ПРОФЕССУРА ВУЗОВ КАК КЛЮЧЕВЫЕ ФИГУРЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ



Жерар А.Постильон - профессор педагогики и директор Образовательного центра имени Ва Чин (Wah Ching) в Китае (университет Гонконга). E-mail: gerry@hku.hk.

Филипп Альтбах – профессор-исследователь и директор Центра международного высшего образования при Бостонском колледже. E-mail: altbach@bc.edu.

Университеты продолжают ориентировать свою профессуру на интернационализацию. Профессура – это сердце университета, она с очевидностью играет особую роль в развитии экономики знаний. Это особенно верно для развивающихся стран с их стремлением к более тесной интеграции в мировую систему. Однако интернационализация для многих стран является палкой о двух концах. Без таковой университет едва ли может стать университетом мирового класса. Тем не менее она искажает баланс интеллектуального потенциала в направлении нескольких стран, которые имеют университеты мирового уровня. Чтобы взять из глобализации все лучшее, профессура всех стран должна расширять свои контакты и активизировать установку на интернационализацию. В настоящее время готовность представителей академической профессии к углублению международных контактов, похоже, все более снижается.

Кажется очевидным, что те, кто преподает в университете, профессора и преподаватели, являются ключевыми фигурами в стратегии интернационализации любого вуза. В конце концов, именно они ведут занятия в филиалах кампусов, готовят учебные планы для франчайзинговых программ, участвуют в совместных с зарубежными коллегами научных исследованиях, приветствуют иностранных студентов в аудитории, публикуются в международных журналах и т.п. Очевидно, что без полномасштабного, активного участия представителей академической общественности интернационализация невозможна.

Без участия профессорско-преподавательского состава усилия по интернационализации часто приводят к весьма спорным результатам. Примерами являются Йельский университет и университет Дьюка в Соединенных Штатах, где крупные международные инициативы, запланированные президентом университета, быстро стали вызывать споры в кампусе. Многие преподаватели Нью-Йоркского университета ставят под сомнение глобальные планы своего вуза. Существует ряд других примеров, когда преподаватели отказывались принимать международные назначения со стороны своих университетов, выражали антипатию иностранным студентам на лекциях и вообще не хотели участвовать в международных миссиях, осуществляемых университетами. Таким образом, проблема состоит в том, чтобы взять профессуру «на борт».

Как бы там ни было, данные двух крупных международных исследований, посвященных профессуре, обнаруживают озадачивающие показатели в отношении интернационализации.

Что показывают данные

В двух важных международных исследованиях установок и ценностей профессуры (одно предпринято в 1992 году Фондом Карнеги по развитию образования – Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching – другое, известное как «Исследование изменений в академической профессии», проведено в 2007 году) подвергли изучению 14 и 19 академических систем, соответственно.

Эти исследования включали ряд вопросов о международных обязательствах и интересах преподавателей. В Соединенных Штатах, как известно, академическая жизнь является гораздо более обособленной, чем в других частях земного шара. Большинство американских ученых получили все свои степени в Соединенных Штатах, в том числе высшие ученые степени. Менее одной трети ученых сотрудничают с иностранными партнерами, проводя совместные научные исследования; между тем, многие из них сами являются научными работниками иностранного происхождения, работающими в американских университетах; именно они с большей вероятностью идут на международное сотрудничество. Только 28% американских ученых публикуются в научных журналах за пределами Соединенных Штатов, и только 10 % из них публиковались на каком-то другом языке, кроме английского.

Тем не менее, в отличие от университетов в Японии или Корее, американские университеты открыты для лиц иностранного происхождения и преподавателей, обучавшихся за рубежом. Фактически в большинстве стран почти все представители академических слоев являются гражданами данной страны, а процент неграждан выражается однозначным числом; даже в Соединенных Штатах их только 9 %. Этот процент несколько выше в некоторых других англоговорящих странах, таких как Великобритания (19% неграждан), Канада (12% неграждан) и Австралия (12% неграждан). Другими исключениями являются небольшие европейские страны, такие как Нидерланды и Норвегия, где трансграничность отражает новую реальность Европейского Союза. Система Гонконга является в высшей степени уникальной: 43 % ученых здесь – неграждане, что, несомненно, способствует тому, что здесь наблюдается самая высокая концентрация университетов мирового класса в одном городе.

Помимо иностранного гражданства, интернационализации способствует местонахождение докторантуры. В восьми странах, обследованных в 2007 году, более чем 10 % (вплоть до 72%) представителей академических слоев получили свои докторские степени не в той стране, в которой они работают. В исследовании 1992 года в эту категорию попали лишь несколько стран. Исключение составляют Япония и Соединенные Штаты, где большинство представителей академических кругов получают докторские степени на внутреннем рынке.

Не должно удивлять, что представители академических кругов практически везде говорят, что они подчеркивают международные аспекты в их преподавании и научных исследованиях. Многие из них включают в свои курсы международное содержание, но куда меньшее число участвует в зарубежных исследованиях или преподает за рубежом. В значительном числе стран менее 10 % «профессоров» прошли обучение за рубежом. Только в таких местах, как Гонконг или Австралия, многие представители академических кругов учились в другой стране. Таким образом, отношение академических представителей к интернационализации – не помеха усилиям страны по интернационализации своих университетов, но действительное отношение преподавателей имеет большое значение.

Представители академических кругов в развитых странах часто сопротивляются усилиям своих университетов по созданию международных кампусов, а профессура исследовательских университетов некоторых развивающихся стран нередко сталкивается с препятствиями при попытках общения через интернет из-за государственного контроля. Удивительно, но процент ученых, сотрудничающих на международном уровне, снизился во многих странах со времени обследования в 1992 году. Причины обескураживают и вызывают беспокойство. Молодые ученые участвуют в международном сотрудничестве меньше, чем их старшие коллеги, и повсюду молодые ученые с малой вероятностью обучались за рубежом. Дело в том, что большинство продуктивных ученых, с точки зрения цитирования публикаций – это ученые, вовлеченные в наиболее активное международное сотрудничество, включая совместные публикации и публикации за рубежом. Опять же, Соединенные Штаты являются исключением: тут меньше разрыв в исследовательской продуктивности между теми, кто вовлечен и кто не вовлечен в сотрудничество на международном уровне.

Международное исследование обнаруживает то, что, пожалуй, является одним из основных препятствий для интернационализации профессуры: определяющим в университетской системе является экономический фактор. В отличие от государственных или самоуправляемых систем, в условиях рыночной экономики большая доля преподавателей рассматривают свои университеты как обременительные бюрократические структуры. Больше того, ученые в условиях рыночной экономики с большей вероятностью рассматривают свои университеты как управляемые некомпетентными администраторами. И это на фоне профессуры, имеющей высокий уровень институциональной аффилирования. В результате профессура менее склонна поддерживать видение университетского руководства по поводу того, как проводить интернационализацию, включая открытие зарубежных кампусов.

Теперь о положительном: число тех, кто публикуется в зарубежных журналах, увеличилось с 1992 года во всех обследованных странах, за исключением Австралии, Японии и Соединенных Штатов. Больше всего число таких людей выросло в Мексике и Бразилии (публикации предположительно на английском языке). Актуальность выводов данного исследования заключается в том, что представители академической профессии по всему миру, похоже, проявляют меньше заинтересованности в международном сотрудничестве, чем можно было ожидать – с неизбежными последствиями для интернационализации.



Назад в раздел