Ценность исследовательских сетей в Африке



Пиюши Котеча - главный исполнительный директор Южно-Африканской региональной ассоциации университетов.

E-mail: piyushi@sarua.org.

Большая часть дискуссий о высшем образовании в южной-африканском регионе способствуют продвижению экономики знаний. Однако участие в сегодняшней глобализированной экономике требует значительных инвестиций в потенциал и системы, необходимых для создания, использования и обмена знаниями.

Последние три года свидетельствуют о беспрецедентных улучшениях в телекоммуникационной инфраструктуре в регионе Сообщества развития Юга Африки (SADC), приближая достижение цели экономики знаний для 15 стран-участниц SADC и их исследовательских и образовательных учреждений. Однако без согласованной поддержки создания исследовательских и образовательных сетей, которые соединяют государства друг с другом и остальным миром, возможности, порожденные последними технологическими тенденциями, вряд ли будут реализованы полностью.

Связь: последние события

В конце 2007 года только три из 15 стран SADC (Ангола, ЮАР и Маврикий) имели доступ к единому международному подводному кабелю, известному как SAT3/SAFE. Международная пропускная способность большинства стран SADC по-прежнему меньше 100 мегабит в секунду (Mbps), тогда как не имеющие выхода к морю страны, такие как Малави, Замбия, Зимбабве и Мадагаскар, вообще не располагали каким-либо внешним оптоволоконным соединением.

К 2010 году, однако, регион получил доступ к трем подводным сетям связи и теперь имеет возможность извлечь выгоду от снижения затрат на связь. Все страны, за исключением Демократической Республики Конго, имели высокомощные оптоволоконные соединения со своими соседями и остальным миром. Все страны региона имели пропускную способность более 100 Mbps, а ЮАР – первая стана в Африке, которая зарегистрировала несколько гигабит международной оптоволоконной связи.

Будущее продолжает выглядеть весьма оптимистично: ожидается, что к 2012 году все страны SADC будут иметь оптоволоконные соединения, по крайней мере, доступ к двум сетям по конкурентным ценам, и регион будет связан с Европой, по крайней мере, шестью подводными кабелями.

Говоря вообще, улучшение информационных и коммуникационных технологий означает, что университеты и ученые получат больше возможностей доступа к глобальным исследовательским центрам, сотрудничать с экспертами на континенте и в мире, проводить комплексные исследования и, фактически, строить, хранить и делиться своими банками знаний. В регионе SADC, в частности, эта тенденция дает странам возможность участвовать в новых региональных исследовательских центрах, такие как радио-телескоп Square Kilometre Array, или воспользоваться преимуществами высокопроизводительных вычислительных средств, устанавливаемых в Южной Африке.

Однако без национальных исследовательских и образовательных сетей, которые составляют основообразующие блоки для всеобъемлющей региональной сети, все преимущества телекоммуникационной либерализации, в настоящее время охватившей Африку, вряд ли будут реализованы полностью.

Сети: национальный и региональный активы

Исследования в Европе поддерживают идею, что национальные исследовательские и образовательные сети являются национальными активами экономического роста и процветания (http://www.serenate.org/publications/d21-serenate.pdf). Такие практики не только являются основными источниками инноваций, позволяющие исследователям проводить комплексные исследования, они также обеспечивают быструю и широкую передачу технологий обществу и индустрии, высвобождая потенциал теоретических исследований для получения как социальной благ, так и коммерческого применения. Эти сети считаются жизненно важными национальными активами, поддерживающими научные исследования, инновации и сотрудничество во всех областях с прямым вкладом в производство знаний и продвижение в области образования, здравоохранения, окружающей среды и климата, биотехнологии, точных наук и технологий.

На региональном уровне, эти сети не только улучшают академические и исследовательские проекты, связывая ученых и исследователей не взирая на границы, но они также могут стать мощным экономическим инструментом. В Африке, в особенности, где расходы на телекоммуникации остаются относительно высокими, как утверждает Дункан Мартин в докладе за 2010 г. Южно-Африканской региональной ассоциации университетов, эти сети могут играть роль «некоммерческого агрегатора покупательной способности [образовательных] учреждений». Он далее утверждает, что национальные исследовательские и образовательные сети имеют «растущие возможности» обеспечения большей пропускной способности при меньших затратах, если они сами станут операторами и разработают собственную инфраструктуру там, где это экономически целесообразно.

В контексте относительной нехватки ресурсов в регионе, объединение учреждений и ресурсов для достижения эффективной, высокоскоростной, взаимосвязанной региональной сети с благоприятной политической средой даст возможность всем странам извлекать выгоды.

Вызовы для региона SADC

Все страны в Европе, Северной Америке, (в значительной степени) Азии, Латинской Америке и Северной Африке создали национальные исследовательские и образовательные сети. Тем не менее, регион SADC значительно отстает, располагая только двумя функциональными национальными сетями в ЮАР и Малави, в то время как большинство других стран SADC имеют сети находящиеся в стадии формирования.

Вызовы, стоящие перед странами SADC, не являются незначительными: они варьируются от ограниченных национальных телекоммуникационных условий до плохо оснащённых инфраструктурных объектов на кампусах. Существуют также проблемы, связанные с отсутствием последовательной политики, стратегий и планов исследовательских сетей на всех уровнях, так же как и с отсутствием национальной нормативно-правовой базы, в которой необходимо развивать трансграничную связь.

Отсутствие государственных инвестиций является еще одной проблемой. Большая приверженность от отдельных стран-участниц SADC необходима для того, чтобы стимулировать работу сети в каждой стране и способствовать заинтересованным сторонам сосредоточиться на продвижении трансграничных связей через региональную сеть.

Важная роль лидерства

Исследования показывают, что в развитых странах мира высокоскоростная связь для академических и исследовательских целей была, в основном, продуктом прямого государственного вмешательства и поддержки. Создание при государственном финансировании ЮАР Южно-Африканской национальной исследовательской сети с гигабитными соединениями для академических и исследовательских сетей показывает возможности, когда дальновидное руковдоство пересекается с инновациями. Уже сейчас эта сеть связывает главные университеты в провинции Гаутенг в ЮАР, тем самым ускоряя передовые исследования и разработки.

Другие события служат потенциальным стимулом для развития региональной сети в Африке и введения в действие зарождающихся национальных исследовательских и образовательных сетей. Эти процедуры включают в себя создание Ubuntunet Alliance, признанного Европейским Союзом в качестве возможного оператора региональной исследовательской и образовательной сети, который объединит трансграничные связи между национальными исследовательскими и образовательными сетями в Восточной и Южной Африке. Также была создана Западная и Центральная Африканская исследовательская и образовательная сеть, региональная исследовательская сеть для Западной и Центральной Африки.

Также обнадеживает недавний интерес со стороны Европейского Союза (проект AfricaConnect Project) в обеспечении денежных стимулов для африканских исследовательских и образовательных сетей. AfricaConnect – программа сокращения бедности, нацеленная на использование потенциала информационно-коммуникационных технологий для устойчивого развития региона.

Quo vadis? (Куда ты идешь?)

В идеале, развитие региональных сетей должны стать частью более обширной трансграничной региональной программы для информационных и коммуникационных технологий в высшем образовании. Такой амбициозный и широкомасштабный проект нуждается в поддержке и инвестициях, и не только от национальных правительств, но и со стороны частного сектора, сообщества спонсоров и от самого регионального сектора высшего образования. Только объединив таких игроков, регион сможет сделать ощутимые шаги в направлении реализации своей высшей цели – полного участия в глобальной экономике знаний. 



Назад в раздел