Партнерства в Африке в новую эру интернационализации



Дэмтью Тэферра - основатель и директор Международной сети Высшего образования Африке при Центре международного высшего образования Бостонского колледжа.

E-mail: teferra@bc.edu .

Один из широко известных подходов к оживлению сектора высшего образования в Африке и последний тренд, наилучшим образом описывающий этот сектор - это партнерства. Разумеется, высшее образование в Африке всегда имело международные связи, в силу своей истории и направленности и поэтому эта тенденция может показаться неудивительной. В данной статье анализируются новые тренды в сфере сотрудничества в высшем образовании в Африке и исследуются возможности и вызовы на основе последних событий и прошлого опыта.

Рынок сотрудничества в высшем образовании

Предполагалось, что с окончанием Холодной войны внимание к проблемам Африки снизится. Но в течение 20 лет это предположение оказалась ошибочным, поскольку современные экономические и (гео)политические реалии подтолкнули традиционные и новые державы к повторному участию в решению вопросов Африки.

В рамках этой глобальной инициативы к высшему образованию в регионе возобновили глобальный интерес такие страны как Европейский Союз, США, Канада, Китай, Индия и Бразилия. Кратко, партнерства в сфере высшего образования выглядят следующим образом.

Инициатива в высшем образовании Африки и США. В июле 2007 года была образована группа американских и африканских университетов с целью запуска инициативы сотрудничества для улучшения качества высшего образования в Африке и его вклада в отрасли приоритетного развития. В 2010 г. были выделены бюджетные ассигнования на законопроект США в $15 миллионов для инициативы сотрудничества с африканскими университетами (http://www.aplu.org).

Партнерство в высшем образовании Канады и Африки. Ассоциация Африканских университетов (AAU) в сотрудничестве с Ассоциацией университетов и колледжей Канады (AUCC) запустила план «Укрепление отношений между участниками в высшем образовании в Африке». Три компонента этого плана включают: укрепление идеи расширения африканского университета, связь между университетом и индустрией, укрепление отношений между сотрудниками AAU работающих в партнерстве с AUCC (http://www.aau.org).

Партнерство южно-африканских и северных стран. Взаимодействие между университетами Южной Африки и северных стран (SANORD) – это партнерство между 25 исследовательскими вузами Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции и вузами Малави, ЮАР и Замбии. SANORD нацелен на укрепление многостороннего академического сотрудничества между организациями образования северных стран и южно-африканского региона для решения вопросов инноваций и развития (http://sanord.uwc.ac.za/).

Партнерство в высшем образовании Евросоюза и Африканского Союза. Евросоюз и Африканский Союз сотрудничают в различных схемах для оживления высшего образования в Африке. Сюда можно отнести запуск схемы мобильности между регионами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (Intra-АCP Mobility Scheme), называемая сейчас Консолидированная стипендиальная программа Nyrere (Nyrere Consolidated Scholarship Program), Проект гармонизации и оптимизации (Harmonization and Tuning Project) и Инициатива Панафриканский университет (PanAfrican University Initiative).

Скандинавские партнерства. Партнерские отношения между скандинавскими и африканскими университетами, вероятно, представляют наиболее устойчивое и впечатляющее сотрудничество. Норвегия и Швеция, в частности, выделили крупную сумму денежных средств в течение нескольких десятилетий, даже когда поддержка высшего образования в Африке была неактуальной. В Национальном семинаре поддержки Норвегии высшего образования Танзании в г. Дар-эс-Саламе в ноябре 2010 года было объявлено, что NORAD предоставил свыше 750 миллионов норвежских крон.

Германская служба академических обменов (DAAD). DAAD также был важным игроком в сотрудничестве университетов в Африке на протяжении более двух десятилетий. В настоящее время существуют более 35 партнерств, которые включают одного или несколько африканских партнеров. Кроме того, нашли поддержку 5 новых африканских центров передового опыта и 5 новых международных центров передового опыта с участием африканских университетов. Новый подход сотрудничества позволяет DAAD и Германской ассоциации университетов сотрудничать с ассоциациями университетов и регуляторами высшего образования в развитии системы обеспечения качества.

Исторические” партнеры

В зависимости от целей и интересов, на сегодняшний день существует множество межуниверситетских партнерств между Африкой и ее «историческими» партнерами. Примеры: Австрийская программа сотрудничества в высшем образовании и исследованиях для развития (APPEAR), Университетская комиссия сотрудничества с развивающимися странами (CUD, Бельгия), Ирландско-Африканское партнерство по созданию исследовательского потенциала (IAP), Нидерландская организация международного сотрудничества в высшем образовании (NUFFIC), британские Образовательные партнерства в Африке (EPA).

Новые партнеры

Новые экономические и политические силы, такие как Бразилия, Китай и Индия, принимают активное участие в ряде программ поддержки развития университетов и создания потенциала в Африке. Россия и бывшие страны восточного блока не остались в стороне после длительного отсутствия в образовательном секторе региона. Южная Африка, которая является региональным лидером, также стремится внести свой вклад в установление университетских партнерств со странами Африки.

Интернационализация как инструмент создания потенциала

Излишне говорить, что партнерства являются жизненно важными для наращивания потенциала в области преподавания, обучения и исследований. Объединенная исследовательская деятельность играет важную роль в поддержке исследовательского потенциала, расширяя границы знаний и устанавливая бенчмаркинг качества. Тщательно разработанные долгосрочные, совместные партнерства показали хорошие результаты.

Например, в Эфиопии межуниверситетское сотрудничество, организованное при поддержке Шведского агентства международного развития (SIDA) и Сотрудничества по университетскому развитию Фламандского межуниверситетского Союза (VLIR-UOS) в Бельгии, показало колоссальный успех. Было присвоено большое число степеней PhD, было разработано множество программ, был создан устойчивый потенциал роста. В Танзании были проведены такие же работы при поддержке NORAD. Многие согласились бы с тем, что такие результаты были бы попросту невозможны без финансовых, логистических и человеческих ресурсов, которые появились благодаря долгосрочным совместным обязательствам.

Поддержка добра и искоренение зла

При частых упоминаниях о создании потенциала в контексте сотрудничества университетов, создается впечатление, что южные партнеры в большинстве случаев считаются, если не единственными, то доминирующими бенефициарами в сотрудничестве. Но еще более разочаровывающим является тот факт, что эта мысль воспринимается южными партнерами как должное. Но всё же, хотя выгода от сотрудничества для северных партнеров не зафиксирована документальным образом явно и недвусмысленно, они тоже во многом выигрывают от таких партнерских отношений.

Даже не считая непосредственную и явную пользу, подходы решения таких проблем генерирует институционный и национальный капитал знаний для Севера. При существующих мировых реалиях, где глобальное локально и локальное глобально, взаимные выгоды от такого сотрудничества не должны быть недооценёнными и, конечно же, не должны оставаться незамеченными.

Хотя механизмы и масштаб сотрудничества в развитии конкретных партнерств в высшем образования разнообразны, сложны и многочисленны, эта практика не всегда успешна и не всегда эффективна. Во многих случаях партнерства не всегда оправдывают ожидания по ряду причин: скудное финансирование, слабое материально-техническое обеспечение, недостаточное планирование, некачественное исполнение, плохая политика, обременительные правила, непостоянное руководство и непоследовательная динамика.

Заключение

Как показывает доклад Африканской комиссии (2010), с объявлением высшего образования в качестве важного инструмента развития, многосторонние и двусторонние режимы, фонды и другие партнеры сферы развития выступают за поддержку сектора, но все же c умеренным энтузиазмом. Однако распространённость конкурирующих программ, запускаемых спонсорами, недостаточная стабильность, непредсказуемость спонсорских ресурсов, слабая гармонизация, слабая координация и менеджмент всё ещё препятствуют этой тенденции.

По мере увеличения числа институциональных партнерств их влияние на организационные ресурсы (время, финансирование и инфраструктура) и организационную динамику (сплоченность, взаимодополняемость и приоритетность) может стать значительным. Это особенно будет заметно в странах с незначительным числом организаций, способных к созданию партнерств, и в регионах, склонных привлекать большие объемы средств на развитие.

В заключение, крайне важно, чтобы рынок партнерств в регионе управлялся хорошо информированными, ответственными и практичными участниками, как на юге, так и на севере. В конце концов, это в интересах всех участников, и северных, и южных, иметь устойчивое воздействие и значимый результат при повторном участии в решении проблем Африки. 



Назад в раздел