Сокращение цифрового разрыва в африканском высшем образовании



Анна Бон (Anna Bon) работает в Центре международного сотрудничества, Амстердамский свободный университет, Амстердам, Нидерланды. E-mail: a.bon@cis.vu.nl.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в корне изменили высшее образование и исследовательскую работу за последние десятилетия. Эти изменения стали еще более очевидными благодаря появлению «Всемирной паутины» – величайшего структурного изобретения в истории человечества – и внедрению в процесс преподавания и обучения ИКТ, которые способствуют новым динамичным методикам обучения и облегчают межкультурное и свободное совместное сотрудничество. ИКТ стали незаменимыми для высшего образования как инфраструктура, как канал для информации и коммуникаций и как двигатель инноваций.

Трудности в инфраструктуре ИКТ

В настоящее время многие университеты Африки южнее Сахары сильно отстают в развертывании ИКТ по сравнению с университетами на других континентах. Большое число технически слабых сторон в базовой материально-технической инфраструктуре ИКТ можно наблюдать во многих университетах Африки южнее Сахары: недостаточная пропускная способность Интернета, повсеместная нехватка компьютеров и программного обеспечения, ненадежное энергоснабжение, слабая защита информации, и частое отсутствие технической поддержки пользователей. Это явное свидетельство того, что инфраструктура ИКТ нуждается в улучшении.

За последние несколько лет африканские университеты сделали огромные усилия для сокращения цифрового разрыва путем строительства материальной инфраструктуры ИКТ и внедрения информационных систем. Компьютеры приобретались и университетские сети устанавливались зачастую благодаря поддержке проектов, финансируемых извне. Были установлены студенческие информационные системы и проведено подключение к Интернету. Тем не менее, основные проблемы относятся к преподаванию и обучению, созданию адекватной инфраструктуры для исследовательской работы и подготовке экспертов высокого уровня для африканских обществ.

Возможности ИКТ

Африканским университетам нужна хорошая ИКТ-инфраструктура – в первую очередь, как канал дистанционного обучения, – которое имеет первостепенное значение для Африки. Считается, что дистанционное обучение при поддержке ИКТ расширяют охват населения образованием. Более того, дистанционное обучение может уменьшить стоимость обучения и облегчить доступ, например, для женщин и географически удаленных от университета людей.

ИКТ необходимы для улучшения научно-исследовательского потенциала. Хотя исследовательская работа поощряется политикой высшего образования, академические публикации в Африке находятся в слабом состоянии, а исследовательской инфраструктуры все еще не достаточно. Сети ИКТ могут обеспечивать каналы для участия в международных исследовательских сообществах, позволяющие публиковаться и генерировать объединённые знания.

Африке необходимы хорошие образовательные программы для обеспечения рынка труда экспертами ИКТ высокого уровня. В настоящее время в Африке есть много частных учебных заведений по информационно-коммуникационным технологиям, выпускающих специалистов по сетям и системных администраторов – нужных экспертов с профессионально-технической подготовкой. Однако Африка также нуждается в экспертных специалистах на уровне магистров наук и PhD для высоких должностей в индустрии и обществе и поддержки проведения исследований ИКТ на местах. Последнее является совершенно необходимым, потому что существующие проблемы с «цифровым разрывом» могут быть разрешены только с учетом знания местных условий.

Вызовы

Технические недостатки ИКТ-инфраструктуры университетов Африки часто ассоциируются с внешними факторами. В самом деле, высокая стоимость оборудования ИКТ и обслуживание представляют трудности для африканских университетов, которые перманентно испытывают нехватку бюджета. Другой внешний фактор, препятствующий правильному распределению ИКТ в высшем образовании, это «утечка мозгов» сотрудников, так как университеты не способны предложить конкурентную заработную плату.

Проекты ИКТ, финансируемые донорами с инвестиционным бюджетом на развитие ИКТ-инфраструктуры, решают проблему с оборудованием лишь временно и часто терпят неудачу в реализации долгосрочных устойчивых решений институционального управления ИКТ. Обычно, больший упор делается на техническом внедрении информационных систем и виртуальной обучающей среде, чем на использовании ресурсов ИКТ с учетом местных условий.

Несмотря на многие внешние факторы, препятствующие ИКТ, вузы в Африке могут принять меры по повышению качества ИКТ в пределах институциональных полномочий. Для этого необходимо улучшить управление ИКТ и создать организационную культуру и климат, при которых возможны нововведения.

Рекомендации по совершенствованию и инновациям

Управление ИКТ определенно должно улучшатся на организационном уровне. Высшему руководству необходимо понять роль ИКТ в их организациях и сосредоточиться на оказании услуг, управлении проектами и организационной культуре. Они должны осознать, что внедрение ИКТ всегда влечет изменения в организационной культуре. Открытый диалог между конечными пользователями, отделом обслуживания ИКТ и высшим руководством весьма важен в процессе организационных преобразований и адаптации нововведений.

С точки зрения исследований, изучение вопроса адаптации ИКТ к местным условиям является ключевым для африканского высшего образования. Один из примеров касательно ИКТ в специфичных африканских условиях – недавнее распространение мобильной телефонии среди населения стран Африки южнее Сахары. Это феномен создает возможности для новых методов (мобильного) обучения и обмена знаниями среди людей со слабым способностями к чтению и низким доходом. Такие исследования, как разработка приложений Web 2.0 для развития села, мобильного обучения и обмена знаниями в сельских общинах – это некоторые примеры тем, связанных с ИКТ применительно к условиям Африки.

Концепция «живых лабораторий» является полезным примером научно-исследовательской методологии в контексте Африки, которая применяет системный подход к разработке новых продуктов и услуг ИКТ с участием самих пользователей. Эта концепция ставит пользователя в центр внимания, использует коллективный интеллект и деятельность сообщества и может привести к повторному открытию или принятию «странствующих идей». В Южной Африке «живые лаборатории» в настоящее время используются, например, в Институте Мираки. Эта идея может в дальнейшем распространиться и на другие исследовательские группы в Африке.

Если университеты Африки хотят преуспеть в роли новаторов в обществе, необходим инновационный климат для процветания исследований и образования. Лидеры, формирующие общественное мнение, играют важную роль в распространении инноваций. Тем не менее, процессы нововведений требуют времени и никогда не происходят в одночасье. Африканские университеты должны преобразовать себя в обучающиеся организации, в которых знание не статично, а динамично связано с деятельностью и созданием благоприятных условий для передачи и совместного генерирования знаний. В такой среде стиль мышления лидеров, формирующих общественное мнение, будь то управленцы или исследователи, играет роль гораздо важнее, чем наличие технических решений.

Назад в раздел