Международные уроки для высшего образования и экономики Африки



Панди Пиллэй - профессор экономики и государственных финансов Высшей школы государственного управления и развития, Университет Витватерсранда, Йоханнесбург, ЮАР. Являлся руководителем политического отдела при Президенте ЮАР.

E-mail: pillayp@mweb.co.za  и  pundy.pillay @ wits.ac.za.

Какие возможные уроки политмейкеры могут извлечь из опыта развития системы высшего образования и экономики Финляндии, Южной Кореи и Северной Каролины (США)? В данной статье утверждается, что африканские страны должны сосредоточиться на следующих областях: экономическое и образовательное планирование, высококачественное преподавание в школе, институциональная дифференциация, роль государства, региональное развитие, сотрудничество и профессиональные сети.

Планирование экономики и образования

Все три системы иллюстрируют преимущества поддержания тесных связей между планированием экономики и образования. В Финляндии были приняты политические решения для того, чтобы сосредоточиться на развитии экономики знаний. В Южной Корее правительство не стеснялось вмешиваться в оба сектора, чтобы содействовать общему социальному и экономическому развитию. Северная Каролина не имеет формального планирования, инициированного правительством штата, ни в экономике, ни в образовании. Однако существуют тесные рабочие взаимоотношения между образованием и экономической бюрократией в правительстве штата, частным деловым сектором и государственными высшими учебными заведениями для достижения целей образования и переподготовки, а также как исследовательских, так и инновационных целях, необходимых для экономического и общего развития.

Высококачественное преподавание в школе

И финская и южнокорейская модели показывают, насколько важно высококачественное школьное преподавание для развития высококачественной системы высшего образования. В отличие от Финляндии и Южной Кореи, качество школьного образования (и высшего образования) в Северной Каролине значительно варьируется внутри штата.

Институциональная дифференциация

Дуальная/бинарная система высшего образования может быть эффективной в достижении национальных целей развития и была разработана в той или иной степени во всех трех системах. В Финляндии два под-сектора высшего образования играют принципиально разные роли. В Южной Корее существует четкая функциональная дифференциация между колледжами и университетами. В Северной Каролине сектор послесреднего образования, включая университеты и двухгодичные колледжи, соответствующим образом дифференцирован, чтобы соответствовать различным потребностям населения и экономики. Однако хотя внутри университетского сектора имеются небольшие различия, почти все они стремятся стать исследовательскими учреждениями «мирового класса».

Роль государства

Финская система демонстрирует, что государство через свою роль, в частности, в финансировании, может обеспечить развитие системы высшего образования, отвечающей потребностям страны. В Южной Корее государство выбрало доминирующую роль в развитии школьной системы, в отличие от высшего образования, которое в значительной степени частное. В Северной Каролине власти штата играют роль посредника и серьезного источника финансирования. Как посредник правительство штата содействовало важным партнерским отношениям с частным бизнесом и вузами.

Региональное развитие

В Финляндии университеты и политехнические институты распространились по всей стране, сотрудничая друг с другом и с местными органами власти и бизнесом для обеспечения большей справедливости в региональном развитии. Южная Корея в настоящее время решает вопрос регионального развития в рамках таких инициатив, как Новый Университет в Региональных инновациях.

Сотрудничество и сети

Финская система характеризуется высокой степенью поиска точек соприкосновения и сотрудничества между заинтересованными сторонами в системе высшего образования, включая вузы, правительство, государственные финансовые учреждения и частный сектор. Это было ключевым фактором стимулирования эффективности и результативности в распределении ресурсов и развитии соответствующих результатов в образовании и исследованиях.

В Корее «рука» правительства явно «видима» во всех компонентах системы образования, в том числе и в надзоре над частным сектором. Исторически важными отношениями в области исследований и разработок было сотрудничество между соответствующими министерствами, государственными научно-исследовательскими учреждениями, а также крупными частными компаниями (чеболи). Сегодня всё чаще университеты, в частности, крупные государственные институты, становятся четвертым важным компонентом этой группы, пока они развивают свой потенциал исследований и разработок.

Анализ исследования Северной Каролины показывает, насколько эффективно могут быть развиты отношения между системой высшего образования, с одной стороны, и правительства, частного сектора и гражданского общества, с другой, в целях содействия экономическому, социальному и экологическому развитию. Ни одна из этих связей не была законодательно установлена, но они возникли благодаря общей приверженности развитию штата.

Из сказанного выше следует, что существуют несколько важных причин, почему политмейкеры в африканских странах южнее Сахары должны принять во внимание актуальность высшего образование для общего и экономического развития, в частности. Связи между высшим образованием и экономическим развитием неопровержимы. Через образование и профессиональной подготовку, а также исследовательские функции высшее образование позволит странам повысить темпы экономического роста и расширить участие в экономике, основанной на знаниях. В глобализирующемся мире африканские страны не должны развивать экономику, основанную исключительно на производстве основных видов сырья и промышленных товаров, требующем навыки, гарантируемые начальным и средним образованием. Развивающиеся (бедные) страны вполне могут сосредоточиться также на производстве товаров и услуг добавленной стоимости, требующих навыки, предоставляемые системой высшего образования. Преимуществом последней стратегии является то, что она может повысить темпы роста гораздо быстрее, позволяя, в частности, государству расширить предоставление экономических и социальных услуг для людей, оказавшихся за чертой бедности.

Сегодня Китай и Индия – лучшие примеры того, как развивающие страны отказались от традиционных моделей экономического развития, которые характеризуют модели роста современных промышленно развитых стран. Чтобы страны могли разработать компоненты экономики знаний в пределах своих границ, требуется развитие эффективной системы высшего образования. Очевидно, что эта практика ограничивается нехваткой ресурсов и межсекторальной конкуренцией за ресурсы (например, образование, здравоохранение).

Заключение

Анализ приведенного исследования показывает, что африканским политмейкерам необходимо всерьез воспринять высшее образование, которое является решающим для будущего развития. В этой связи внимание должно быть уделено следующим факторам: (1) улучшение доступа и качества школьного образования; (2) взаимосвязь образования и, в частности, высшего образования с политикой экономического развития; (3) обеспечение четкой институциональной дифференциации для оптимального использования ограниченных ресурсов и более эффективного достижения целей в области развития; (4) приверженность развитию справедливой системы высшего образования с точки зрения гендера, социально-экономического статуса и региона. 



Назад в раздел