Гуманитарное образование в глобальной перспективе



Патти Макгилл Питерсон – старший научный сотрудник Института политики высшего образования и директор проекта исследований десяти стран о роли гуманитарных наук в высшем образовании, спонсируемого Фондом поддержки Кристиана А. Джонсона.

E-mail: ppeterson@ihep.org.

Гуманитарные науки занимают центральное место в истории высшего образования. Имея греко-римское происхождение и воплотившись в учебных программах Гарвардского колледжа в 17 веке, гуманитарные науки были основной частью высшего образования на Западе. В конце 19 века, однако, гуманитарное образование, основанное на гуманитарных науках начало свое постепенное и неуклонное снижение. Тенденции этого спада также зародились на Западе. Новая модель университета, возникшая в Германии, изменила застойное состояние образования, уделяя большее внимание исследованиям и послевузовскому образованию, вместо обучения студентов. Основой учебной программы был когда-то совместимый и узкий свод курсов по классическим языкам, литературе, религии, математике и фундаментальным наукам, по которым к середине 20 века было больше поступающих, заявляющих о своих претензиях относительно пробела в учебной программе, в результате увеличения специализации академических дисциплин. Кларк Керр в своих лекциях Годскина в 1963 году заявил, что постепенно исследования займут приоритетную роль по сравнению с обучением и что гуманитарные дисциплины будут сокращаться посредством большего финансирования науки. В результате, как он заметил, согласованность учебных программ будет страдать.

Жизнеспособность гуманитарного образования на Западе

Не только университеты доказали правильность прогнозов Керра, но также и гуманитарные колледжи, специализирующиеся на высшем образовании ощутили влияние комплекса департаментализации идущего со стороны послевузовского образования. Тем не менее, можно указать на непрерывные рассуждения в американском высшем образовании, начиная с середины 1960-х годов относительно учебной программы обучающихся. Разногласия по поводу содержания гуманитарного образования стали центральным вопросом. Эти разногласия были вызваны мнением таких авторов и публикаций, как книги Хирша (Культурная грамотность, 1987), в которой он выступает вернуться к более узко-канонизированной западной мысли. Те, кто предупреждал относительно потери культурной самобытности, неграмотных студентов, и деятельности общего образования в целом встретили бурные обвинения в элитарности, культурной гегемонии, и учебной идее фикс. Наиболее благотворное влияние подобных заявлений сформировали общественный консенсус о том, что высшее образование действительно важно и учебные планы должны формироваться более тщательно для того, чтобы обеспечить студентам широту и глубину академических программ.

Хотя и не было достигнуто договоренности относительно того, какие именно дисциплины должны составлять программу гуманитарного образования, существенная договоренность существовала среди американских педагогов о развитии определенных характеристик. Ассоциация американских колледжей и университетов, представляющая свои организации-члены, заявила, что гуманитарное образование должно обеспечивать студентов широким кругом знаний культуры, науки и общества (общее образование), также как и глубоким изучением конкретной сферы интересов. Это характеризует гуманитарное образование в качестве помощи студентам, как для развития чувства социальной ответственности, так и для развития сильных интеллектуальных и практических навыков, таких как коммуникативность, аналитическое мышление, способность решать проблемы и применять знания и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Соединенные Штаты традиционно рассматриваются как оплот гуманитарного образования, но его колледжи и университеты были вынуждены реагировать на растущий спрос со стороны студентов и их семей для более прагматичное образование. Гуманитарные дисциплины конкурируют с необходимостью увеличения практической составляющей учебной программы, которые поддерживают такие программы, как управление бизнесом. В Европе, ранняя специализация получила большее преимущество по сравнению с гуманитарным образованием. Хотя существуют некоторые старые гуманитарные вузы, такие как Американский университет Парижа, но ощутимые проблески новой жизни в регионе, давшему рождение гуманитарному образованию были видны только в последние десять лет. Ярким примером являются Нидерланды, где было создано восемь гуманитарных колледжей в рамках системы высшего образования. Польша в настоящее время активно и успешно продвигает гуманитарное образование, связанное с государственными университетами, престиж которых неуклонно растет. Существуют относительно новые гуманитарные колледжи в Берлине и Братиславе. В ответ на эти события был создан Консорциум европейских колледжей искусств и наук. Однако важно отметить в качестве вопроса перспективы, что количество поступающих студентов из региона Европейского Союза в эти гуманитарные вузы являются небольшим в европейском регионе Союза.

Гуманитарное образование вне своих истоков

Гуманитарное образование существует вне географии своего происхождения, главным образом за счет внешней помощи, а не местных инициатив. Американцы сыграли свою роль в создании институтов гуманитарного образования в незападных станах. Можно привести два ранних примера американских университетов в Бейруте (1866) и Каире (1919), которые в настоящее время имеют глубокие корни на Ближнем Востоке и которые на протяжении долгого времени обучали местную элиту. Совсем недавно, с новой волной активности, Национальный университет Сингапура объявил о своем сотрудничестве с Йельским университетом, в целях учреждения гуманитарного колледжа в системе высшего образования Сингапура. Университет Нью-Йорка учредил гуманитарный колледж в Абу Даби. Бард колледж создал совместно с местными партнерами гуманитарные колледжи и программы в России и Центральной Азии, и недавно в Палестине. Азиатский женский университет выступает в качестве форпоста гуманитарного образования в Бангладеш. Эти и другие примеры помогают сделать вывод о том, что гуманитарное образование осуществляет глобальную миграцию.

Для большинства незападного мира, включая страны, которые перешли с ранних времен, гуманитарное образование является в основном иностранной концепцией. Например, несмотря на свой собственный успех, Американский университет в Каире имел небольшое влияние на внедрение гуманитарного образования в огромную систему государственного высшего образования Египта. Мощь высшего образования в США, несмотря на большое развитие научно-исследовательских институтов, и послевузовского образования в мире, вызвало интерес педагогов из других стран. При отсутствии веских причин для понимания характера образования бакалавриата, существует небольшая заинтересованность для понимания роли гуманитарного образования и его компонента общего образования в учебном плане. Вдобавок к этому, агентства-доноры, такие как Всемирный Банк, не придавали большого значения гуманитарному образованию, подчеркивая в качестве ключевых элементов для планирования высшего образования в развивающихся странах рабочую силу и исследования рынка.

Большим вопросом является то, что сможет ли гуманитарное образование самостоятельно развиваться и быть доступным для большинства студентов в развивающихся странах. Не давая определенного ответа, можно отметить недавние события, заслуживающие внимания. Китай показывает значительное фокусирование на учебной программе, которая характеризуется компонентом общего образования. Польша демонстрирует смешанную картину, которая включает в себя прежде упомянутое энергичное движение гуманитарного образования, которое существует наряду с учебной программой, оставшейся с советских времен. Индия и Турция, не являясь значительными представителями гуманитарного образования, имеют вузы, пытающиеся выровнять широкие основы гуманитарного образования с профессиональным. Новое развитие в Южное Африке является перспективным. Министр высшего образования и профессиональной подготовки недавно выступил с инициативой по укреплению социальных и гуманитарных наук. Основной целью является усиление гуманитарного образования и науки для поддержки трансформации от апартеида в Южной Африке. К сожалению, эти примеры являются единичными. Страны, борющиеся с реформированием высшего образования, как правило, сосредоточены на вопросах, не касающихся учебного процесса, таких как доступность и финансирование. В условиях ограниченных ресурсов и огромного спроса от желающих обучаться, их способность участвовать в академических реформах, включая гуманитарное образование, имеет сомнительный результат.

Реформирование учебных программ, включая гуманитарное образование, потребует понимания ряда основополагающих принципов. Прежде всего, должны быть приняты во внимание сам студент и его/ее персональное и интеллектуальное развитие, наряду с подготовкой к работе. Как часть этого фокуса образовательный уровень бакалавриата, его содержание и методика преподавания должны рассматриваться как значительная часть системы высшего образования. И это обязательное условие. Помимо преимуществ подготовки студентов с широкими интеллектуальными навыками для жизни и аналитическим мышлением для работы, гуманитарное образование также воспитывает хорошо информированное общество, что является важным аспектом построения нации.



Назад в раздел