НЕПРИКРЫТЫЙ ОБМАН: БУМ АКАДЕМИЧЕСКОГО МОШЕННИЧЕСТВА В КИТАЕ



Джон Маркус является североамериканским корреспондентом журнала TimesHigherEducation, Лондон. E-mail: jmarcus@hechingerreport.org.

Эта статья впервые появилась в TimesHigherEducation.

17-летний студент факультета международного образования университета Цзянсу (Нанкин, Китай) Цзяо Ичжоу надеется пройти обучение по специальности «Инженерные методы и средства охраны окружающей среды» в Технологическом институте штата Джорджия, США.

Как и многие поступающие в университет, он готовится к вступительным экзаменам и сочинению. Он знает, что другие китайские студенты предоставляют в заявлении недостоверную информацию, убеждают своих учителей подделать оценки за среднюю школу и написать «липовые» рекомендации, а также нанимают агентов, которые якобы напишут за них вступительное сочинение.

«Мне в этом плане не о чем беспокоиться: я написал всё правильно, а сотрудники университета неглупы, они разберутся, какие заявления настоящие и честные, а какие поддельные» – говорит Ичжоу.

Однако растущая конкуренция за места в западных университетах, а также огромное ежегодное увеличение числа претендентов из Китая, действительно заставляют сотрудников приемных комиссий испытывать беспокойство по поводу того, что эксперты называют «широко распространенной и всё растущей практикой обмана и мошенничества».

«Я не хочу сказать, что это происходит в каждой школе, – говорит Линда Маккиниш Бриджес, заместитель декана по вопросам приёма студентов и директор по развитию сотрудничества с Китаем университета Уэйк Форест. – Но в некоторых школах, которые я посетила, мне говорили: «Мы будем сотрудничать с вами любым способом, нам нужно, чтобы наши студенты поступили учиться в США».

Согласно исследованию NAFSA (Международной ассоциации работников образования) и располагающейся в Соединенных Штатах консалтинговой компании по вопросам образования Zinch China, 90% рекомендательных писем китайских абитуриентов, поступающих в западные университеты, сфальсифицированы.

Эти две организации, которые провели собеседования с 250 учащимися престижных средних школ в Китае, также пришли к выводу, что 70% вступительных сочинений написаны кем-то другим, а не тем, кто подал заявление о приеме; половина выписок об академической успеваемости подделана, и многое из того, что написано о разнообразных наградах и достижениях, тоже не соответствует действительности.

«Мошенничество с заявлениями (заявками) получило широкое распространение в Китае, что обусловлено высочайшей конкуренцией родителей и напористых агентов, которые могут заработать финансовые бонусы, привлекая студентов в западные университеты»,– говорят исследователи, убежденные в том, что эта тенденция только возрастает.

Отмечается, что этот феномен порожден главным образом китайскими родителями, принадлежащими к среднему классу, которые хотят, чтобы их дети учились за границей; 80 % из них платят агентам, надеясь получить их помощь. Обычная ставка составляет до 10 000 долларов США за одного студента; цена удваивается, если агент берется устроить студента в университет, располагающийся в верхней части влиятельного американского рейтинга U.S. News & World Report.

Согласно культурным нормам Китая, 17-летний молодой человек еще не способен самостоятельно принимать такие важные решения, как решение о том, где ему учиться, – говорится в докладе Zinсh и NAFSA. Д-р Бриджес выражается еще откровеннее: «у китайцев по одному ребенку, а для единственного ребенка чего не сделаешь? Лишь бы он «выбился в люди»…».

Агенты, – говорят исследователи, – пишут за абитуриентов вступительные сочинения либо привлекают для этого лиц, недавно окончивших западный университет или англоязычных учителей, проживающих в Китае. Существуют также специальные службы по написанию сочинений.

Китайские чиновники признают существование этой проблемы. Это «понятный интерес», говорит Роб Кохрейн, австралийского происхождения менеджер по международным программам в Провинциальном / Областном департаменте образования Цзянсу. Но он считает, что виновата во всем сама организация приема студентов (процесс рассмотрения заявлений). «Просто сам характер этого процесса, связанного с большими расстояниями, предоставляет недобросовестным людям огромные возможности для различных нарушений» – говорит Кохрейн. «Вообще идея подачи письменного заявления на неродном языке, будь то в Китае или в любом другом месте, таит в себе опасность».

Китай – не единственное место на земле, где абитуриенты, поступающие в западные университеты, прибегают к обману. В мае Служба образовательного тестирования (Educational Testing Service) Соединенных Штатов отменила плановое проведение вступительного экзамена SAT в Южной Корее, когда стало известно, что из рук в руки ходят копии правильных ответов, полученных заранее. «Дело тут в самом процессе приёма, а не в поступающих в вуз», – говорит Кохрейн.

Какими бы ни были причины, всё это значительно усложняет работу приемных комиссий, заваленных заявлениями из Китая, а университеты принимают все больше и больше студентов в целях увеличения доходов. По оценкам ЮНЕСКО, 440 000 китайцев обучаются за рубежом, а США и Великобритания являются самыми популярными направлениями.

Китай посылает в Соединенные Штаты, безусловно, больше студентов, чем любая другая страна – около 200 000 в год, почти в четыре раза больше, чем это было в начале тысячелетия; каждый четвертый иностранный студент, приезжающий в страну – китаец, и за последние пять лет число их ежегодно возрастает на 20%. Число китайских студентов в Великобритании также продолжает расти, несмотря на изменения в визовом режиме. В прошлом году оно увеличилось на 8%.

Что касается Уэйк-Фореста, который за пять лет прошел путь от 79 заявок из Китая до более чем 600 в год, то д-р Бриджес, свободно говорящая на китайском, посещает китайские средние школы; вместе с другими сотрудниками приемной комиссии она проводит с потенциальными студентами собеседования на английском языке по скайпу, предлагая им одновременно выполнить письменное задание, чтобы воспрепятствовать мошенничеству. «Если студент сильный, но у меня есть сомнения в том, что он достаточно владеет английским языком – например, он не понимает, что я ему говорю, и мне приходится переходить на китайский – то студент не приедет в Уэйк-Форест» – говорит она.

Еще одно исследование Zinch China, в котором рассматривались языковые навыки 25 000 перспективных китайских студентов, обнаружило, что 2/3 учащихся не говорят по-английски достаточно хорошо для того, чтобы участвовать в дискуссиях. Это по сравнению с 38% тех, чьи знания английского были признаны недостаточными в прошлом году. Доля студентов, чьи языковые навыки были оценены как «сильные», снизилась с 18 % до 4 %.

Г-н Кохрейн на это ответил, что китайские студенты настолько хорошо справляются со стандартизированными тестами, включая тест на знание английского языка как иностранного, что «едва ли будет несправедливым утверждать, что при подготовке и на практике, они, вероятно, могли получить баллы немного выше, чем того заслуживают их действительные коммуникативные навыки».

Разговоры о мошенничестве могут привести к переменам в Китае, предполагает г-н Кохрейн. «У нас очень много сейчас говорят об этом. Обман вовсе не считается у нас нормой, хотя мне постоянно теперь задают этот вопрос. Китайский народ – гордый народ. Китайцам неприятно оказаться в положении отверженных международной системой образования».

Одним из решений, по его словам, будет требование аккредитации от агентов; еще одним – переход на цифровые портфолио академической работы китайских студентов, которые труднее подделать.

Запад, вероятно, пойдет на более жесткие меры, если китайские студенты будут по-прежнему прибывать не готовыми к получению образования на английском языке. Поскольку китайские студенты представляют большую ценность: они полностью оплачивают учебу, а университеты так нуждаются в деньгах – вопрос может быть решен путем отчисления их через некоторое время. «Цена невозможности работать в дальнейшем с таким студентом огромна, – говорит д-р Бриджес. – Стимулом, который мог бы изменить такое положение дел, может стать приём с последующим отсевом тех, кто «не тянет» ».

Такая унизительная процедура, выливающаяся в утрату репутации, может изменить поведение китайских средних школ, питомцы которых будут уезжать учиться на Запад, а потом возвращаться без степеней (т.е. не окончив образование) – из-за того, что не могут учиться или еще хуже – пойманы на подделке документов при поступлении. Д-р Бриджес сказала, что она больше не принимает заявки от той школы, директор которой сказал ей, что будет делать все, что от него потребуют, лишь бы отправить студентов в западные университеты.

«Если эти студенты, которых «пропихнули» сюда «любой ценой» погнавшиеся за престижем чиновники, нечистоплотные агенты или любвеобильные родители, с позором вернутся домой – китайцы поймут, наконец, что обманом проблемы обучения не решить», – сказала она.

И опять про Нанкин. Одноклассник Ичжоу – Чжу И – собирается поступать в Бостонский университет США. Он говорит, что тоже слышал, что китайцы обманывают. «Честно говоря, это правда. Но не все же делают это», – говорит И.. «Честных людей все-таки больше».



Назад в раздел