ПРОБЛЕМЫ ТРАНСГРАНИЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА



Кевин Кинсер - ассоциативный профессор и заведующий кафедрой управления образованием и политических исследований Университета штата Нью-Йорк, г.Олбани. E-mail: kkinser@albany.edu

Джейсон Е. Лэйн - заместитель проректора по последипломному образованию и науке в Университете штата Нью-Йорк. jason.lane@suny.edu.

Они являются со-руководителями Исследовательской группы по трансграничному образованию.

Журнал «Международное высшее образование» в каждом номере посвящает одну статью вкладу Исследовательской группы по трансграничному образованию (C-BERT) со штаб-квартирой в Университете штата Нью-Йорк в г.Олбани. Более подробную информацию о C-Bert можно найти на сайте: www.globalhighered.org.

Также ищите нас на Твиттере на: @CrossBorderHE.

В связи с быстрым распространением филиалов кампусов и других форм зарубежных представительств, связанных с образованием, как в развитых, так и в развивающихся странах, агентства по обеспечению качества всё чаще имеют дело с нелегким процессом оценки трансграничного высшего образования. Мы утверждаем, что эта проблема не сводится к тому, чтобы просто помочь людям ориентироваться в качестве обучения за рубежом – в частности, потому, что не существует никакого глобального, общего для всех определения качества. В последнее время эта проблема лишь обостряется, поскольку вузы и программы все чаще становятся трансграничными.

Две страны – два взгляда на качество

Несмотря на продолжающиеся дискуссии о создании мультинациональных режимов обеспечения качества, внешний контроль качества остается организованным в национальных рамках. Когда учебное заведение создает зарубежное представительство, оно обязано соблюдать законы страны пребывания / принимающей стороны (как правило, в дополнение к законам своей родины). В большинстве случаев, которые нам известны (Дубай и Гонконг являются двумя исключениями), принимающая страна либо изменяет принятое в ней обеспечение качества, для того, чтобы соответствовать единым характеристикам трансграничного высшего образования, либо заставляет кампус внести изменения в его деятельность, так, чтобы она удовлетворяла принятым (здесь) критериям обеспечения качества. Всё дело в том, что и принимающая страна и страна, открывающая представительство – обе они имеют свои собственные условия и нормы. В результате возникает ряд характерных помех и иногда противоположных линий действия вузов, желающих распространяться территориально вширь, а также материально-технических проблем для тех, кто отвечает за поддержание стандартов качества «у себя дома». Без действительно транснационального режима обеспечения качества национальные политики (линии действия) останутся источником конфликтов. Призывы к более строгим стандартам бессильны найти выход из этого затруднительного положения.

Естественные различия в качестве

Как отмечалось выше, качество печально известно тем, что определить его очень трудно. Но даже если предположить, что устраивающее всех общее определение качества найдено, обнаружатся вполне естественные различия между вузами. Не все вузы имеют ресурсы Лиги Плюща*, и важное место занимают программы, обеспечивающие подготовку, которая расходится с научно-обоснованными стандартами многих вузов мирового уровня. При новых моделях образования, возникающих в частном секторе, новаторские попытки обеспечить высокое качество обучения могут принципиально отличаться от традиционной университетской формы. Немного есть таких стандартов (если вообще таковые есть), по которым можно оценивать все вузы, и мало существует согласия в вопросе о том, как должно измеряться качество даже со стороны, общей всем формам высшего образования – такой, как обучение. Учитывая разнообразие моделей и функций трансграничного высшего образования, установить единые параметры для всех зарубежных представительств кажется весьма сложным делом.

Рыночные силы

Трансграничное высшее образование часто предназначено для удовлетворения рыночного спроса в принимающей стране: либо спроса со стороны студентов, ищущих определенные программы обучения, либо со стороны правительственных чиновников, стремящихся к наращиванию потенциала. И это обоснованно, поскольку бОльшая часть такой трансграничной деятельности, как ожидается, будет самоокупаемой или поможет достижению целей государства, предоставляющего субсидии. Однако, как видно по распространенности разного рода лжеуниверситетов и других мошенников, торгующих дипломами, спрос часто имеет мало отношения к качеству. Приватизация дополнительно поощряет рыночные силы действовать в сфере образования, вкладывая деньги в увеличение численности студенческого контингента: они быстро вернутся через плату за обучение и оплату различных услуг. Однако несмотря на рыночный спрос, агентства по обеспечению качества направлены на поддержку общественного блага путем обеспечения законных, надежных и устойчивых институтов высшего образования. Чтобы одержать победу в конфликте между рынком и общественным благом, необходимо опираться на жесткое законодательное регулирование. В большинстве стран агентства по обеспечению качества являются достаточно новыми и слабыми структурами, и давление рынка часто заставляет их вести ожесточенную борьбу за выживание и эффективность.

Внутренние процессы в «домашнем» кампусе

Контроль качества поддерживается не только за счет внешнего надзора; необходимы также внутренние процессы. Процедуры, которые работают хорошо на территории кампуса, могут не иметь такого успеха, будучи примененными в других условиях в другой стране. Образовательные традиции изменяются в зависимости от подготовки студентов (способны ли они усвоить тот или иной материал), а принципы академической свободы и самоуправления имеют противоречивые толкования. И все-таки превалирует веерная модель (hub-and-spoke model), когда представления о качестве, полученные у себя дома, применяются за рубежом. Проблема трансграничного обеспечения качества, таким образом, заключается в том, чтобы придерживаться за рубежом столь же жестких процедур, как и у себя дома, учитывая, однако, соответствующим образом местные отличия. К сожалению, инфраструктура, позволяющая это делать, как правило, отсутствует в маленьких и узконаправленных зарубежных подразделениях. Но внутренний контроль продолжает действовать и на значительном удалении от дома.

Доверие

Экс-президент США Рональд Рейган часто использовал выражение «доверяй, но проверяй», определяя свою позицию в отношении международных договоров. Это выражение имеет прямое отношение и к международному обеспечению качества. Большинство процессов обеспечения качества предполагают, что оцениваемому вузу можно доверять, что он честно раскрывает подробности своей деятельности, и что рецензенты будут действовать добросовестно в оценке деятельности учреждения, которое может даже быть прямым конкурентом их собственных вузов. Если же доверие, создающее моральную атмосферу, отсутствует, достоверность всего процесса проверки оказывается под вопросом. При этом недоверие к оценкам других организаций предполагается в большинстве процедур обеспечения качества, мешая делать транснациональную систему успешной. Впрочем, избыточное доверие также может выливаться в проблему. Если и «домашний» кампус, и принимающая его страна подразумевают, что основную ответственность несет другой (которому вполне доверяют), или просто полагаются на внутренние институциональные процессы в деле поддержания качества, то некому следить, куда же в самом деле плывет корабль. Без доверия к честности игроков в сфере международного высшего образования и взаимной необходимости в трансграничной деятельности международное обеспечение качества останется миром, живущим по принципу «качество – на риск покупателя».

Заключение

Низкокачественные учебные заведения встречаются на рынке трансграничного высшего образования, как и на рынках образования всех стран, будь то в государственном или частном секторе. Однако если ограничить размышления об обеспечении качества в трансграничном высшем образовании тем, как оградить студентов от хищных теневых операторов, более важные вопросы, которые делают обеспечение качества в трансграничном контексте проблематичным, останутся в тени. Обеспечение качества остается в большой мере национальным феноменом, однако, трансграничные учебные заведения и программы должны иметь дело по меньшей мере с двумя странами и, таким образом, с двумя режимами обеспечения качества. Это выдвигает на первый план хорошо известную проблему отсутствия глобального определения качества, а также ставит вопрос о том, как влияют на качество зарубежных представительств в сфере образования рыночные силы, естественные различия качества и представления о доверии.

* Примеч. переводчика Ассоциация восьми частных американских университетов, расположенных в семи штатах на северо-востоке США.



Назад в раздел