УКРЕПЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛАОСЕ



Джейн Найт – адъюнкт-профессор в Институте исследований в области образования (Онтарио), Университет Торонто, Канада. E-mail: jane.knight@utoronto.ca.

Интернационализация играет важную роль в наращивании потенциала университета, особенно в развивающихся странах. В современном мире высшего образования – с его духом соперничества и состязательности, заботами об имидже и бренде и выходящей на первый план коммерциализацией – международному сотрудничеству в области развития часто отводится далеко не первое место. Выстраиванию престижных связей с элитными партнерами уделяется больше внимания и поддержки, чем работе с вузами развивающихся стран.

Пора еще раз подчеркнуть важность интернационализации высшего образования как процесса совместной работы с недавно созданными высшими учебными заведениями в развивающихся странах. Такие инициативы приносят иные, однако взаимные выгоды вузам-партнерам и являются свидетельством социальной ответственности и проявлением товарищеской поддержки и солидарности со стороны более зрелых и располагающих большим опытом университетов.

Система высшего образования в Лаосе

Лаосская Народно-Демократическая Республика представляет собой отличный пример исследования, где реформы высшего образования имеет решающее значение для национального развития и, в свою очередь, международное академическое сотрудничество имеет принципиальное значение для формирования и совершенствования своей системы высшего образования.

В Лаосе, общая численность населения которого в 2012 году достигла 6,6 млн чел., государственный сектор высшего образования появился всего 20 лет назад и представлен пятью университетами. Национальный университет Лаоса, расположенный в столице – Вьентьяне, является ведущим университетом, который был основан в 1996 году. Три региональных университета появились в последнее десятилетие: в Чампасака (2002), Суфанувонге (2001) и в Саваннакхете (2009). Это вузы меньшего размера, отвечающие потребностям населения регионов и местных экономик. Медицинский университет, основанный в 2007 году, направлен на подготовку медицинских работников и находится во Вьентьяне.

Азиатский банк развития поддерживает Проект развития высшего образования Лаоса с 2009 года. Одним из ключевых компонентов является повышение профессиональной квалификации сотрудников университета с точки зрения преподавания, научных исследований и выполнения административных обязанностей. Это особенно актуально для региональных университетов. В качестве примера можно привести университет Суфанувонга, расположенный на севере страны, в котором обучается 3 700 студентов – главным образом по программе бакалавриата. Он насчитывает 6 факультетов, 19 кафедр и 320 сотрудников, из которых трое являются кандидатами наук (PhD), около 60 человек имеют степень магистра, а остальные – степень бакалавра. Неудивительно, что профессиональное развитие, особенно повышение квалификации (получение следующей степени) является здесь приоритетной задачей и дополняет другие аспекты развития, такие как обеспечение учебной литературой, развитие информационных технологий, инфраструктуры, создание аспирантуры, укрепление научно-исследовательского потенциала, обеспечение качества и др.

Стипендии для повышающих квалификацию сотрудников университета

В Лаосе повышение квалификации для большинства университетских преподавателей и научных работников предполагает сотрудничество с зарубежными университетами, в первую очередь путем предоставления стипендий. Лаос не имеет возможности вести подготовку достаточного количества кандидатов наук, поскольку он не имеет магистратуры/аспирантуры по всем дисциплинарным областям и достаточного числа помещений.

Департамент высшего образования поставил амбициозную цель для развития персонала, требуя, чтобы 10% преподавателей имели степень кандидата наук, 60% достигли уровня магистра и 30% – уровня бакалавра. Грандиозность этой задачи видна на примере регионального вуза, такого как Суфанувонг: сегодня здесь 83% преподавателей имеют степень бакалавра, 16% – степень магистра и 1% преподавателей являются кандидатами наук.

Достижение поставленной цели зависит, во-первых, от международного сотрудничества с вузами, которые могут обеспечить последипломное обучение / подготовку магистров (graduate training) и, во-вторых, от зарубежных правительств и организаций, осуществляющих многоцелевое кредитование, которые могут предоставить финансовую поддержку. Стипендии для обучения в зарубежных университетах являются наиболее предпочтительным способом поддержки.

Одним из вариантов является предложение зарубежными университетами Лаосу постдипломных (магистерских) программ, но для этого необходимо достаточное количество студентов. В то время как в отношении некоторых предметов это возможно – например, в отношении управления бизнесом или подготовки преподавателей – в том, что касается более специализированных программ (естественные и гуманитарные науки, техника) это практически не осуществимо.

Поэтому для того, чтобы учиться в магистратуре/аспирантуре, преподавателям придется выезжать за пределы страны. Но при этом возникает ряд проблем: во-первых, учеба за границей предполагает знание языков, а во-вторых, отъезд преподавателей на учебу влияет на учебную нагрузку в родном университете. Все иностранные стипендии требуют дополнительных языковых навыков, кроме разве что соседнего Таиланда; но даже там многие из новых международных программ на степень магистра или кандидата наук обычно предлагаются на английском языке. Таким образом, одним из основных требований для дальнейшего образования является знание иностранного языка. На сегодняшний день это японский, вьетнамский, корейский, китайский, французский или английский язык – имея в виду те страны, которые могут предложить стипендию. Но освоение этих языков на хорошем уровне для сотрудников регионального университета является большой проблемой. Выделение средств на обучение языкам часто возможно лишь как часть целевой денежной дотации на обучение.

Возможности профессионального развития в краткосрочной перспективе

Неудивительно, что стипендии рассматриваются как наиболее реальный способ для преподавательского состава повысить свою квалификацию, усовершенствовать навыки преподавания и исследовательской деятельности, повышая тем самым качество высшего образования в Лаосе в целом. Но стипендии – это еще не всё, что нужно для профессионального развития. Равно полезны короткие узконаправленные учебные курсы на местах – в региональных центрах или в учебных заведениях расположенных поблизости. В Лаосе от университетского сотрудника ожидается, что он может заниматься преподаванием, вести исследовательскую работу и выполнять административные обязанности. Старшие администраторы – такие как ректоры, проректоры, главы финансового, планового, кадрового отделов – обычно также занимаются преподаванием. То же самое происходит на уровне подразделений: многие преподаватели выполняют также административные обязанности. Конечной целью является профессионализация административного персонала вузов и колледжей, с тем чтобы преподаватели могли уделять больше времени собственно преподаванию и научно-исследовательской деятельности; но это возможно только в отдаленной перспективе. В то же время необходимы краткосрочные возможности профессионального развития, ориентированные на освоение методов преподавания и обучения, разработку учебных программ и научных проектов, научный анализ, контроль качества, управление финансами, личностное развитие и информационные технологии.

Лаос является одной из стран (как и расположенная по соседству Мьянма), которые нуждаются в сотрудничестве с зарубежными университетами для развития своего потенциала, особенно обучения и развития персонала. Международные партнерства должны приносить взаимные и многочисленные выгоды, и отделы международного сотрудничества университетов нацелены на разработку стратегий, обеспечивающих выгоды для всех партнеров.

Международное сотрудничество никогда не было более важным стратегическим приоритетом для университетов. Можем ли мы себе позволить, чтобы сегодняшняя повальная увлеченность коммерциализацией, конкурентоспособностью, рейтингами поставила под угрозу международное сотрудничество в целях укрепления потенциала развивающихся стран, формирования новых высших учебных заведений и систем образования? На этот вопрос может быть только один ответ: нет! Но для этого потребуется пересмотреть ценности, которые лежат в основе стремления к интернационализации.



Назад в раздел