Спад колумбийского частного высшего образования



Лина Урибе – научный сотрудник, проводящая докторскую исследовательскую работу по программе изучения частного высшего образования в университете Элбани, государственном университете Нью-Йорка и одновременно являющаяся ректором институционального университета Комфакока в Колумбии. E-mail: lu625667@albany.edu

Колумбия пережила удивительный феномен в сфере высшего образования. В то время как других странах повысился доступ к высшему образованию для значительно большего числа лиц (36% в 2009 году по сравнению с 19% в 2000), в системе высшего образования был зарегистрирован пропорциональный спад контингента студентов частного сектора. Такое падение было особенно неожиданным, т.к. исторически рост системы высшего образования Колумбии был результатом частных инициатив. На самом деле, на протяжении многих десятилетий в Латинской Америке Колумбия уступала лишь Бразилии по доле частного образования от общего контингента студентов.

Частное образование Колумбии достигло своего пика в 68 процентов в 1996 году, однако в 2007 году было зафиксировано снижение до 45 процентов, и вернулась к своему уровню 1970-х годов. Надо отметить, что пропорциональный спад частного образования Колумбии не предполагает абсолютного снижения, и нужно учитывать тот факт, что число студентов в частном секторе даже немного увеличилось после 1997 года (8700 новых студентов в среднем за год относительно общего числа 45000 новых студентов, ежегодно поступающих в частные вузы в период между 1995 и 1997 гг.).

Рост государственного сектора

Одним из факторов снижения доли частного образования возможно связано с повышением оплаты в частых вузах, которая снизила в свою очередь доступность и уменьшило разницу в оплате между государственными и частными учреждениями. Однако, гораздо более важным фактом, в объяснении причин спада частного образования является значительный рост государственного образования. Поступление в частные учреждения увеличилось лишь на 18 процентов, в то время как государственные высшие учебные заведения повысилось до 196 процентов в период между 1997 и 2007 годами. Система высшего образования достигла приема в вузы почти 590 тысяч новых студентов в данный период, из которых 84 процентов были в государственном секторе.

Рост доли государственного высшего образования связан с действиями правительства, проводившего ряда различных стратегий и программ, с основной целью по увеличению контингента студентов в государственном секторе. Государственная экспансия была успешной. Однако вопреки усилиям государства по стимулированию спроса на частные неуниверситетские программы, путем предоставления финансовой помощи, аналогичного импульса не произошло (всего лишь около 7000 новых студентов поступили в неуниверситетские частные колледжи в период между 2002 и 2005 годами).

Тенденции

Спад частного сектора в Колумбии, шло противоположно общему расширению частного образования в Латинской Америке, которое постепенно выросло до 49 процентов. Более того, снижение, произошедшее в Колумбии станет уникальным в своем роде и в последующие годы (1990-2000-е) среди стран Латинской Америки, где доля частного сектора возросла (Чили, Коста-Рики, Гватемалы, Мексика, Перу и Никарагуа), либо оставалась стабильной (Аргентина, Боливия, и Парагвай).

С другой стороны, несмотря на то, что спад числа студентов в частном секторе, который продолжался целое десятилетие, в 2008 году рост численности студентов сместился в пользу частных вузов, в отличие от государственных (8,3% и 4,3% соответственно). Этот факт подтверждает опыт глобальных исследований, в которых спад рассматривается как явление существующее в определенные периоды времени.

Колумбийский пример также является подтверждением такого явления, обнаруженного в глобальной литературе по частному высшему образованию как спад контингента студентов в частном секторе на фоне роста приема в частные вузы. Более специфический фактор – спад частного сектора является результатом модернизации государственного высшего образования, как показано в статье о Таиланде в этом издании. С другой стороны, спад частного образования Колумбии не подходит для случаев (например, Японии), где снижение доли частного высшего образования объясняется демографическими причинами. Хотя население Колумбии в возрасте от 17 до 21 года выросло только лишь на 9 процентов, прием в вузы увеличился до 44 процентов в период между 2002 и 2008 годами.



Назад в раздел