трансформации учебных заведений и расширению их миссии, связанную с научными исследованиями или национальным развитием.

___________________________________________

*примечание – автор концепции Хайнц Дитерих 



Назад в раздел