Керала: дилемма равенства в высшем образовании
Филип Г. Альтбах – стипендиат профессуры Монана, директор Центра международного высшего образования Бостонского колледжа. E-mail: altbach@bc.edu. Эльдо Мэтьюс – научный сотрудник Совета высшего образования Кералы. E-mail: eldhomathews@gmail.com
Один из наиболее небольших штатов Индии представляет некоторые интересные уроки, касающиеся системы высшего образования и его роли в развитии, а также альтернативные подходы к политике высшего образования. Штат Керала находится на юго-западном побережье Индии и является необычным в индийском контексте. Социальные и политические условия штата внесли свой вклад в развитие высшего образования. Керала – один из штатов с населением в 31 млн. человек, с необычной религиозной смесью по индийским стандартам, где одну четверть составляют христиане, одну четверть - мусульмане и около половины - индусы. Керала может служить полезным примером не только для Индии, но и для других развивающихся стран.
Не являясь богатой, даже по индийским стандартам, Керала занимает девятое место по валовому внутреннему продукту из числа 28 штатов Индии. По большинству показателей в области образования Керала является самым передовым штатом в Индии. Об этом свидетельствует всеобщая грамотность и тот факт, что 18 процентов определенной возрастной группы вовлечены в высшее образование, что вдвое больше средних показателей по Индии и идет наравне по уровню с быстро развивающимся Китаем. Женщины составляют более чем 60 процентов от числа всех обучающихся в системе высшего образования – это самый высокий показатель по Индии. Штат также отличается самым высоким индексом развития человеческого потенциала, самым высоким показателем продолжительности жизни и самым низким уровнем смертности новорожденных в Индии.
Политически, Керала также представляет собой интересный случай. Его нынешнее правительство является коалицией власти, большую часть которой составляет Коммунистическая партия Индии (марксистская). Коммунисты, которые периодически были у власти с 1950 года, во многих отношениях определили современное общество в штате Керала. Керала стала первым государством в мире, действительно избравшим коммунистов во власть. Уже на раннем этапе они были в состоянии провести значимые земельные реформы и сделать упор на социальную поддержку, образование и перераспределение доходов. Активные средства массовой информации бурно обсуждают и способствуют прозрачности и высокой степени честности, по индийским стандартам, в правительстве. Кажется, что все принадлежат единому союзу, в том числе университеты и колледжи, преподаватели, студенты и работники кампуса. Один вице-канцлер заявила, что одной из ее обязанностей была работа и консультирование с профсоюзами. Кажется, что большинство населения представлено определенной организацией, которая таким образом, выражает мнение от имени значительной части населения.
Огромный разрыв между богатыми и бедными, такой очевидный в Индии, как и в большей части развивающегося мира, кажется, гораздо менее заметным в повседневной жизни штата Кералы. Коррупция кажется менее свойственной данной местности, а социальные отношения, в целом, более стабильными.
Керала пропустила "промышленную революцию" в Индии. Возможно, промышленные отрасли с недоверием относились к хорошо укоренившимся профсоюзам. Это означает, что загрязнение окружающей среды распространенное в других местах в значительной степени отсутствует в Керале, неофициальным девизом, которого является слоган "Страна Бога" – и существуют возможности для создания успешной туристической индустрии. Здесь также недостаточно развита экономическая база и поэтому сельское хозяйство и рыболовный сектор остаются важными отраслями, также как туризм и экспорт квалифицированного персонала, особенно в страны Персидского залива. Здесь, в штате Керала высокий уровень грамотности и высокообразованное население способствовали росту ее привлекательности в мире.
Почти четверть валового внутреннего продукта штата состоит из денежных переводов сограждан, работающих за рубежом. Политики в настоящее время оказывают содействие развитию "технопарков" в надежде сделать штат привлекательным для растущего сектора информационных технологий Индии; первый технопарк был создан в Тируванантапураме, столице штата в 1990 году. Тем не менее, Бангалор в настоящее время является главным центром для компаний по информационным технологиям, а также "Силиконовой долиной" Индии, и Керала изо всех сил пытается наверстать упущенное.
Разнообразие высшего образования
Керала разделяет проблемы высшего образования Индии, но в то же время пытается с некоторым успехом уменьшить их. Система "присоединения" объединяет колледжи с университетами, что приводит к установлению множества экзаменов, различных правил и управлению ими. Университет штата Кералы, один из первых 16 университетов, созданных в Индии, является ведущим вузом штата. Он имеет 198 аффилированных колледжей, в которых обучаются 100,000 студентов. Некоторые из этих колледжей расположены в 140 километрах от кампуса университета. Большинство этих колледжей являются частными и управляются различными религиозными, социальными и другими некоммерческими организациями. Многие из них поддерживаются и получают государственную помощь; у них, как правило, лучше инфраструктура и условия для обучения. Рост частных колледжей в последние годы, в основном в таких областях как медицина, инженерия, информационные технологии, сестринское дело и менеджмент, которые не получают государственного финансирования и многие из которых работают только ради прибыли, создают проблемы для администрации университета, так как они хотят быть аффилированы с учреждениями сомнительного качества. Примерно половина аффилированных колледжей из общего количества 797 в штате контролируются частными управленцами, в основном спонсируемыми христианскими или мусульманскими меньшинствами или лицами, принадлежащими к этим общинам.
Условия в большинстве колледжах и университетах также значительно ниже по сравнению с международными стандартами, часто с устаревшими лабораториями, простейшими средствами информационных технологий и недостаточно оснащенными библиотеками. В дополнение к контролю над колледжами, университеты предоставляют инструкции для обучения после бакалавриата. Все высшее образование в штате - на английском языке.
Политика высшего образования в Керале
Государственный подход к высшему образованию является несколько уникальным в индийском контексте. Большинство вузов штата в свое время управлялись и финансировались правительством штата. Однако эта ситуация стала меняться, особенно в течение последнего десятилетия. Кризис и ограничения в бюджете заставили университеты поменять приоритеты. Пока центральное правительство Индии с некоторыми исключениями игнорирует Кералу, обязуется оказывать спонсорскую поддержку, по крайней мере, в одном центральном университете каждого штата Индии, правительство планирует построить центральный вуз в достаточно изолированной северной части штата. Многие эксперты по высшему образованию не понимают такого развития событий, поскольку маловероятно, что такой вуз добьется успеха, находясь далеко от академических и городских центров.
В соответствии со своей эгалитарной философией правительство выделило в целом равное финансирование для всех университетов и не выделило каких-либо как ведущих. Однако в штате существует несколько признанных на национальном или международном уровне известных университетов. Одним из таких исключений является Университет науки и технологии Кочин. Центральное министерство по развитию человеческих ресурсов признало превосходство университета и поддержало повышение его статуса до уровня Института технологий Индии. Однако кампания против преобразования университета в ИТИ вынудило власти отложить планы. Недавно центральным правительством был учрежден Институт космических наук и технологий Индии в Тируаванантпураме. Другим исключением является Институт медицинских наук и технологий Шри Читра Тирунал, в Тируаванантпураме; этот институт имеет статус государственного и предлагает постдокторскую, докторскую и послевузовскую программы обучения по медицинским специальностям и технологии здравоохранения, он находиться под административным контролем Департамента науки и технологии Правительства Индии. Индийский Институт педагогических наук и исследований в Тируаванантпураме, был основан в 2008 году может также рассмотриваться как ведущий национальный вуз. Это автономный вуз, относящийся к Министерству развития человеческих ресурсов. С политической точки зрения штат Керала может стать создателем исследовательского университета мирового класса, если бы эти высококачественные учреждения были бы тесно связаны между собой или даже объединены в единую структуру.
Несколько колледжей по искусству и наукам имеют давние исторические традиции, такие как Университетский колледж, в столице Тируаванантпураме или Колледж Махараджи в Кочи, которые могут привлечь лучших студентов. Но условия обучения в этих заведениях далеки от мирового уровня. Большинство лучших студентов предпочитают профессиональные программы по инженерии, медицине (которые предоставляется на уровне бакалавриата в Индии) и бизнеса. В настоящее время в Керале функционирует 96 инженерных колледжей. Почти 90 процентов из них начали свою деятельность в прошлом десятилетии, и только 11 из этих колледжей финансируются правительством. Из 96 колледжей, 60 являются полностью частными учреждениями. Условия обучения в них не лучше, чем в государственных вузах.
Керала инициировала несколько значительных реформ – изменений предложенных национальными властями, но так и не внедренных повсеместно. Эти инновации включают семестровую систему и реформы в проведении традиционных экзаменов в бакалавриате. Идея обеспечения более точной оценки через более частое проведение экзаменов и проверок тесно связана с содержанием курса. Эта реформа требует значительных изменений в способе организации учебной программы, преподавании курсов и их оценке. Политики надеются, что это отразится на улучшении результатов обучения. Совет по высшему образованию был создан для предоставления консультативных услуг правительству штата, проведения исследований по вопросам высшего образования и организации Форума для обсуждения проблем сферы высшего образования. Центральное правительство рекомендовало всем штатам организовать подобные агентства, но до сих пор только несколько штатов сделали это. Совет не имеет полномочий для внедрения реформ, он может только давать рекомендации правительству и университетам.
Керала, как и все штаты борется с быстрым и нерегулируемым ростом новых частных колледжей и специализированных высших учебных заведений. С одной стороны, существует большой спрос на доступ к высшему образованию, который обеспечивают новые частные колледжи. С другой стороны, многие из них сомнительного качества, работающие в основном для коммерческой прибыли владельцев колледжей. Они пользуются высоким спросом в предоставлении образования в таких областях, как менеджмент, информационные технологии, и связанные с ними технические области. Некоторые из них - медицинские колледжи. Многие только жалуются на существование этих заведений, но мало кто предпринимает решительные действия для борьбы с ними.
Хотя имеет место увеличение числа высших учебных заведений и числа студентов в течение последних двух десятилетий, неравенство в качестве образования между начальным и средним образованием выросли в течение этого периода. Одним из наиболее наблюдаемых эффектов этого изменения - соотношение между типом школ и приемом в профессиональные колледжи.
Эта тенденция проявляется в результатах приемных экзаменов, проводимых правительством, медико-инженерные колледжи. В штате Керала, прием в медицинские и инженерные колледжи осуществляется на основе вступительных экзаменов, проводимых ежегодно правительством. Однако выпускники аффилированных школ Центрального Комитета по среднему образованию и Совета по сертификации экзаменов индийских школ имеют больший шанс на получение высоких баллов в этом экзамене. Большинство из этих школ находятся в не дотационном/коммерческом секторе. Однако более чем 80 процентов учащихся старших классов штата получают образование в заведениях аффилированных Директоратом высшего среднего образования Правительства Кералы.
Большинство студентов с самыми высокими результатами вступительных экзаменов для профессиональных программ являются выходцами из среднего и верхнего слоев общества. Родители имеют финансовые возможности направлять этих студентов в центры подготовки для поступления. Это создало ситуацию, когда пути для поступления в высшие учебные заведения становятся дифференцированными в зависимости от благосостояния родителей. Наряду с этим, личный и родительский выбор стали важной особенностью высшего образования в штате Керала. Учащиеся и их родители в настоящее время вполне осознают неразрывную связь между выбором специальности обучения и карьерой. Появление нового среднего класса в обществе Кералы усилил это явление. Естественно, что этот период число студентов из штата Керала, способных оплачивать собственное обучение и выезжающих на учебу за рубеж, значительно увеличилось.
Путь вперед
Штат Керала постепенно повысил качество высшего образования, по индийским стандартам, для большей части своего населения. Штат реализовал несколько значимых реформ в последние годы, и высшее образование остается предметом озабоченности правительства и общественности в целом. Несколько политических инициатив могут быть полезными для дальнейшего улучшения системы.
Государственные вузы в большинстве своем схожи по качеству, направлению и финансированию. С некоторыми исключениями, обозначенными здесь, ни один из них не выделился как на государственном уровне, так и на международном уровне. Массовая система высшего образования нуждается в дифференциации с созданием институтов различного направления, формами финансирования и качества. Штат Керала нуждается хотя бы в одном университете «мирового класса», учреждения, которое бы привлекало лучших студентов штата, стало бы признанным среди ведущих университетов Индии и добилось бы признания за рубежом. Эту стратегию сложно претворить, пока Керала придерживается сильной традиции эгалитаризма, но эта необходимая политика, если государство стремится стать полноправным участником глобального общества знаний 21 века. Вполне возможно, что Университет Кералы будет объединяться с несколькими ведущими университетами, расположенными в столице, вероятно было бы логичным объединиться с Университетом науки и технологий Кочина. Но это не означает, что другие университеты можно не рассматривать. Некоторые будут фокусироваться на обучении, и работать на свои специфические регионы, тогда как другие, возможно, будут акцентировать свою деятельность на науке и технологиях, поддерживая исследовательскую миссию.
Как и во всех регионах Индии, большое число колледжей аффилированных с университетами должны контролироваться, в то же время они должны быть обеспечены определенной академической свободой, для реализации инновационных программ. Особая проблема касается растущего числа новых частных «не финансируемых» колледжей, большинство из которых работают на получение прибыли. Возможно, что эффективная аккредитационная система, контролируемая Советом по высшему образованию или другим правительственным органом, сможет обеспечить основным стандартом всех колледжей и снять определенную нагрузку с университетов.
Университеты Кералы имеют потенциал для продвижения вперед в эпоху образования. Они смогут обеспечить обучение необходимое новому поколению профессионалов, готовых работать в сфере информационных технологий и других отраслях знаний. У Кералы есть недостаток – это упущенное времени сначала реформ. Гигантские информационно-технологические сверхдержавы в Бангалоре уже далеко впереди, несмотря на то, что первый «технопарк» в Индии был создан в Тируванантапураме. Но у Кералы есть хорошообразованная рабочая сила, традиции трудолюбия и способность сотрудничать с людьми разного происхождения. Важным шагом могло бы стать быстрое улучшение качества технического образования. Информационно-технологические компании считают, что только одна пятая часть выпускников инженерных специальностей могут сразу приступать к работе, остальным же требуется дополнительное обучение. Если штат Керала сможет обеспечить уровень инженерного образования, выпускников колледжей-инженеров готовых приступить к работе без дополнительной дорогостоящей подготовки, он сразу же улучшит свои перспективы для привлечения высоких технологий в свой регион. Более того, эти выпускники также будут достаточно конкурентоспособными на международном рынке труда.
Будущее государственного высшего образования сложное, но практически выполнимое. Расширение системы высшего образования будет продолжаться, хотя давление может быть меньшим, по сравнению с другими штатами Индии из-за впечатляющего уровня доступа в вузы в Керале. Особое внимание следует уделить организации системы высшего образования. Некоторое дополнительное финансирование необходимо для преобразования, по крайней мере, одного университета в исследовательское учреждение, в тоже время, следует одновременно поддерживать дифференцированную систему высшего образования.
Назад в раздел