Проблематичное сокращение японских международных студентов



Юкико Шимми (Yukiko Shimmi) – научный сотрудник в Центре международного высшего образования (Бостонский колледж, США). E-mail: shimmi@bc.edu.

Куда исчезли японские международные студенты? Согласно Отчета «Открытые Двери» Института международного образования, число японских студентов обучающихся в Соединенных Штатах уменьшилось с 15,1% до 29,26% в 2009-2010 годах. Это сокращение привлекло значительное внимание в Японии. В то время как различные японские СМИ выразили беспокойство по поводу этого явления, некоторые эксперты в японских университетах и образовательных учреждениях наблюдают среди молодых японцев устойчивое желание учиться за границей.

В данной статье исследуются, воздействующие на текущие сокращения, некоторые структурные проблемы – демографическое изменение, увеличение набора в местные университеты, экономический застой, сезон поиска работы для японских студентов, и академические требования. Далее обсуждены новые тенденции и подходы для увеличения количества студентов.

Примеры сокращений

Демографическое изменение в японском обществе часто упоминается как причина снижения числа японских международных студентов. Согласно японскому правительству, количество людей возрастной группы 20-29 лет достигло максимума 19 миллионов в 1996 году, и уменьшилось до 14 миллионов в 2010 году. Японское правительство анализирует многочисленные факторы снижения коэффициента рождаемости в Японии – такие как, финансовые расходы на воспитание детей; японский стиль работы, часто требующий работать сверхурочно, сокращая время для семьи; увеличение молодых рабочих, имеющие слабую финансовую стабильность. Эти демографические изменения фактически лежит в основе текущего сокращения числа международных мобильных студентов Японии.

Расширение набора контингента в японского вузы обеспечило дополнительные местные возможности и снизило число японских студентов, отъезжающих за рубеж. С конца 1980-х контингент студентов увеличился, главным образом, в четырехгодичных учебных заведениях по подготовке бакалавров и магистров в Японии. Обучение в вузах страны экономически дешевле. В результате страна получила относительно большее количество японских граждан студенческого возраста; это в свою очередь сократило число потенциальных студентов желающих получить степень за границей.

Экономические факторы также явились результатом недавнего сокращения количества японских международных студентов. Японские студенты не едут учиться в Соединенные Штаты из-за высоких оплат за обучение и расходов. Последовало привлекающее внимание появление английских программ в неанглоязычных странах и увеличения программ в нетрадиционных местах. Эти неамериканские программы часто предлагают более короткий и менее дорогостоящий период обучения.

Система поиска работы и времени для японских студентов бакалавриат являются другим фактором, способствующим этой тенденции. Обычно процесс поиска работы для японских студентов колледжа начинается с осени предпоследнего курса. Многие студенты, обучающиеся за границей, надеются начать поиск работы по сроку не позднее местных студентов. Заграничный опыт или степень полученные в Соединенных Штатах не всегда давали преимущества японским студентам на внутреннем рынке вакансий в Японии. Скорее наоборот, потенциальные работодатели рассматривали зарубежный опыт как негативное явление, особенно если вернувшиеся студенты не могли приспособиться к нормам японского общества, хотя это мнение меняется.

Академические требования также являются препятствием для японских студентов, которые желают учиться в престижном вузе. В частности новая система теста на знание английского как иностранного языка (онлайн-версия теста TOEFL), которая включает раздел разговорной речи, является проблемой для японских студентов. Согласно Службе образовательного тестирования (ETS), балл этого теста для японских студентов был на отметке 27 из 30 среди азиатских национальностей в 2009 году.

Новые тенденции

Наряду с этими тенденциями японские международные педагоги также видят устойчивое желание получить вузовское и послевузовское образование в Японии. Что связано с тем, что японские вузы дешевле и экономичнее. И как результат, в стране относительно огромное число студентов на уровне бакалавриата; в противоположность небольшому количеству потенциальных студентов, обучающихся за рубежом для получения степени.

Экономические факторы также влияют на сокращение японских международных студентов. Видно, что японские студенты избегают обучаться в США из-за высокой оплаты обучения и дороговизны. Дополнительно имеют место встречные привлекательные предложения из не англоговорящих странах по программам английского языка и программам нетрадиционного предназначения. Эти программы, которые предлагают другие страны, не США, часто более короче и более дешевле.

Некоторые консультанты в университетах и образовательных учреждениях, которые готовят студентов за рубеж, наблюдают, что современные студенты колледжей ориентируются также как старшее поколение. Однако они более обеспокоены затратами, рисками и результатами обучения в зарубежной стране.

Фактически, число международных студентов без степени, обучающиеся в Соединенных Штатах, увеличивается в настоящее время в общей снижающейся тенденции. Японское правительство сообщило об устойчивом увеличении (с умеренным сокращением 2008 года) числа японских студентов которые учились в Соединенных Штатах на основе университетских соглашений по обмену от 4 513 в 2001 году до 6 403 в 2008 году. Участие в краткосрочной или обменной программе обучения может стать реальным способом уменьшить беспокойства студентов по поводу обучения за границей.

Для поддержки этой новой тенденции, японское правительство установило стипендии для программ обмена на период менее трех месяцев. Ведущие вузы начали развивать поддержку по подготовке отъезжающих за границу по краткосрочным обучающим программам. По ожиданиям японских педагогов участники этих краткосрочных программ позже могли бы участвовать в более продолжительной по времени обучающей программе за границей.

Кроме того, предоставление информации на ранней стадии для студентов является другим подходом для повышения количества студентов. Некоторые информационные поставщики начали обращаться к ученикам средних школ, так же как и к их родителям и учителям. Некоторые университеты уделяют внимание профориентации первокурсников, после зачисления. Эти усилия предназначены для студентов для планирования начала процесса обучения за границей заранее от обычных действий – решая процесс поиска работы, так же как подготовку к ТOEFL и к академическим квалификациям.

Недавние изменения в политике набора кадров в компании могут серьезно повлиять на отношение японских студентов обучению за границей. Несколько японских фирм объявили, что они ценят международный опыт и знание иностранного языка для соответствия изменениям в японском обществе и рынках труда, обусловленные глобализацией. Некоторые компании также фокусируют внимание на неяпонских студентах с такими навыками. Так как одна из проблем японских студентов – поиск работы, это изменение в политике набора персонала в компании может оказать значительное влияние, поощряя японских студентов обучаться за границей.

Недавнее снижение количества японских студентов в Соединенных Штатах вызвало дискуссию в Японии. В то время как многие правительства и лидеры отраслей промышленности надеются, что больше студентов получат международный опыт для более активного существования в глобализованном мире, японские студенты склонны более реалистично смотреть на затраты и предложения по образованию, карьерные возможности. Хотя многие факторы способствуют тенденции снижения, изменение кадровой политики японских компаний так же как поддержка краткосрочных обучающих программ за границей могли бы увеличить число студентов, которые действительно решили получить образование за границей.

Назад в раздел