Кто будет платить и кто извлекает выгоду из новой системы бесплатного высшего образования Эквадора?



Дэвид Пост - профессор по образовательной политики Университета штата Пенсильвании, редактор журнала «Comparative Education Review». В 2009-2010 годах был приглашен в качестве исследователя в Школу социальных наук Латинской Америки (FLACSO) в Кито, Эквадор. 

E-mail: post@psu.edu.

Вопрос о том, кому выгодно «бесплатное» образование, может оказаться затруднительным. Структурные реформы и условные займы Всемирного Банка вынудили многие страны сократить инвестиции в общественные блага. Многие сторонники общественных субсидий строили свои аргументы, ориентируясь на социальную справедливость. Субсидии, предоставляемые университетам, несут дополнительные блага для общества: гражданство, доверие, искусство и исследования, соответствующие местным требованиям. Но неизбежным остается эмпирический вопрос о том, какая группа детей больше всех извлекает пользу от субсидий на высшее образование при вступлении на рынок труда.

Эквадор стал самым последним полем для экспериментов в попытке использовать высшее образование, чтобы обернуть вспять десятилетия расового и социального неравенства путем запрета всех платежей за все виды государственного образования (включая государственные университеты), в соответствии с Конституцией 2008 года. Справедливость стала основной причиной утверждения «бесплатной» формы образования для студентов университетов. Однако предварительные результаты данного эксперимента не обнадеживают: на сегодня, прием платежей был приостановлен для членов тех групп, которые уже являлись благополучными и могли бы позволить оплату за обучение.

Полные расходы семей на университетское образование

Несложно догадаться о причинах. Обучение в университетах дорогостоящее для семей в Латинской Америке и в большей части мира не по причине высокой стоимости. Это не являлось особенным препятствием для поступления в государственные университеты Эквадора до 2009 года, так как университеты использовали скользящую шкалу с учетом уровня доходов учащихся. В отличие от прямых платежей, наибольшие затраты представляют годы, потраченные на поощрение детей учиться и успешно сдать вступительные экзамены, а не работать, чтобы поддерживать экономику семьи. В последние годы, несмотря на то, что 80% лиц одной возрастной когорты поступили в средние школы, число прекративших учебу из числа малоимущих до их окончания оказалось значительным. Лишь половина каждой когорты оканчивает среднюю школу и, следовательно, получает право на «бесплатное» обучение в университете.

Отмена студенческой оплаты в государственных университетах Эквадора выражает идеалы, декларируемые в Конституции 2008 года. Статья 356 гласит (неофициальный перевод):

«Государственное высшее образование будет бесплатным на уровне бакалавриата. Прием в государственные вузы регулируется посредством системы оценки, определенной законом… в независимости от формы собственности, государственное или частное, равенство доступа, так же, как и равенство в постоянстве, мобильности и выходе, гарантируется, за исключением платежей, установленных частным вузом».

Тем не менее, перевод добрых намерений в государственную политику – сложный процесс, и идеалы часто приводят к непредвиденным последствиям.

Рассмотрение данных

Если рассмотреть перепись населения Эквадора 2001 года наряду с последними общенациональными опросами по занятости домохозяйств, то можно заметить растущий разрыв в доступе к высшему образованию по расе, доходу и родному языку. Например, среди респондентов, родившихся в 1990 году, уровень достижений и успеваемости в университете составил 5% среди идентифицировавших себя «темнокожими» и 8% среди тех, кто определяет себя как «коренные». Этот показатель составил 20% среди тех, кто определял себя «метисами», и 25% – среди «белых». Эти разрывы до сих пор точно не подсчитаны. Тот факт, что разрыв увеличивается, вызывает тревогу. Именно попытка повернуть вспять этот тренд явилась причиной провозглашения в Конституции бесплатного государственного высшего образования для учащихся.

Несмотря на цель, достойную восхищения, анализ опросов, проведенных за год после отмены прямых взносов за обучение, позволяет заметить увеличивающийся интервал в доступе к государственным университетам Эквадора: существует растущий разрыв в посещаемости между более привилегированными и менее обеспеченными представителями населения.

Рассмотрим два полученных результата из проведенного анализа. Во-первых, мы можем рассмотреть доступ к высшему образованию, в зависимости от языка, на котором говорят родители ребенка. Сопоставляя опросы 2009 года с опросами 2007 и 2008 годов, мы можем подсчитать с высокой статистической точностью процентную долю эквадорцев в каждой языковой группе, поступивших в государственный университет в 2007 (незадолго до конституционной реформы), 2008 (год принятия новой конституции) и 2009 (год объявления о «бесплатном» образовании) годах. Лишь 4% детей университетского возраста, чьи родители говорят на коренном языке, посещали государственные университеты в 2007 году, и это число выросло до 5% в 2009 году с введением «бесплатного» обучения. Для сравнения, в 2007 году уровень посещаемости среди тех, чьи родители говорят только на испанском языке, составил 13%, и их количество возросло до 17% в 2009 году. Следовательно, разрыв между группами на данный момент значительнее, чем в 2007 году. Во-вторых, рассмотрим простой показатель бедности семьи. Эквадор применяет усложненную метрическую систему измерения дохода и благосостояния семьи для определения правомочности для получения ежемесячного пособия размером в $38. В 2007-2009 годы заметен слабый рост уровня посещаемости (с 4% до 7%) среди детей, матери которых получили Пособия для человеческого развития и тех кто, соответственно, относится к категории «малоимущих». Это не может не радовать. Однако главным бенефициаром после 2008 года стала отнюдь не эта часть населения. Более значительный рост посещаемости был зафиксирован среди тех, чьи матери не получали Пособия для человеческого развития (с 16% до 24%). Опять-таки, разрыв между неимущими и детьми из средних слоев населения сильно возрос.

Сокращая разрыв возможностей

К тем, кто может отказаться от работы и завершить среднюю школу, относятся дети, родители которых не говорят на коренных языках, метисы и белые, те, отцы которых являются выходцами из высшего сословия или матери которых высокообразованны. По этой причине бенефициарами бесплатного университетского образования будут являться наиболее обеспеченные слои населения Эквадора до тех пор, пока качество начального и среднего образования не улучшится, позволив многим малоимущим детям доступ к высшему образованию. Каким образом может Эквадор обеспечить равную конкурентную среду? Самое главное, Эквадору необходимо вложить ресурсы в улучшение качества базового образования и удержать всех школьников в школах до получения ими права посещать университет. Это, в общем, вполне реальный исход конституционной реформы, потому что, помимо бесплатного обучения в государственных университетах, Конституцией была отменена плата за обучение в начальной и средней школе. В случае если государство в состоянии улучшить качество начального и среднего образования, больше детей из необеспеченных семей и местного происхождения будут стремиться к окончанию школы. В итоге, им станут доступны блага государственного высшего образования. Но где получить денежные средства на улучшение базового образования, если столь много требуется на замену отмененной платы за обучение? Упразднение платы для всех студентов университетов (в условиях отсутствия путей проверки и финансовой поддержки самых нуждающихся семей) налагает колоссальную финансовую ответственность на государство и вынуждает расходовать средства на высшее образование, которые могли бы быть вложены в повышение качества базового образования. Во избежание подобных губительных последствий, Эквадору следует установить прозрачную систему финансовой поддержки и оплачивать обучение только для тех студентов, кто не в состоянии позволить себе высшее образование, вместо субсидирования наиболее обеспеченных граждан.



Назад в раздел