СОЗДАНИЕ УНИВЕРСИТЕТА КИТАЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК



Цян Чжа - ассоциативный профессор факультета образования, Йоркский университет, Торонто, Канада. E-mail: qzha@edu.yorku.ca

Гуангли Чжоу – профессор в Школе образования Народного университета, Пекин, Китай. E-mail: guanglizhou@ruc.edu.cn

Следуя советской модели, в ноябре 1949 года была создана Китайская академия наук (CAS) – бренд китайской науки. Китайская академия наук, совместно с Китайской академией технических наук и Китайской академией социальных наук (обе выросли из бывших подразделений CAS), представляет собой высший уровень научных исследований Китая, которая сформировала самостоятельную систему исследований, не связанную с вузовским сектором, оснащенную лучшими исследовательскими ресурсами. Учреждение в июле 2012 года Университета Китайской академии наук (UCAS) на базе бывшей Высшей школы Китайской академии наук (GSCAS) следует рассматривать как значимое событие в системе научно-технических исследований и разработок Китая и вузовском секторе. По сути, UCAS родился «с серебряной ложкой во рту» (так говорят о человеке, имеющем богатых родителей или родственников – прим. перев.). У него общий с CAS президент, и его направления работы и конфигурация школ / колледжей хорошо увязаны с шестью академическими подразделениями «родительской» системы.

Среди его 10 599 преподавателей – 282 члена Китайской академии наук - CAS (по всей стране их в общей сложности 694), 5535 человек осуществляют научное руководство докторантами / аспирантами. Эти цифры намного превышают показатели университета Цинхуа (который насчитывает 41 члена CAS, 1 832 руководителя докторантов и 9 357 докторантов), а также Пекинского университета (в настоящее время в нем 63 члена Китайской академии наук - CAS, около 1 700 научных руководителей докторантов и приблизительно 7000 докторантов) – двух наиболее престижных вузов современного Китая. Хотя Университет Китайской академии наук (UCAS) не откроет свои двери для студентов до осени 2013 года, он унаследовал от Высшей школы Китайской академии наук (GSCAS) около 40 000 лиц, проходящих последипломное обучение (graduate students), среди которых почти половина являются докторантами. Только в 2011 году университетом Университет Китайской академии наук (UCAS) – тогда еще под именем GSCAS – присвоено 4 832 докторские степени. Эта цифра сама по себе ставит Университет Китайской академии наук (UCAS) на высшую ступень по классификации Карнеги и позволяет ему обогнать даже самые продуктивные американские университеты с точки зрения производства докторантов. С учреждением Университета Китайской академии наук (UCAS) Китай, похоже, в одночасье станет обладателем университета мирового класса. В связи с этим возникает естественный вопрос: зачем Китайская академия наук (CAS) сделала этот шаг, который, как представляется, превращает ее в университет / учебное заведение? Кроме того, является ли создание Университет Китайской академии наук (UCAS) самостоятельным событием или только прелюдией к чему-то более значительному?

Поддержка научных исследований в китайских университетах

Уже давно шли дискуссии и дебаты по поводу реформирования системы научных исследований Китая, в частности Китайской академии наук (CAS). С момента своего основания CAS были поручены «определение направлений научных исследований» и «разработка стратегий будущего научно-технического развития страны»; в то же время она занималась осуществлением научно-исследовательских проектов. Как таковая, она играла роль высшего консультативного органа страны по научным исследованиям и технологическим разработкам, а также являлась флагманом исследований в области науки и технологий. Однако с тех пор как Китай начал в середине 1990-х годов форсировать университетские исследования через создание ряда элитных университетов (см.проекты 211 и 985), возникло желание оптимизировать систему научных исследований и технологических разработок страны, используя университеты в качестве базы для проведения фундаментальных исследований.

В статье 2009 года бывший президент Пекинского университета Сюй Чжихун, который сам является членом Китайской академии наук (CAS), утверждает, что государство должно признать доминирующий статус исследовательских университетов, ссылаясь на такое преимущество университетов над научно-исследовательскими институтами, как концентрация научных работников, интеграция образования и научных исследований, широта охвата программ и предметов исследования, а также университетский/коллегиальный дух. Он утверждает, что эти преимущества имеют решающее значение не только для фундаментальных, но и для прикладных исследований, которые в настоящее время все больше требуют междисциплинарного подхода. Он сравнивает ключевые показатели эффективности исследований и результаты десяти университетов, участвовавших в проекте 985, с результатами CAS в 2004–2008 годах и утверждает, что по результативности совместные исследования университетов превосходят показатели Китайской академии наук (CAS). Примечательно, что Китай в настоящее время имеет 1 129 университетов, включая 112 наукоемких, которые участвуют в проектах 985 и 211. В 2007 году университеты произвели 84,6% от всех научных статей Китая, опубликованных в международных источниках.

Некоторые другие университеты в еще более критическом тоне высказываются о забюрократизированности Китайской академии наук (CAS) и ее менее эффективном стиле работы, предлагая обновить ее в соответствии с моделью французского Национального центра научных исследований или американской Национальной академии наук, оставив за ней консультативную роль в вопросах научно-технической политики, а также почетную роль «символа интеллекта общества», в то время как большинство подчиненных ей научно-исследовательских институтов должны быть переданы университетам. CAS рассматривается как наследие плановой экономики, а ее роль как высшего консультативного органа по вопросам научно-технической политики и одновременно центрального исполнителя ключевых исследовательских проектов делает ее статус противоречивым и все чаще вызывает недоумение. Кроме того, в условиях планового режима трудно ожидать «прорывных решений» – и особенно это касается фундаментальных исследований. Примечательно, что такие доводы часто озвучиваются в социально-экономических условиях, когда модели высшего образования уже отошли от советской модели и движутся в направлении к американской.

В Национальном плане среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники (2006-2020) университеты признаются «ключевыми игроками в области фундаментальных исследований и оригинальных технологических инноваций», а создание университетов высокого качества, в частности, исследовательских университетов мирового класса, рассматривается как «предпосылка для широкого распространения научно-технических инноваций и создания национальной системы инноваций». В порядке развития этой инициативы китайское правительство запустило в начале 2012 года проект 2011, который всячески поддерживает расширение исследовательского и инновационного потенциала университетов через организацию совместной работы с исследовательскими институтами и производством.

Совсем недавно в документе «Комментарии по поводу углубления реформы научно-технологической системы и ускоренного создания национальной инновационной системы» (опубликован в сентябре 2012) провозглашена политика превращения промышленности/производства в основного инвестора научных исследований и НИОКР (R&D) (основного субъекта разработки, приобретения и внедрения инновационных технологий и процессов) и основу для технологических инноваций (как это делают в компаниях Boeing, Lockheed Martin, Microsoft или Pfizer в Соединенных Штатах), с одновременной поддержкой исследовательских университетов мирового класса в целях оптимизации своей научно-технологической системы. Действительно, в 2011 году на долю промышленности Китая пришлось 74% от общих затрат страны на R&D (научные исследования и опытно-конструкторские разработки). На этом фоне создание Университета Китайской академии наук (UCAS) подтверждает продолжающееся смещение фокуса китайских научных исследований в университетский сектор.

Что дальше?

Вслед за Университета Китайской академии наук (UCAS) в январе 2013 года появился бренд нового Шанхайского технического университета – который также находится под патронажем CAS (а также Шанхайского муниципального правительства). Учебные дисциплины, предлагаемые программами этого университета, соответствуют академическим сферам научно-исследовательских институтов Шанхайского отделения CAS. Кроме того, у них общий административный руководитель. Не исключена возможность появления в будущем и других университетов этого типа

(возможны также «spin off–версии»: расширение бренда, выделение подразделений, передача технологий и т.д.). Таким образом, можно сделать предварительное заключение: если роль Китайской академии наук (CAS) как исследовательской организации, занимающейся выполнением проектов, в ближайшее время будет исчерпана, и ее подчиненные исследовательские институты станут университетами, китайские университеты осуществят «большой скачок» с точки зрения их исследовательского потенциала и условий. В конце концов, CАS ежегодно тратит на научные исследования $ 3,6 млрд., имеет более 100 ключевых национальных лабораторий и 45 400 исследователей (все данные по состоянию на 2010 год). Если же CAS сохранит свой статус (на короткое время или на более длительный срок), Китай вскоре увидит расширенный список своих выдающихся исследовательских университетов, а многие не вошедшие в этот список китайские университеты выиграют от всё более тесного сотрудничества с научно-исследовательскими университетами CAS, которые усилятся с помощью новых инициатив китайской политики и двузначных цифр финансирования сектора научных исследований и НИОКР (R&D).



Назад в раздел