СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА В АФРИКЕ: РЕАЛЬНОСТЬ И УСТРЕМЛЕНИЯ



Джума Шабани – директор отделения ЮНЕСКО в Бамако (Мали). E-mail: j.shabani@unesco.org

С середины 2000 года в Африке был предпринят ряд инициатив по разработке общей структуры сопоставимых и совместимых квалификаций в целях содействия академической мобильности. Качество и обеспечение качества играют решающую роль в этих инициативах. В данной статье выделяются и анализируются различные системы обеспечения качества высшего образования и вкратце обсуждаются препятствия, стоящие на пути гарантий качества, а также стремлений и чаяний африканских стран, выявленных в недавнем выполненном по заказу исследовании.

Существует общее мнение, что за последние два десятилетия качество высшего образования в ряде африканских стран снизилось, главным образом из-за быстрого роста числа студентов, низкого уровня библиотек и лабораторий, неадекватной педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава и ограниченных возможностей механизмов обеспечения качества. Были созданы несколько агентств по обеспечению качества для повышения качества высшего образования на национальном, субрегиональном уровнях и на уровне континента.

Национальный уровень

Первое национальное агентство по обеспечению качества было создано в 1962 году в Нигерии. К 2012 году такие агентства работали уже в 21-ой африканской стране, а более десятка других стран достаточно далеко продвинулись в этом направлении. Франкоязычная Африка отстает от других регионов, и только пять стран Африки к югу от Сахары имеют свои агентства по обеспечению качества.

Такие агентства первоначально были созданы, чтобы обеспечить качество программ, предоставляемых частными вузами в индивидуальном режиме. Эта сфера полномочий постепенно была расширена, включив государственные вузы и иные способы предоставления материала.

Субрегиональный уровень

В 1968 году был создан Афро-Малагасийский Совет по высшему образованию, главными целями которого были согласование учебных программ и координация политики, связанной с подбором и продвижением сотрудников в государствах-членах. С 2005 года Совет осуществляет согласование программ через реформу, которая нацелена на выравнивание/сближение систем степеней во франкоязычных и англоязычных странах с признанием трех степеней: бакалавр, магистр и доктор (PhD). Однако эта реформа сталкивается с определенными трудностями, в основном из-за отсутствия национальных механизмов обеспечения качества.

Межвузовский совет Восточной Африки несет ответственность за обеспечение международной сопоставимости стандартов в пяти государствах – членах Восточно-Африканского Содружества: Бурунди, Кении, Руанде, Танзании и Уганде. Его полномочия реализуются через создание и использование субрегиональной структуры обеспечения качества. Специально для этого Совета было разработано Руководство, которое используется для подготовки инструкторов и экспертов в области обеспечения качества, играющих в настоящее время важную роль в укреплении потенциала отделений по обеспечению качества в вузах – членах Содружества.

Континентальный уровень

Ассоциация африканских университетов осуществила в 2010-2012 годах Европейско-Африканский пилотный проект по согласованию качества в сотрудничестве с Ассоциацией Европейских университетов. Проект оказал помощь в совершенствовании институционального потенциала в области оценки в пяти африканских университетах. Ассоциация африканских университетов также размещает на своей территории Африканскую сеть обеспечения качества, которая содействует сотрудничеству между агентствами по обеспечению качества посредством наращивания их потенциала и через механизм экспертной проверки. В настоящее время сеть сталкивается с финансовыми проблемами при осуществлении своей деятельности.

Комиссия Африканского союза реализует три инициативы. Первая инициатива – Африканская стратегия по координации высшего образования – была принята в 2007 году, чтобы обеспечить сопоставимость квалификаций и таким образом облегчить выполнение соглашения о пересмотре Арушской Конвенции – первоначально регионального соглашения ЮНЕСКО по признанию учебных курсов, свидетельств, дипломов, степеней и других квалификационных документов в системе высшего образования в государствах Африки, принятого в 1981 году в городе Аруша, Танзания. В марте 2014 года состоится конференция министров образования Африки, чтобы принять и подписать пересмотренную Арушскую конвенцию.

Пересмотр Арушской Конвенции начался в 2002 году. С 2007 года этот процесс, который ныне еще не завершен, совместно координируется ЮНЕСКО и Комиссией Африканского союза. В осуществлении стратегии согласования учебных программ и пересмотра Арушской конвенции удалось достичь лишь ограниченного прогресса. Отчасти это объясняется недостаточно активным участием заинтересованных сторон из сферы высшего образования и обеспечения качества в реализации этих инициатив.

Некоторые из результатов, ожидаемых от стратегии согласования, не могут быть достигнуты к 2015 году, как это предусматривалось планом работы, утвержденным Конференцией министров образования в 2007 году. К ним относятся создание Африканской региональной структуры квалификаций и разработка Африканской системы накопления и переноса кредитов, которые являются ключевыми инструментами для осуществления Арушской Конвенции.

Вторая инициатива, Пилотный проект Тюнинг в Африке, как ожидается, будет содействовать осуществлению стратегии согласования учебных программ. Этот проект был запущен в 2011 году, чтобы внести свой вклад в разработку структуры квалификаций в пяти предметных областях в сотрудничестве с почти 60 африканскими университетами, Ассоциацией африканских университетов и другими партнерами по высшему образованию. Этот проект концентрируется на ожидаемых результатах обучения, навыках и компетенциях. Предпринимаются усилия по расширению сферы действия этого проекта.

Третья инициатива, Африканский механизм рейтинга качества, поощряет вузы оценивать свою деятельность на добровольной основе по набору установленных критериев. Он отличается от известных рейтинговых систем. Это поможет сгруппировать африканские университеты в соответствии с установленными стандартами. В 2009/2010 годах 32 высших учебных заведения из 11 стран приняли участие в этом пилотном проекте, осуществляемом на основе самооценки. В проекте доклада, подготовленного Комиссией Африканского союза, отмечены некоторые недостатки и предложено вернуться к исследованию и провести еще пилотную фазу, прежде чем распространять механизм на все высшие учебные заведения.

Проблемы и устремления

Сегодня обеспечение качества лежит в основе всех усилий по совершенствованию высшего образования в Африке. Эти усилия привели к быстрому росту числа агентств по обеспечению качества. Однако по крайней мере 60 % этих агентств испытывают недостаток кадрового потенциала, необходимого для эффективного осуществления их полномочий.

С 2006 года ЮНЕСКО и ее партнеры организовали пять международных конференций, которые помогли подготовить более 700 экспертов по ряду ключевых вопросов, таких как аккредитация на уровне вузов и программ, обеспечение качества преподавания, обучения и научных исследований, институциональный аудит и посещение на местах; использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обеспечении качества.

ЮНЕСКО также разработала руководство для подготовки инструкторов в области обеспечения качества. Ежегодные конференции сыграли положительную роль в наращивании кадрового потенциала, повышении осведомленности основных действующих лиц, появлении нескольких новых агентств по обеспечению качества и развитии регионального сотрудничества в области гарантий качества.

Африканский континент охвачен стремлением создания единого Африканского пространства высшего образования и научных исследований. Говоря о завершении процесса его создания к 2010 году, Рабочая группа по высшему образованию Ассоциации по развитию образования в Африке заказала несколько аналитических исследований, включая технико-экономическое обоснование создания Африканской региональной структуры обеспечения качества. Африканский союз недавно запустил процесс создания Африканской системы аккредитации. Эти инициативы, а также проект Тюнинг в Африке, обеспечат прочную основу для развития Африканской региональной структуры квалификаций и системы переноса кредитов.

Заключение

В последнее десятилетие усилия Африки по обеспечению качества увенчались значительными достижениями. Однако несмотря на эти достижения остается много проблем, требующих дальнейшего внимания и исследования. Во-первых, Болонский процесс отчасти зиждется на выполнении Европейской конвенции о взаимном признании квалификаций. Какую роль должна сыграть Арушская Конвенция в процессе создания единого Африканского пространства высшего образования и научных исследований? Во-вторых, как Стратегия гармонизации Африканского пространства высшего образования и научных исследований может привлечь стейкхолдеров из сферы высшего образования и обеспечения качества, чтобы активизировать выполнение Арушской Конвенции? Наконец, какие уроки можно извлечь для реформы франкоязычных стран из опыта стран англоязычных, чтобы создать жизнеспособные механизмы обеспечения качества на национальном и субрегиональном уровнях?



Назад в раздел