Агенты и рекрутеры третьих сторон в международном высшем образовании



Филип Г. Альтбах – стипендиат профессуры Монана и директор Центра Международного высшего образования в Бостонском колледже.

E-mail: altbach@bc.edu.

Призрак, преследующий международное высшее образование – это активное распространение рекрутеров и агентов третьих сторон. Их работа заключается в наборе абитуриентов из стран, которые отправляют большее количество студентов на учебу за границу в конкретные учреждения, а также в предоставлении общей информации об обучении за рубежом. Многие уполномоченные лица в академических учреждениях принимающих стран, в частности в США, в Англии и в Австралии могут предложить содействие в зачислении.

Это далеко не новая тенденция. Международные студенты стали наиважнейшим аспектом каждого университета. Конечно, операторы не работают без каких-либо источников дохода. Университеты платят им определенную плату, в зависимости от количества поступивших студентов. Иногда, они также платят за будущих студентов.

Эта статья приводит простой аргумент о нанесении ущерба академическим стандартам и честности агентами и рекрутерами, поэтому их деятельность должна быть устранена или строго ограничена. Предоставление информации для будущих студентов - это хорошо, но деньги не должны переходить в другие руки в процессе приема, и университеты не должны передавать академическую ответственность агентам или юридическим лицам за рубежом.

Старые пути и новая волна

Тридцать лет назад, многие студенты интересовавшиеся обучением за рубежом могли использовать только местную информацию об университетах для поступления. В эпоху до появления интернета информацию можно получить, отправив письмо на адрес зарубежного университета или в библиотеках спонсируемых посольствами и в информационных центрах больших городов развивающегося мира поддерживаемых основными странами такими как, США, Советский Союз, Франция и Великобритания. Международная мобильность студентов была относительно мала по численности. В 1981 году она составляла 912 300 студентов. За последние 30 лет их общее количество выросло в три раза. Многие студенты пришли из относительно благополучных семей, которые были способны получить доступ к информации и сделать осознанный выбор или же были проспонсированы правительствами и агентствами. Университеты в принимающих странах редко ставили вопрос интернационализации главной задачей, а некоторые, видели в этом способ обогащения за счет иностранных студентов. Политика холодной войны и новые колониальные связи стимулировали крупные державы спонсировать информационные центры за рубежом.

Но ситуация изменилась. Действительно, эта практика лишь несколько десятилетий назад казалась бы необычной, когда в сегодняшнем глобальном мире, где высшее образование является большим бизнесом для многих, и около 3 миллионов студентов учатся за границей - большинство выходцев из Азии направляются в англоязычные западные страны и в Австралию. В США учатся 671 000 иностранных студентов или 21% от общемирового показателя. Эти студенты приносят более 17 650 млн. долларов в экономику США и много миллиардов в другие принимающие страны.

Ключевые факторы развития – распространение интернета, коммерциализация международного образования и преобразование обучения за рубежом в массовое явление. Раньше обучались привилегированные студенты, которых финансировали принимающие или направляющие страны. В настоящее время, обучение за рубежом является массовым явлением, где финансирование идет главным образом за счет отдельных иностранных студентов или их семей. Ну а социальный статус студентов и страны, которые они представляют, стал намного разнообразнее, чем это было в прошлом.

Интернет дает нам легкий доступ к информации о высших учебных заведениях во всем мире, хотя даже беглый взгляд на веб-сайты многих университетов показывает поразительное отсутствие прозрачности, что даже граничит с ложной рекламой. Даже «фабрику дипломов» могут представить как Оксфорд, иногда оформляя сайт крадеными фотографиями Оксфорда. Но правдивая информация доступна для лиц, которые способны тщательно отделить факты от вымысла, что само по себе не является легкой задачей.

Холодная война закончилась в 1990 году, в связи с этим большинство принимающих стран закрыли или сократили число своих зарубежных информационных центров. Некоторые страны, такие как Австралия, целенаправленно коммерциализировали международный набор студентов. Австралийское правительство создало агентство в целях превращения высшего образования в экспортную деятельность. Другие страны, включая Соединенное Королевство, перешли на коммерциализацию международного высшего образования.

В то же время, Соединенные Штаты неоднократно сокращали бюджеты для зарубежных библиотек и информационных центров, не думая о последствиях и в настоящее время сталкиваются с дорогостоящими инвестициями на открытие новых центров, библиотек, ребрендинга одного из самых ценных американских товаров на «экспорт».

По мере увеличения числа иностранных студентов, соответственно понизился уровень качества. В свое время, меньшее количество студентов в значительной степени были заинтересованы лучшими университетами за рубежом, а некоторые из финансируемых правительством программ предлагали места для студентов в менее престижных учреждениях. Однако многие из потенциальных студентов на сегодняшний день мало знают о высшем образовании и перспективах обучения за границей, потому что они не могут найти доступ в домашних условиях. Кроме того, они чувствуют, что за рубежом могут повысить квалификацию и найти работу или в дальнейшем планируют мигрировать за рубеж.

Многие учебные заведения ведут борьбу за иностранных студентов. Большинство из этих новых участников не являются топ университетами, а скорее менее известными, а иногда и более низкого качества - школы всех видов. Эти школы обращаются к рекрутерам, так как они чувствуют, что не имеют альтернативных способов привлечения студентов из других стран. Удивительно, что некоторые вполне респектабельные американские университеты обратились к агентам и вербовщикам. Может быть из-за чувства недостаточной уверенности, что их качество и бренд смогут привлечь иностранных студентов. Топ университеты остаются предпочтительными для самых лучших и ярких студентов, но только малое количество может удовлетворить этот спрос.

Агенты и рекрутеры

Эта новая среда производит информацию и доступ к вакууму, которую необходимо заполнить. К сожалению, этот недостаток был использован худшим из возможных способов. Многие университеты, особенно те, которые не имеют международного статуса, стремятся привлечь иностранных студентов, но не могут легко получить доступ к потенциальному рынку. Студентам трудно найти достоверную информацию о возможных местах обучения среди множества веб-сайтов и объявлений, которые можно найти в газетах, на вокзалах и в других местах в странах развивающегося мира. Интернет не решил проблему отчасти потому, что он не различает качество и обеспечивает пустой и не фильтрованной информацией. Не существует легкого способа оценки качества и достоверности информации. Агенты и вербовщики освоились в среде информационной перегрузки и претендуют на роль проводников в этом хаосе информации в Интернете и в других местах.

Практика

Если агенты и вербовщики будут только предоставлять информацию, то сегодняшняя ситуация не будет восприниматься как кризис. Это просто может быть проблематичным, поскольку оценка информации по-прежнему остается под вопросом. Они нанимаются главным образом университетами принимающей стороны и других высших учебных заведений, чтобы привлечь студентов в свои учреждения. Агенты – это не просто поставщики информации, а продавцы. Их целью является продать товар, и они могут использовать все необходимые методы. Они не предлагают альтернативы или объективного руководства для потенциальных заявителей. Многие из этих операторов - точное их количество неизвестно - имеют разрешенный доступ к приему студентов, часто основанных на сомнительных квалификациях. Некоторые менее скрупулезные агенты получают оплату с обеих сторон, как с университета, так и с абитуриента, что само по себе является не этичным. Многие агенты и рекрутеры являются независимыми операторами, которые имеют контракты с одним и более международными институтами. Университеты в принимающих странах, которые используют услуги этих людей, как правило, менее престижны с незначительной известностью в мире, которые стараются удовлетворить финансовые потребности за счет иностранных студентов.

Американский федеральный закон запрещает платежи на вербовку отечественных студентов. Таким образом, возникает вопрос, почему это допустимо и даже легально, платить агентам за «импорт» иностранных студентов, но не за отечественных студентов.

Агенты и рекрутеры не имеют никакой квалификации, так как никто их не проверяет. В настоящее время прилагаются усилия для создания «стандартов» новой «профессии», но без каких-либо полномочий либо мер для предотвращения нарушений. Такие организации, как NAFSA: Ассоциация международного образования, крупнейший член профессионалов международного образования, принимают этих операторов в качестве членов без выяснения каких-либо вопросов, таким образом, создавая ауру респектабельности. Другие группы, такие как Американская ассоциация университетских регистраторов и приемных комиссий, поднимают серьезные вопросы об их роли. В настоящее время усилия для установления стандартов и попытки как-то «узаконить» агентов и вербовщиков через новую организацию под названием «международный американский совет по рекрутингу» можно рассматривать как факт довольно тесного сотрудничества с ними.

Решение

Решение этого растущего явления простое: отменить их. Агенты и вербовщики не имеют законного статуса в системе международного высшего образования. Они не являются необходимыми и часто их меньше чем честных практиков, которые предоставляют достоверную информацию для будущих студентов и необходимые данные об этих студентов в академические учреждения принимающих стран.

Предоставление объективной и достоверной информации необходимо для обеих сторон, как для университетов, так и для студентов. Эти источники могут быть предоставлены через Интернет, желательно через веб-сайты с некоторым "знаком одобрения" от группы уважаемых университетов или международной либо региональной организации, которая пользуется высоким доверием. Было бы хорошо, если бы страны, сократившие свои информационные центры и библиотеки за рубежом, могли бы их обратно возродить. Стоимость не высокая, и если инициативы будут добровольными, то и результаты будут хорошими. Значительную роль могут выполнять независимые консультанты, которые предоставляют информацию и подготавливают студентов к процессу обучения за границей, но не имеют связи и не получают деньги из университетов. На самом деле, Ассоциация международных консультантов по приему, была учреждена для создания и соблюдения соответствующих стандартов, имеющих отношение к этой новой роли.

Университеты в принимающих странах должны немедленно прекратить использование агентов и вербовщиков. Лучше если полезная информация будет предоставляться университетами, чтобы более эффективно информировать потенциальных кандидатов. Эта цель может включать визиты сотрудников для поступления в ВУЗ потенциальных студентов за рубежом с целью обмена информацией.

Коммерциализация международного высшего образования способствовала распространению агентов и вербовщиков. Настало время, когда эти операторы должны быть устранены или заменены на открытые и прозрачные способы предоставления информации для будущих студентов. Процесс приема должен быть возвращен к старому способу, когда студенты при подаче заявления на обучение в колледжи и университеты выбирали наиболее квалифицированные, и обосновано подавали свои индивидуальные заявки.



Назад в раздел