Неожиданные последствия болонских реформ



Сибилла Райхерт является директором компании Райхерт Консалтинг, которая занимается  вопросами разработки  политики  и стратегии  в области  развития высшего образования. Цюрих, Швейцария. Е-мейл: sybille@reichertconsulting.ch.


Когда 10 лет назад 29 министров образования подписали Болонскую декларацию, в которой выразили готовность осуществить реформы в области образования в своих странах, это событие вначале не восприняли всерьез. Многие сочли цели, выдвинутые в Декларации, чистой риторикой, характерной для встреч министров европейских стран. Однако сейчас в преддверии 2010 г., который отметит десятилетие данного события, после беспрецедентных усилий, предпринятых министрами и их коллегами, большинство реформ как оказалось уже проведено, хотя во многих странах они и носят формальный и поверхностный характер.

Идеал болонских реформ об улучшении качества и международной привлекательности европейского высшего образования остается мечтой, ибо для этого нужны существенные инвестиции, которые большинство стран не может себе позволить. Предполагалось, что реформы будут включать самые разнообразные аспекты: преподавание ориентированное на потребности студента, гибкие учебные планы и программы, транспарентность в описании конечного результата обучения, содействие мобильности студентов и международное признание программ и сроков обучения, адаптация высшего образования  к более широкому  кругу  квалификаций и потребностям рынка труда. Однако воплощение этих идей требует и большого количества квалифицированных преподавателей, к чему многие страны еще не готовы.

На этом этапе полезно было бы рассмотреть не только ошибки (хотя и это необходимо для дальнейшего продвижения реформ), но и учесть некоторые неожиданные и незаметные последствия болонских реформ, которые могли бы существенно изменить высшее образование, но таким образом, который и не могли себе представить люди стоявшие у истоков этого движения.

Последствия на уровне системы
Четыре из многих неожиданных последствий болонского процесса представляют собой интерес для ученых и политиков.

Просачивание. Болонский процесс привел к созданию такой плотной сети обмена опытом и сравнения различных систем образования, что изменения на всех уровнях системы в одной стране неизбежно и очень быстро становятся достоянием других европейских стран. Все дискуссии в области стратегии развития высшего образования между странами достигли такой степени интенсивности, что ландшафт европейского высшего образования становится общей «европейской зоной высшего образования». Следствием Болонского процесса стал постоянный обмен опытом на многочисленных конференциях ректоров и президентов университетов. Например, Словакия вдохновленная аналогичным английским проектом разработала схему оценки научных исследований; французская программа  «Кампус»,  по которой 10 лучших университетов, добившихся высокого качества в обучении, получат поддержку своей инфраструктуры, была смоделирована по аналогии с немецкой инициативой.

Катализ. Болонские призывы к неотложности реформ, международной конкурентоспособности и повышению качества нацеленных на будущее учебных программ, послужили стимулом и для других первоочередных национальных реформ. Многие национальные реформы, выходящие далеко за пределы «зоны действия» болонского процесса, были  проведены и представлены как неизбежные компоненты международной арены высшего образования. Они часто включали расширение институциональной автономии, новые структуры управления, усиление институционального руководства и влияния различных участников образовательного процесса, зависимость финансирования вузов от результатов их деятельности. Такие реформы уже проведены в Австрии, Нидерландах, Дании, Норвегии, некоторых землях  в Германии, Бельгии, Португалии, Словакии. Недавно к ним присоединилась и Испания. Недавние исследования в Европе, проведенные за счет средств Европейской комиссии, свидетельствуют о конвергенции всех процессов.

Сдвиг в область профессионально ориентированной подготовки. Выдвинув ориентир на подготовку специалистов-бакалавров, востребованных на рынке труда, болонские реформы усилили во многих европейских системах высшего образования (в Норвегии, Германии, Нидерландах, в меньшей степени Швейцарии) позиции вузов, ориентированных  на практическую подготовку специалистов, таких  как Fachhochschulen. Благодаря лиссабонским декларациям о введении инновационных методов обучения признание общественности получили менее традиционные функции университетов. Хотя исследовательские университеты благодаря международным рейтингам и стали существенным элементом международно-ориентированной системы высшего образования, общие последствия ослабления роли базовых исследований и традиционных академических исследований все еще ощущаются. Рассматривается эффективность программ обучения докторантуры и актуальность докторской подготовки для работы за пределами университетов. Внимание общества к обучению, методам и навыкам проведения исследований можно также отнести к косвенным последствиям болонских реформ.

Массовость  против  элитного  образования. Недавние исследования в области практического осуществления  болонских  реформ  показали, что новые двухступенчатые программы  подготовки часто  воспринимают как более массовую  программу подготовки бакалавров и элитную магистерскую программу. Многие страны продолжают рассматривать магистратуру как главную университетскую программу, но в отчете Ассоциации европейских университетов говорится о том, что характер обучения в ходе первых трех лет изменился, поскольку изменилось и само понимание содержания подготовки бакалавров. Чаще всего научные исследования и более опытные профессора сосредоточены в университетах в программах подготовки магистров, хотя некоторые исследовательские университеты пытаются отойти от этой традиции. Подготовка по программам бакалавриата доступна для всех выпускников средней школы, в то время как магистратура ведет отбор студентов в соответствии с профилем подготовки. Это первые сигналы о том, что идет разделение на массовое и элитное образование. Некоторые страны, обладающие меньшими ресурсами (Венгрия, Словакия, Чехия), уже просто позволяют наиболее квалифицированным студентам продолжать обучение в магистратуре. Лишь реакция рынка труда и вопросы стоимости подготовки, вероятно, определят, станет ли степень бакалавра основной в структуре двухступенчатой подготовки по крайней мере в некоторых областях.

Последствия на институциональном уровне
Централизованное руководство. Болонские реформы помогли усилить позиции руководства университетов, создавая условия для коллегиальных советов и принятия совместных решений. Поскольку болонский процесс ассоциируется в некоторых странах именно с реформами в области управления университетами, то этот вопрос порождает массу противоречий и споров, в которых принимают участие все – от студентов до академиков (например, во Франции и Испании).

Пересечение интересов. Болонские реформы часто приводят к попыткам покончить с вертикальными границами, которые характерны для многих европейских университетов, и создать междисциплинарные программы или исследования. Такие новые формы стремятся организовать прежде всего на новом уровне – в ходе подготовки магистров. Другой характерной тенденцией стало создание новых центров, объединяющих разные дисциплины или программ подготовки докторов, в которых задействованы несколько университетов. Особенно часто такие примеры встречаются в Германии, Франции, Швейцарии, Нидерландах и скандинавских странах.

Заинтересованные стороны. И, наконец, влияние заинтересованных сторон на развитие высшего образования страны тоже ассоциируется с болонскими реформами. Оно укрепилось не только через новые структуры управления университетом – такие как советы вузов (например, в Австрии, Дании, Норвегии и Нидерландах) и советы на уровне различных программ подготовки. Хотя в самых консервативных вузах все еще скептически относятся к советникам со стороны, последние исследования показывают, что консультации производственников при подготовке студентов по различным программам все больше становятся привычными в различных учебных заведениях.

Заключение
Еще слишком рано говорить, станет ли в следующем десятилетии реальным видение Европы, в которой значительное количество студентов и выпускников будет учиться и работать за рубежом, где полностью признают их дипломы и квалификации. Однако надеясь на реализацию болонских реформ и заложенного в них видения и потенциала, возможно, следует более пристально присмотреться к тем последствиям, которые не были предусмотрены, но уже стали реальностью.


Назад в раздел