Международное образование: рыночные альтернативы



Сэр Питер Скотт – вице-канцлер Университета Кингстон (Лондон, Великобритания), бывший редактор издания «Высшее образование» (Приложение газеты Таймс). E-mail: p.scott@kingston.ac.uk

Широко распространенное мнение о том, что академическая мобильность и зарубежное образование являются хорошим делом, однако требует периодической проверки. Это необходимо для учета уроков развития массового высшего образования в процессе формирования концепций международного образования. Также это важно для того, чтобы учитывать еще более значимые уроки глобализации при формировании национальных политик международного образования. Возможно, недостаточно дать упрощенное определение международному образованию как массовой деятельности, характеризующейся массовым потоком студентов между странами и континентами, поскольку крупномасштабные студенческие потоки являются только внешней стороной проявления процессов глобализации. Пока еще весьма редко вопросы международного образования анализируются на базе факта растущего потока экономических мигрантов и потока людей, ищущих политического убежища. Так же редко об интернациональном обучении говорится в контексте новых информационных и коммуникационных технологий, которые фактически «отменили» вековые представления о времени и пространстве.

Массовое высшее образование

Системы массового высшего образования, которые практически полностью доступны, являются сейчас доминирующими типами образовательных систем в большинстве развитых обществах. В этих странах усиливается акцент на вопросы социального равенства и экономической полезности образования. В результате всего этого, традиционные академические и научные культуры в значительной степени «разрушены» и процесс обучения все чаще идет не на территории кампусов (на рабочем месте или по месту жительства.). Аналогично, исследования (или в более широком понимании – производство знаний) вышли за рамки библиотек и лабораторий и обрели широкую среду своей реализации. Большинство систем высшего образования не просто выросли количественно (по числу студентов и организаций), но произошла, кроме того, качественная революция в смысле новых ценностей и этических норм. Вся практика высшего образования изменилась. Высшее образование стало не только академическим, но и социальным делом. Оно стало частью индустрии предоставления услуг в области знаний, поставщиком кадров для экономики знания, производящим высококвалифицированных рабочих и полезные знания.

Демография студентов

Одно из наиболее очевидных изменений – это демография студентов. Студенческое население стало массовым. От 30% до 50% возрастных групп, соответствующих образовательному периоду обучения населения различных стран, являются сейчас студентами. Тот факт, что доступ к высшему образованию и, особенно, к обучению в элитных университетах все еще является социально несправедливым, не может скрыть огромных социальных изменений в высшем образовании. Студенты сейчас в большей степени представляют все слои общества. Они больше не являются элитной группой, отделенной от общей массы населения. Изменение социальной базы высшего образования связано с общей социальной трансформацией европейских стран за последние 50 лет. Речь идет о разрушении старой классовой структуры, усилении социальной мобильности, упадке традиционной «пролетарской» промышленности и о становлении массовой информационной культуры. Особенно разительно изменилась половая структура студенчества. Возрос статус женщин. Большинство стран стали более открытыми и гибкими в социальном плане.

Тем не менее, статус международных студентов отличается от статуса студентов европейских стран. Международные студенты чаще всего имеют привилегированное социальное происхождение. Кроме того, многие из них приезжают учиться из стран, которые противостояли глубокой демократизации Европы (демократизации, которая была не только поверхностной и которая протекала не только в форме развития массовой информационной культуры, глобальных торговых марок и прочего). Для некоторых студентов опыт зарубежного обучения является инструментом укрепления их и без того привилегированного положения в своей родной стране, несмотря на то, что для меньшинства этих студентов обучение в Европе приводит к радикализации их социальных взглядов, которые начинают противоречить социальным установкам их родной страны. В случаях с некоторыми студентами страны их происхождения противится социальной либерализации европейского стиля, хотя и проводят экономическую модернизацию с применением передовых технологий. Отношение к высшему образованию в этих странах существенно отличается от европейского подхода. Это надо учитывать при обучении зарубежных студентов в Европе.

Интеллектуальная база

И социальная, и интеллектуальная базы высшего образования сильно трансформировались. В современных условиях стали преобладать педагогические техники, основанные на проблемном обучении и на новых формах проектно-ориентированных учебных программ. Подобные подходы являются привычными для «своих» студентов. Но ожидания множества международных студентов, как личных, так и их родителей и спонсоров, могут быть иными. Предпочтение отдается более традиционным методам обучения, а не более открытым стилям получения знаний. Некоторые из спонсоров могут даже ассоциировать эти более открытые стили обучения с так называемым «моральным хаосом Запада». Они так же тяготеют к изучению другого набора предметов – им предпочтительнее изучать инженерное дело, компьютерные науки, бизнес и менеджмент; а не гуманитарные науки и другие, более радикальные социальные науки. В результате может существовать расхождение между более открытыми по методам обучения и более радикальными предметами, которые предпочитают «свои» студенты и более традиционными предметами, которым отдают предпочтение международные студенты. Следующее отличие в том, что набор международных студентов происходит на рыночных условиях, в то время как набор «своих» студентов осуществляется в рамках национальной социальной политики конкретной страны. Отмеченные диссонансы могут служить доказательством того, что назревает потребность ревизии или пересмотра оптимистического взгляда на экспансию национальных систем высшего образования и на рост интернационального образования как на важные формы либерализации. В этом контексте лучше было бы говорить о конкурирующих формах либерализации: с одной стороны, это социальная либерализация массового демократического высшего образования, с другой стороны – развитие экономики свободного рынка в сфере высшего образования. Обе стороны влияют на интернационализацию образования.

Глобализация

С точки зрения массового высшего образования можно утверждать, что оно слабо связано и слабо влияет на интернационализацию образования. С другой стороны глобализация очень сильно влияет на международное образование. Иногда возникает желание провести упрощенную связь: глобализация является процессом, которому невозможно сопротивляться и развитие международного образования есть часть этой силы. Редко возникает мысль о том, что глобализация не обязательно является подобной непреодолимой силой (по крайней мере, в ее нео-либеральной форме). Также редко возникают предположения, что интернационализация образования может быть лишь боковым и не обязательно прогрессивным последствием глобализации. Существует тенденция концентрировать внимание только на единственном пути развития глобализации: неизбежная траектория в сторону развития капитализма свободного рынка, развития массовой культуры, массовых коммуникаций, глобальных торговых марок и брендов и многопартийной демократии. На самом деле существуют несколько форм глобализации, и развитие будущего может пойти в разных направлениях, выходящих за рамки какой-то одной теории.

Даже тот упрощенный взгляд на глобализацию, который был описан выше, при тщательном рассмотрении представляется неоднозначным. Для части населения глобализация предлагает грандиозные возможности, позволяет делать глобальную карьеру или, по меньшей мере, карьерно расти в родной стране на базе получения международного образования и всех связанных с этим преимуществ. Для другой части населения глобализация может означать вынужденную экономическую миграцию, разрушение привычных социальных взаимосвязей и комфортных сообществ и даже отделение от своих семей и друзей. Для некоторых институтов, особенно наиболее успешных университетов Запада, глобализация предлагает новые возможности: новые исследовательские партнерства с аналогичными университетами в других странах, вхождение в списки престижных глобальных университетских рейтингов (как своеобразного распространения национальных элитных рейтингов, которые, возможно, оказались подорванными прогрессивной национальной политикой в сфере образования), альтернативный поток доходов в случае сокращения национального государственного финансирования и даже новую модель предпринимательской деятельности, которую можно распространять на деятельность всего университета. Для других вузов, разумеется, глобализация представляет угрозу: их академическая «жизненная сила» иссякает по мере того, как наиболее перспективные исследователи уезжают за рубеж, подрываются правила академической жизни их стран, и команды всевозможных советников из глобальных агентств по развитию высшего образования навязывают им различные варианты рыночных моделей и альтернативных стратегий развития образования. Подобные структурные неравенства свободной рыночной глобализации будут сохраняться, даже если победители и проигравшие в этой игре поменяются местами. Это структурное неравенство присуще сердцевине глобализации, как бы записано в ее ДНК.

Не существует единой схемы глобализации, центрами которой были бы сверкающие корпоративные небоскребы крупнейших городов мира. У глобализации много форм и они часто противоречат и конкурируют друг с другом. Например, существуют несколько форм сопротивления свободной рыночной глобализации, такие, как, к примеру, мировые движения по защите окружающей среды и прочие социальные движения. Они набирают свою глобальную силу, их информационные и организационные сети не менее сильны, чем у глобальных корпораций. Часто трудно установить непротиворечивую, позитивную взаимосвязь между международным образованием и этими альтернативными формами глобальных социальных организаций политического толка. И это несмотря на то, что их активисты и функционеры также получили международное образование. Роль международного образования здесь более неоднозначна, но она в любом случае более существенна, чем просто миссия распространения международного взаимопонимания и усиления мобильности кадров в глобальной экономике знаний. Возможно, интернационализация образования в растущей степени приводит к «глобализации» глубинного духа критицизма и радикализма, извечно присущего университетам. В любом случае, есть настоятельная необходимость активнее изучать альтернативные формы глобализации и в ходе таких исследований вырабатывать более глубокое понимание процесса международного образования.



Назад в раздел