Исследование международного процесса спада частного образования



Даниель Леви – выдающийся профессор университета Албани, Университета Нью-Йорк (State University of New York) и директор Программы исследования частного высшего образования. E-mail: dlevy@uamail.albany.edu

Тема роста частного высшего образования является доминирующей. Экспансия частного высшего образования продолжается почти непрерывно, но, несмотря на очевидный рост, факт текущего спада этого процесса также очевиден. Истории известны даже факты отмены частного высшего образования. Некоторый спад, замедление роста частного высшего образования происходит несмотря на рост его абсолютных показателей. Данная тенденция характерна для последних нескольких десятилетий. Причины такого торможения можно подразделить на 2 категории: (1) социальные и (2) политические или связанные с изменением политики общества.

Социальные факторы

Спад частного высшего образования в значительной степени обусловлен утратой социальной базы его прежнего роста. Ослабление католицизма в Америке бросается в глаза. Характерная католическая направленность значительно уменьшается, и её черты все меньше преобладают даже в ВУЗах, которые официально сохраняют свой католический статус. Все меньше семей выбирают частное высшее образование по религиозным причинам. Аналогично этому, молодые женщины, по мере роста открытости образования, также меньше выбирает частное высшее образование.

Демографические изменения также влияют на спад частного высшего образования, которые могут если не полностью остановить рост высшего образования, то существенно его затормозить. Разумеется, данный фактор действует только в развитых странах, хотя иногда и развивающиеся страны сталкиваются с данными проблемами (см. статью о Таиланде в этом выпуске журнала). Демографический фактор не повлиял серьезно на страны Западной Европы, так как там частное высшее образование представляет незначительную долю высшего образования. Тем не менее, в Португалии, где рекордный по европейским меркам процент заведений частного высшего образования, его доля также упала с 36 до 25 %. Некоторые программы не набирают студентов, а несколько частных ВУЗов закрылись или подверглись «укрупнению» в результате слияний друг с другом. С 1996 по 2006 гг. доля частного образования в Грузии упала с 34 до 22 %. Частное высшее образование России в ближайшие годы также сократится в силу демографического кризиса.

Япония, как и Корея, уже представляют последствия резкого демографического спада. В Японии, кроме падения абсолютных показателей роста частного высшего образования, сокращается также и набор в государственные ВУЗы. Внутри самой структуры частного высшего образования Японии более всего страдают низкокачественные ВУЗы неуниверситетского типа, хотя и они показывают пример отчаянной борьбы за выживание (попытки привлекать нетрадиционные слои населения в качестве студенческой массы). В целом, очевидно ЧВО Японии вскоре испытает кризис, что проявится в закрытии многих заведений и в их вынужденных слияниях.

Политика и влияния общественного сектора

Политика правительства может сильно воздействовать влиять на частное высшее образование. Большинство правительств способствуют росту частного высшего образования, однако имеются и такие, которые его подрывают, среди которых следующие.

Враждебность правительства. В форме крайней меры, правительства запрещают частное высшее образование. В большинстве стран мира частное высшее образование было запрещено, не успев развиться. Наиболее значительные примеры – коммунизм в Восточной Европе и Китае. Другие «левоцентристские» правительства (Пакистан и Турция) также отменяли частное высшее образование, но эти запреты долго не продержались. Демократические правительства левого толка часто стимулируют общественный сектор высшего образования. Демократизация в Аргентине в 1983 г. моментально открыла бесплатный доступ в национальные университеты и доля частного высшего образования практически сразу упала с 22 % в 1983 г. до 13% в 1985 г. В наше время многие правительства пришли к власти благодаря своей приверженности к антиприватизации.

Регулирование

В других ситуациях, даже без изменения правительственных административных мер, сама государственная политика может способствовать упадку частного высшего образования. Это достигается посредством усиления регулирующих процедур для частного высшего образования. Это действует как отсроченное воздействие, которое особенно болезненно влияет на частное высшее образование после периода невмешательства правительства в частный сектор. Пример тому – Восточная Европа, Африка и Латинская Америка. Возникают стандарты лицензирования, которые могут становиться более и более жесткими, вводится обязательная аккредитация и дополнительные ограничивающие законные акты. Подобные меры регулирования часто ставят государственный сектор высшего образования в более выгодные условия (автономность государственных университетов выше, они обладают собственным неоспоримым статусом и политическим влиянием). Это происходило в Таиланде, Японии, Аргентине и Бразилии. Нормы регулирования (аккредитации), введенные в сфере частного высшего образования этих стран, на самом деле больше бы подошли для совершенствования работы именно государственного сектора. Зачастую государственные университеты лоббируют введение новых ограничений на деятельность частного сектора. Так, например, правительственные ограничения стоимости обучения могут быть особенно обременительными с учетом малого размера институтов частного высшего образования.

Экспансия государственного высшего образования

Как уже отмечалось, исторически периоды резкого роста государственного образования совпадают с сокращением доли частного высшего образования. Так, к примеру, случилось в период грандиозного послевоенного роста количества американских двухгодичных муниципальных колледжей. Подтверждается это фактами Таиланда и Колумбии (см. статьи в этом же выпуске журнала). Растет набор в существующие государственные ВУЗы, создаются новые ВУЗы, действующим ВУЗам присваивается более высокий образовательный статус.

Приватизация частного сектора

Государственное высшее образование, как и любые другие государственные институты, может подвергаться частичной приватизации. Налицо удивительный парадокс: государственные институты защищают себя от частных методом само приватизации. Разумеется, эта само приватизация только частичная, государственные университеты практически никогда не становятся частными. Полная приватизация невыгодна государственному университету в силу понятных причин. Методы частичной приватизации таковы: платный менеджмент определенных учебных программ, учет рыночного спроса, развитие контрактных способов оплаты образовательных услуг и т.д. Учитывая сохраняющиеся государственные преимущества (низкая цена обучения или ее полное отсутствие, в сочетании с традиционно высоким статусом), государственный сектор наносит серьезный конкурентный удар частному образованию.

Пожалуй, наиболее опасное «изобретение» государственного сектора – это открытие так называемых «вторых модулей». Теперь, в рамках этих модулей, стоимость обучения ориентируется на рыночные ставки, и такие программы привлекают дополнительное количество студентов, которые раньше поступили бы в частные университеты. Так произошло в Кении, где доля частного образования упала с 20 до 10%. В Грузии доля самофинансирующихся студентов внутри государственных университетов выросла к 2002 г. до 43%, соответственно, сократилась доля частного высшего образования. Некоторые государственные университеты Азии теперь так же ввели программы «второго модуля».

Заключение

Многие виды частного высшего образования находятся в упадке. По разным причинам. И, тем не менее, несмотря ни на что, частное высшее образование испытывает значительный рост. Снижение показателей роста частного высшего образования происходит только в относительных показателях (в сравнении с общественным сектором), но не абсолютно. Даже снижение относительной доли частного высшего образования отмечено только в нескольких странах. Наиболее уязвимой частью частного высшего образования являются низкосортные ВУЗы, которые поглощают долю потенциальных студентов, не поступивших ни в государственные, ни в частные университеты. Кроме того, даже такие ВУЗы не являются пассивными жертвами спада. Многие заведения частного высшего образования находят новые формы работы на образовательном рынке, включая и международное образование, и обучение ранее нетрадиционных слоев населения и новые модули обучения.

Если сравнивать частное высшее образование и государственный сектор, то рост государственного сектора происходит косвенно и прямо за счет частного сектора. Но абсолютный рост частного высшего образования, тем не менее, очевиден. Тенденции относительного снижения частного высшего образования требуют тщательного изучения его истории, современных тенденций и научного прогноза. Явление это не однородное и неоднозначное. Традиционный ответ на вопрос о том, какой выбор между частным и государственным делает общество, сейчас чаще всего звучит так: преимущество отдается частному. Однако, такой ответ не является непреложным, неумолимым и однозначным во всех отношениях, это не есть некий универсальный стандарт или идеологическая норма.



Назад в раздел