Куда следут Япония после землетрясения?



Казуко Суематсу (Kazuko Suematsu) – подразделение международного образования и обмена, магистерская школа экономики и менеджмента, Университет Тохоку (Tohoku University), Сендай, Япония. E-mail: suematsu@econ.tohoku.ac.jp.

Разрушительное землетрясение с мощностью в 9.0 баллов 11 марта 2011 года превратило Японию в хаос. Объявленные потери составили 15 000 жизней граждан, дополнительные 10 000 пропавших без вести, 120 000 находились в центрах эвакуации из-за утраченных или разрушенных домов. Предполагаемый экономический ущерб составил около 200-300 миллиардов долларов США и серьезные последствия развития северо-восточного региона Японии. Бесчисленные толчки, в дополнение к страху перед потенциальной катастрофой атомной электростанции Фукусима, вызывают дальнейшее беспокойство и дистресс людей в зоне поражения.

Землетрясение также причинило огромный ущерб высшему образованию Японии особенно в области интернационализации. Согласно, поддержанного плана о привлечении 300 000 международных студентов к 2020 году, сектор высшего образования находился в процессе интернационализации. Первый проект плана назывался «Global 30», в который правительство инвестировало 4,1 миллиард йен для того, чтобы 13 основных университетов встали ведущими по интернационализации высшего образования. До проекта «Global 30» стартовал другой пятилетний проект «Программа развития карьеры иностранных студентов в Японии», который обеспечил международных студентов полными стипендиями, комплексному бизнес-обучению, стажировками и возможностями размещения в общежитиях. Возможно, университеты Японии были позади своих быстро интернационализованных соседей, однако шаг за шагом они нагоняли их до 11 марта этого года.

Негативные последствия землетрясения

Непосредственным результатом землетрясения стало сокращение числа текущих и предполагаемых международных студентов. В Университете Тохоку, самом большем вузе северо-восточного региона, 34 студента бросили учебу после землетрясения. Сорок четыре из 81 студентов-бакалавров по обмену прекратили свое обучение, 33 из 43 намеревались начать в апреле, и одна треть претендентов осеннего семестра отменила свои планы учиться в Университете Тохоку.

Потеря студентов составляет приблизительно 10 процентов от общего числа международных студентов. Вероятно, что это число продолжает снижаться, так как инцидент землетрясения затронул даже контингент международных студентов в университетах расположенных далеко, как Киото, находящегося в 350 милях к югу от атомной электростанции Фукусима. Продолжающееся сокращение международных студентов – серьезная проблема для проекта «Global 30» и Университета Тохоку, планировавшего принять в своих стенах 3 000 международных студентов к 2015 году.

Чему мы научились

Парадоксально, землетрясение стало возможностью Японии оценить свои уровни интернационализации. В течение последних нескольких месяцев после землетрясения, ряд событий вызвал сомнения относительно достижений интернационализации в Университете Тохоку. Во-первых, стандарты риск-менеджмента могли бы быть выше. Более 10 лет крупное землетрясение прогнозировалось в регионе Тохоку; поэтому университет должен был включить информацию о землетрясении во время ориентационной работы или раздать буклеты по землетрясению, подготовленные местным органом власти для международных студентов из стран, где нет землетрясений.

Более того, после сбора в определенном эвакуационном месте в университетском городке, университет распустил студентов без ясных инструкций, что делать дальше. Международные студенты должны были сами находить дорогу к эвакуационным центрам.

Во-вторых, университет должен был быть более активным в сборе точной информации и рассылке своевременных сообщений международным студентам. Студенты, одни в незнакомых центрах эвакуации без последних данных о землетрясении и несчастном происшествии на атомной станции, были восприимчивы к информации из неверных источников. Их взволнованные родители и друзья, чьи интерпретации инцидентов были в значительной степени под влиянием СМИ своих стран, убеждали студентов немедленно покинуть Японию.

В дополнение, к тому же действию студентов призывала и почтовая связь. Одно электронное письмо, заявляющее от якобы китайского правительства, инструктировала студентов Китая собраться в Аэропорту Ниигаты, в 200 милях от Сендая, где расположен Университет Тохоку, чтобы сесть на правительственный рейс. Более чем 100 студентов помчались в Аэропорт Ниигаты, многие стояли в длинных очередях для покупки автобусного билета; некоторые группой взяли такси и разделили плату за проезд в размере 800 долларов США. На самом деле данного рейса не существовало. Те, кто не мог позволить купить билеты, зарегистрировались в центре эвакуации около аэропорта, пока представители Китайского Консульства не приехали за их спасением.

Аналогично, в ответе на этот инцидент ясное различие было между международными студентами, местными студентами, и японскими гражданами. Международные студенты выехали из Японии с необоснованными страхами, которые, могли бы быть предотвращены, если бы университет сразу же предоставил информацию помощи международным студентам для принятия компетентного решения.

Решение проблем

Хотя университет не был полностью подготовлен к этому мегаземлетрясению, он быстро справился с этими ошибками. Международный офис модифицировал систему онлайн для студентов по обмену для создания веб-страницы подтверждения безопасности, где международные студенты могли сообщить о своей безопасности, статусе, и даже планах обучения. В Университете Тохоку 28 марта было известно, что около 1 000 студентов, две трети международных студентов, были благополучно эвакуированы. К 25 апреля, 86 процентов студентов сообщили о своей готовности вернуться до начала нового академического года.

Японское правительство обеспечило помощь, предоставляя бесплатные билеты на самолет обратно в Японию для студентов правительственных стипендий уехавших домой, и стипендии самофинансируемым международным студентам в университеты расположенных в области поражения.

Учебные заведения-партнёры по всему миру усилили свою помощь: поднимая квоты и принимая студентов по обменным программам, увеличивая деньги жертвам, или высылая ободряющие сообщения. Выпускники прислали нам финансовую помощь для того, чтобы мы могли отремонтировать разрушенные здания. Это землетрясение дало нам возможность найти в себе силы восстановиться, и мы почувствовали руки помощи наших друзей со всех континентов.

Куда мы идем?

Интернационализация японских университетов возможно будет отсрочена этим бедствием на нескольких лет. Однако это не должно нас пугать. Следует мужественно встретить проблемы и изменить кризис на возможности. Рассматривая и переоценивая Японию как место назначения качественного высшего образования, мы можем идентифицировать наши преимущества так же как и недостатки – включая эффект землетрясения – и восстановить нашу стратегию с самого начала для того, чтобы соответствовать увеличивающемуся уровню конкуренции в высшем образовании.

Однако данные стратегии, не должны развиваться учебными заведениями самостоятельно. Существует множество заинтересованных лиц, которых можно вовлечь – примерами служат чиновники высокого ранга, промышленность, местные сообщества, некоммерческие учреждения и даже члены международного сообщества. Строительство сетей или создание консорциума, где обмениваются идеями и решениями, приведут к построению лучших стратегий. Университеты в зонах поражения, включая Университет Тохоку, могут действовать как связующее звено для разнообразных стейкхолдеров. Это станет первым шагом к восстановлению и новой эрой интернационализации.

Назад в раздел