Почему филиалы университетов могут быть нежизнеспособны



Филип Г. Альтбах

Филип Г. Альтбах, профессор, стипендиат профессуры Монана, директор Центра международного высшего образования Бостонского колледжа.

Филиалы зарубежных университетов растут во всем мире как грибы после дождя. По данным Обсерватории «Высшее образование без границ», в период с 2006 по 2009 год их количество в различных странах увеличилось на 43% и дошло до 162 (см. статью Розы Беккер в этом номере журнала). Есть различные определения филиалов кампуса. Обсерватория предлагает следующую формулировку:

Зарубежный филиал университетаэто оффшорное высшее учебное заведение, которое находится в оперативном управлении головного вуза или является партнером в совместном предприятии (законодательство ряда стран требует, чтобы зарубежный вуз имел в качестве партнера местное образовательное учреждение). Успешно завершив полную программу курса, не покидая родной страны, выпускники получают диплом зарубежного университета.

Многие растущие таким образом грибы недолговечны, а некоторые могут быть ядовиты. Давайте дадим честную оценку филиалам зарубежных кампусов. За несколькими редкими исключениями это не настоящие университеты. Они невелики, довольно специализированы, ведут подготовку по ограниченному кругу специальностей, востребованных на местном рынке. Неудивительно, что самыми популярными являются бизнес-менеджмент и информационные технологии, требующие относительно небольших стартовых затрат и пользующиеся спросом во всем мире. За исключением нескольких стран Аравийского залива, Сингапура и некоторых других мест, где щедрые хозяева обеспечивают все условия и инфраструктуру, филиалы кампусов имеют спартанский вид, напоминая скорее филиал офиса, а не учебное заведение.

Грядущий кризис профессуры

Ключевым вопросом при создании устойчивого и стабильного филиала является наличие профессуры из головного университета. Крайне затруднительно привлечь такие кадры для работы в филиале на продолжительное время. Поэтому курсы обычно читаются в виде интенсивных модулей. А если таких преподавателей нет, может ли филиал претендовать на то, что он является частью головного вуза? Зачастую в филиалы принимаются на работу профессора, которые не работали в основном кампусе и ничем не связаны с ним. Если головным вузом является американский университет, то обычно предпринимаются попытки принять в качестве преподавателей американцев, живущих в стране, где открывается филиал, или местных жителей, обучавшихся или работавших в США. Руководство и сотрудники филиала зачастую не являются представителями головного вуза.

Возможности привлечь профессуру из головного кампуса весьма ограничены. Опытные преподаватели, которые активно занимаются исследовательской деятельностью, не склонны бросать работу, особенно если она связана с научными исследованиями. Молодые преподаватели опасаются, что работа за границей не будет содействовать их карьере. К этим опасениям примешиваются заботы о том, как учить детей, где будет работать супруга, и другие семейные вопросы. Даже предлагая дополнительное вознаграждение и прочие льготы, довольно трудно соблазнить профессора работой в зарубежном филиале университета. Данная проблема с ходом времени становится все острее. Относительно небольшое количество преподавателей, желающих покинуть страну, чтобы работать в филиале, ограничено и не пополняется новыми кандидатами.

Копирование головного университета

Филиалы, как правило, предлагают ограниченное количество программ – обычно в областях, привлекающих потоки абитуриентов, требующих минимальную инфраструктуру и относительно низкую плату за обучение. Филиалы не выдерживают никакого сравнения с головным университетом по материально-технической базе, количеству специальностей или наличию опытных преподавателей. Поскольку правительства, аккредитационные агентства, зарубежные партнеры и студенты все больше осознают цели и задачи образования, они могут потребовать от филиалов «стать чем-то более реальным». Интересен пример филиала Ливерпульского университета на базе университета Ксян Джао Тонг в Сычуане (Китай). Китайские партнеры, университет которых занимался в основном обучением, а не исследовательской деятельностью, потребовали, чтобы в филиале основной фокус был направлен на научные исследования, поскольку в Великобритании Ливерпульский университет считается одним из ведущих научно-исследовательских учебных заведений. Но в Китае невозможно воссоздать копию Ливерпульского университета. В Сингапуре было открыто обучение по медицинской программе Университета Джона Хопкинса (США), но местные власти решили, что программа не соответствует установленным целям, в результате чего ее деятельность была прекращена.

Копирование студентов

Чтобы обучение в филиале соответствовало уровню, который поддерживается в головном вузе, студенты должны отвечать всем тем параметрам, которые определяются строгим отбором и качеством в головном вузе. Особенно трудно придерживаться стандартов, присущих таким престижным учебным заведениям, как Корнуэльский университет, Ливерпульский университет, университет Монаша и некоторым другим. Для многих университетов, которые в рейтинге вузов занимают относительно скромные позиции, открытие филиала за границей не является проблематичным. Но даже сейчас их будущее представляется сомнительным, поскольку они ведут подготовку кадров, которые будут востребованы только на местном уровне. В будущем эта проблема станет еще более острой, т.к. конкуренция между вузами в тех странах, где открываются филиалы, за привлечение лучших студентов увеличивается.

В ряде случаев количество будущих студентов невозможно прогнозировать, поскольку с течением времени открываются все новые филиалы, а местные вузы неуклонно совершенствуются. Эта весьма серьезная проблема уже затрагивает страны Аравийского залива, где количество филиалов различных университетов растет и возможностей выбора у местных студентов со временем становится все больше. Некоторые филиалы, особенно те, которые были созданы при финансовой поддержке правительства принимающей стороны, уже столкнулись с проблемой нехватки студентов и работают не в полную силу.

Перемены в местных условиях

Образовательная среда во многих частях света стремительно меняется. В развивающихся странах спрос на высшее образование значительно вырос. В результате большое количество студентов отправляется учиться за границу, а в странах, где качество обучения в местных вузах воспринимается как низкое, востребованы филиалы зарубежных университетов. В ближайшем будущем количество, по всей вероятности, увеличится, так как растет спрос как на массовое, так и на элитное образование. Но долгосрочные прогнозы не могут быть столь определенными. Многие государства, такие как Китай, наращивают собственные ресурсы, и филиалы зарубежных кампусов со временем станут менее привлекательными. Индия, которая неохотно давала согласие на создание филиалов иностранных университетов на своей территории, вероятно, скоро откроет для них свои двери. В то же время местные ресурсы элитного образования весьма ограничены. Индия уже сделала публичное заявление о планах значительного расширения своих элитных вузов, включая индийские технологические институты, которые впервые станут доступны для студентов-иностранцев. Короче говоря, возможности будущего рынка для филиалов кампусов трудно предугадать.

Возможные риски и опасения

В вопросе создания филиалов зарубежных университетов есть еще много неясностей. Университеты, которые их открывают, не продумали долгосрочную стратегию их развития. Создать такой филиал, который обеспечит подлинное качество подготовки, равноценное головному университету, – дело непростое, а со временем будет еще более сложным. Жизнеспособность и стабильность филиалов должны стать предметом особого внимания при их создании, но концепция устойчивого развития таких учебных заведений еще не отработана. Остаются неопределенными и долгосрочные перспективы деятельности филиалов. Сейчас они представляют собой «писк моды», но могут стать и ловушкой, которая причинит непоправимый ущерб академической репутации, приведет к финансовым потерям и, конечно, окажет плохую услугу студентам.



Назад в раздел