Текущая ситуация в университетах Саудовской Аравии



Филип Г. Альтбах (Philip G. Altbach) – стипендиат профессуры Монана и директор Центра международного высшего образования (Бостонский колледж, США).

Лидеры высшего образования в Саудовской Аравии зациклены на рейтингах и отдают себе отчет в том, что их университеты не заполнены и их рейтинги не служат показателем наиболее эффективных стандартов обучения в их университетах. Государство вкладывает большие средства в высшее образование и в настоящее время занимается массовым расширением и обновлением ВУЗов. Двадцать восемь процентов национального бюджета выделяются на высшее образование. При наличии в стране 24 государственных и 9 частных университетов были повышены в статусе целый ряд педагогических и прочих специализированных институтов в провинциальных городах от до университетов. 

Университет Принцессы Нора Бинт Абдулрахман – первый в стране женский университет. Он находится в Эр-Рияде, количество его студентов составляет 52 000 человек – это крупнейший в мире женский университет. Новый ультрасовременный кампус, в настоящее время строится со скоростью света, сообщение внутри кампуса будет осуществляться посредством первой в стране подвесной железной дороги. (Женщинам запрещено водить автомобили, следовательно требуется альтернативный вариант). Женщины в общегосударственной численности контингента составляют 60 процентов – несмотря на общее соглашение, что уровень учебных заведений, где обучаются женщины, в большинстве случаев не настолько высок, как в тех, в которых обучаются мужчины. Жесткое разделение по полам существует в высшем образовании, как и во всех областях общественной жизни.

В двух главных городских государственных университетах, Университете Короля Сауда и Университете имени Имама Мохаммеда Бин Сауда также осуществляется значительная модернизация и без того впечатляющих кампусов. Научное, технологическое и бизнес обеспечение практически приблизились к мировому уровню, хотя обеспечение общественных и гуманитарных наук далеко от совершенства. В каждом из этих высших учебных заведений обучается более 35 000 студентов, при полном комплекте курсов магистратуры и докторантуры. Обучение на большинстве естественных, медицинских и бизнес факультетах проводятся полностью на английском языке.

Вследствие расширения система высшего образования испытывает серьезные проблемы — особенно в новых и модернизированных учебных заведениях в провинциях и в сфере высшего образования для женщин. Модернизация женского университета в Эр-Рияде значительно повысит качество высшего образования, которое в настоящий момент могут получать женщины.

Система высшего образования государства столкнулась с жесткой нехваткой квалифицированных преподавателей. Правительство Саудовской Аравии, через программу образования Короля Абдуллы, предоставляет 100 000 стипендий для заграничного обучения, в основном на уровне магистров и докторов, и практически все студенты из Саудовской Аравии возвращаются на родину. Большая часть стипендий предоставляется способным аспирантам, которым обещают научную работу после получения степени. Однако необходимо какое-то время для восполнение нехватки преподавателей. Преподавателям из городских университетов выдается вознаграждение за работу в провинции – включая значительное повышение заработной платы – однако желающих уехать не очень много.

Структура научной карьеры создает дополнительные проблемы. Большинству профессоров были присвоены постоянные должности при их принятии на работу, а повышение заработной платы в основном не имеет никакого отношения к результативности преподавания. При такой практике остается мало стимулов для достижения высоких результатов. Далее, преподавательская нагрузка обычно бывает высокой, даже в университетах, стремящихся к повышению исследовательского профиля, поэтому остается немного времени для научных исследований. Во многих университетах Саудовской Аравии имеет место существенный «инбридинг», когда большинству умнейших выпускникам университетов, взятых на работу, предлагают гранты для обучения за рубежом, а затем их продвигают по служебной лестнице в университете.

Недавно в Эр-Рияде прошла встреча ректоров и других влиятельных лиц Саудовской Аравии с целью рассмотрения всех этих проблем в контексте желания соответствовать мировым стандартам. Жители Саудовской Аравии недовольны тем, что они пока не заметны в международных рейтингах, но понимают, что их университеты в основной своей массе пока новые и удовлетворяют национальные потребности. У них возникают проблемы при попытке преодолеть идею, что не все государственные университеты в стране могут стать исследовательскими и пытаются разрабатывать пути признания обучения, социальной включенности и прочих функций в качестве центральных для миссий университетов. Идея того, что университеты Саудовской Аравии могут стать университетами «мирового класса» в областях, помимо исследовательской, является привлекательной, хотя на самом деле только исследования могут справедливо измеряться. Ректоры обсудили идею «университетской системы мирового класса», в которой ВУЗы имели бы различное назначение, но в то же время уважались и награждались за выполнение своей роли. Специализированные университеты будут иметь собственные определенные миссии и ожидается, что они превзойдут в выполнении своей миссии. Не от всех университетов ожидается активное занятие научными исследованиями. Будет ставиться меньший акцент на международную иерархию – возможно, это хорошая вещь, с учетом комплекса потребностей в саудовском обществе. Университеты могут самостоятельно определять что именно наиболее необходимо в их регионах, а всемогущее Министерство высшего образования может оказать поддержку для обеспечения правильной миссии для каждого университета в стране.

Научные и государственные лидеры Саудовской Аравии серьезно рассматривают стратегии научного развития. При этом, каким образом университеты Саудовской Аравии могут представлять конкуренцию на международном уровне, тогда как наряду с этим острые государственные и региональные потребности являются показателем созревающей академической системы.

Назад в раздел