Российские университеты развивают стратегии сотрудничества "среднего уровня"



Игорь Чириков – научный сотрудник Лаборатории экономической социологии национального исследовательского университета Высшей школы экономики, Москва, Россия.

Е-мейл: is@gorod.org.ru.

В институциональных изменениях современных университетов обнаруживается целый ряд интересных тенденций, связанных с развитием кооперации на национальном и международном уровнях. Российские университеты, как правило, придерживаются двух противоположных стратегий: во-первых, установление формальных связей, которые редко приводят к созданию совместных проектов или выполнению реальных программ; во-вторых, слияние региональных вузов в основном под давлением министерства, несмотря на сопротивление университетов. Однако некоторые вузы выбрали иной путь кооперативного развития – консорциум, в который входят образовательные и исследовательские организации с участием местной администрации и высокотехнологичных предприятий.

Слияние российских университетов

Исторический контекст развития государственной политики оказал значительное влияние на характер кооперации в российской системе высшего образования. В 1990-ых радикальные социально-экономические предобразования вынудили российские университеты работать в условиях недостаточного финансирования и ослабленных связей с производством. В то же время, маркетизация и коммерциализация высшего образования сформировали главный стимул университетского развития. С 1991 года относительное число на 10,000 населения увеличилось в 2,5 раза (до 475 в 2008 году). Университеты начали увеличивать прием, пытаясь удовлетворить спрос всех предполагаемых клиентов. Почти все сильные университеты начали региональное расширение, основывая филиалы (ориентируемые на обучение на коммерческой основе).

По мере насыщения рынка, отпала необходимость в эффективном сотрудничестве. Каждый университет пытался привлечь столько ресурсов и студентов, насколько позволяла его материально-техническая база. Модели взаимодействия и структурные формы, отработанные в советское время, утратили актуальность в стратегиях университетов. Связи с производством и практика были сведены к нечастым обменам профессиональным опытом и широко распространенной практикой, когда преподаватели одновременно работали в нескольких университетах. Поэтому, многие советы и ассоциации университетов стали организациями, предлагавшими только видимость сотрудничества, без реальных проектов и результатов.

Университеты редко становились инициаторами слияний. Два наиболее примечательных университета, появившихся в России в результате слияний (Сибирский федеральный университет в Красноярске и Южный федеральный университет в Ростове-на-Дону, оба основаны в 2006 году), содействовали развитию этих регионов России. В обоих случаях четыре университета были объединены в один; вузы, образовавшиеся в результате слияния, испытывали в ходе этого процесса одинаковые проблемы и трудности. Организационная структура новых университетов является негибкой и характеризуется чрезмерной централизацией. Кроме того, слияния вузов привели к тому, что вновь созданный университет стал очень неоднородным, и появились подразделения, не связанные напрямую с задачами выполняемыми новым учебным заведением. Наконец, отсутствие серьезной законодательной базы препятствует осуществлению таких крупных проектов. В результате федеральные университеты в настоящее время пока не оправдывают связанных с ними ожиданий.

Консорциумы: краткое описание модели

Консорциум университетов – это альтернативная модель слабым и формальным формам сотрудничества через заключение контрактов и жесткой модели институционального слияния. В настоящее время, четыре ведущих университета, расположенные в Томске, начинают осуществлять эту модель. Среди них традиционный многопрофильный вуз, один медицинский и два политехнических университета. К участию в консорциуме привлечены местные органы власти, научные центры Академии наук, и высокотехнологичные предприятия.

Университеты и другие участники консорциума идентифицировали ряд общих проблем, которые можно преодолеть с помощью интенсивных мер: в сфере образования – дублирование курсов, неравные условия конкуренции в регионе, низкий процент молодых преподавателей, снижение спроса на самых талантливых выпускников школ и бакалавриата; в сфере научных исследований и инноваций – малое количество масштабных научных исследований и неэффективный маркетинг. Это осознание общих проблем позволило университетам наметить ряд общих целей и принципов дальнейшего сотрудничества. Консорциум сосредоточится на развитии междисциплинарных исследований, ускорении процесса инноваций путем объединения образования и научных исследований, коллективного выхода на национальные и глобальные рынки, и увеличении экономической эффективности университетов. Такие честолюбивые цели будут достигнуты с использованием гибкой двухуровневой организационной структуре. На первом уровне (Центр) университеты проведут большие совместные научные исследования и разработают программы подготовки магистров и докторов философии. На втором уровне (Периферия) университеты будут осуществлять образовательные программы и научно-исследовательские проекты.

Для планирования практических вопросов особенно актуальны два мероприятия – разработка городской системы признания кредитов, полученных студентом в вузе, при переводе в другой университет и создание отдела, который разработает общую технологию для этого. Первый формат позволяет студентам проходить отдельные дисциплины для получения степени бакалавра или магистра в любом из городских университетов. Университеты согласовывают количество дисциплин, доступных для всех студентов в Томске; затем, студент может добавить некоторые из дисциплин к учебному плану, изучить их, и сдать заключительные экзамены. Причина второй разработки – это растущая необходимость быть конкурентоспособным на рынке новых технологий и инноваций. Целью этого отдела является преодоление территориальной удаленности вузов Томска и посредничество между инвесторами, высокотехнологичными компаниями и учеными.

Новые стимулы для сотрудничества

Появление новых стратегий отражает некоторые факторы, которые стимулируют университеты рассматривать друг друга не только как конкурентов, но и в качестве партнеров. Во-первых, риск уменьшения количества студентов и проблемы экстенсивного развития стимулирует университеты (особенно в регионах) предпринимать попытки сотрудничества и привлечения талантливых выпускников школы. Во-вторых, из-за значительных изменений в государственной политике, поддерживающей высшее образование, российские университеты будут стремиться разрабатывать эффективные стратегии для получения или сохранения своего статуса и дополнительного финансирования. Сотрудничество может стать существенной частью таких стратегий. В-третьих, российские университеты начинают понимать значение создания таких сетей в глобальной экономике знаний и будут развивать взаимосвязи на институциональном уровне. Во многих отношениях успешное развитие российской системы высшего образования зависит от успеха международного сотрудничества.



Назад в раздел