Предложенные реформы в Индии: недостаточно продуманные



Филип Г. Альтбах – стипендиат профессуры Монана и директор Центра международного высшего образования в Бостон Колледже. E-mail: altbach@bc.edu

Отсюда из Тируванантапурама, столицы штата Кералы в южной Индии, предложенные реформы высшего образования правительства выглядят несколько иначе, чем в роскошном Нью Дели. Штат Керала сейчас управляется умеренными коммунистами, которые правят здесь последние полвека, и является менее ориентированным на рынок и коммерциализированным, чем северные штаты. Штат имеет всеобщую грамотность, самую высокую в Индии, отсутствует видимая бедность, что разительно контрастирует с общим состоянием дел в Индии, а также имеет уровень доступа к высшему образованию около 18 процентов, что в два раза больше среднего показателя по стране. Основной экспортный ресурс Кералы – это люди, многие из которых высококвалифицированные, работающие по всему миру, но в основном в странах Персидского залива. Четверть государственных доходов штата состоит из денежных переводов работников, многие из которых хорошо образованные профессионалы.

Конференция, посвященная обсуждению политики реформ, в скором времени предстанет перед Парламентом, с высокой вероятностью одобрения, была неудивительно критичной по многим параметрам. Главной критики подверглись основные обязательства реформ по вовлечению индийского высшего образования в глобальную тенденцию коммерциализации высшего образования и непродуманное присоединение высшего образования Индии к глобальной экономике знаний. Сердцевина интернационализации реформ – законопроект об открытии системы высшего образования Индии для иностранных вузов. Были подвергнуты критике предложения за необдуманное принятие инициатив, которые еще предстоит рассмотреть: нереалистичные ожидания для иностранных учреждений по предоставлению значительного доступа в систему высшего образования Индии, а также новые идеи для умирающей, по общему мнению, академической системы страны. Некоторые видят данные предложения как форму "нового неоколониализма".

Хотя предложения зарубежных поставщиков получили уже значительный международный охват, они включают в себя лишь малую часть большого пакета изменений. Имела место широкая критика о "диктовке из Дели" и "регулировании Раджа", о слишком большой централизации системы высшего образования, которая традиционно предоставляет значительную автономию для штатов - как это предусмотрено в Конституции Индии. Предложение о создании мощной бессменной линии управления по целому ряду проблем высшего образования сталкиваются с критицизмом, равно как и законопроект о создании судов для рассмотрения проблем в системе.

Аккредитация давно была проблемой в Индии. Агентство, созданное несколько десятилетий назад, аккредитовало лишь небольшую часть университетов и колледжей Индии. Реформы предлагают создать новый механизм и демонтировать старый, но не поясняют, как именно новые механизмы будут работать. Предложения по реформе, признают, что индийская система высшего образования страдает от значительной коррупции и предлагает новые механизмы, чтобы предотвратить это явление. Будущее некоторых из существующих ключевых агентств, контролирующих высшее образование на национальном уровне, таких, как Комиссия по университетским грантам и Индийский совет по техническому образованию специальности, неопределенно.

В существующем законодательстве критике подвергается одна проблема за другой: неясные формулировки, незавершенные планы отдельных агентств, нереалистичные ожидания для предложенных комитетов и другие упущения. По этим наблюдениям, кажется, что законодательство нуждается, по меньшей мере, в значительной надстройке, если оно хочет достичь каких-либо успехов, даже на своих собственных условиях.

Дополнительные предложения, конкретно не связаны с законодательством, также представляются довольно нереалистичными. Министр развития человеческих ресурсов, Капил Сибал, который является локомотивом идей и предложений, учредил по крайней мере по одному центральному государственному университету в каждом из штатов Индии. Он предложил расширить число индийских технологических институтов и индийских институтов менеджмента - драгоценных камней в короне системы высшего образования Индии, и пообещал за короткий период времени открыть дюжину или более «исследовательских университетов мирового класса». Проблемы с учетом всех предложений разнородны – может быть, наиболее важным вопросом являются кадры, поскольку просто напросто не хватает ученых высокого класса, способных занять рабочие места в этих новых институтах. Действительно, существует серьезная кадровая проблема, с которой сталкиваются вузы, когда многие ученые достигают пенсионного возраста. Кроме того, количество дополнительного финансирования, выделяемых для этих инициатив, является совершенно недостаточным.

Рассматривая страну с самого юга, недостатки в грандиозных планах Индии просматриваются довольно ясно. Может быть, элита власти в Дели считает, что изменения могут произойти легко, с несколько незрелыми планами. Может быть, они просто хотят вытащить систему высшего образования страны из летаргии. Текущие планы, как и многие злополучные предложения по реформе в прошлом, делают очень мало для изменения 20.000 колледжей Индии, в настоящее время погруженных в бюрократию и устаревшие методы обучения, и немного для реформирования 400-плюс университетов страны. Без борьбы с существующими университетами, реформа в любом случае будет незавершенной. Все это довольно сложно, возможно даже "миссия невыполнима".



Назад в раздел