ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ: ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ



Даниил Зарецкий – учредитель и директор Higher-Edge, консалтинговой фирмы по международному высшему образованию, расположенной в Торонто, Канада.

E-mail: dani@higher-edge.com

В майском докладе (2013) Комиссии по рекрутингу иностранных студентов (http://www.nacacnet.org/media-center/Documents/ICR.pdf). Национальная ассоциация по консультированию поступающих в вузы (NACAC) исследует спорную область контрактов по набору иностранных студентов за комиссионное вознаграждение. Повышенное внимание, уделяемое комиссионным платежам, здесь неуместно. Тревожить должны скорее злоупотребления с деньгами, которые студенты платят образовательным агентам, а не комиссионные вузов, которые получают агенты. Отсутствие надзора со стороны вузов над практикой привлечения иностранных студентов, включая их контракты с агентами – вот в чем существо дела. В дополнение к уточнению терминов, в статье описываются основные шаги, которые вузы должны предпринять в целях обеспечения порядка в области рекрутинга.

Все ли агенты получают комиссионные?

Агент в области образования – это компания или физическое лицо, занимающиеся привлечением студентов, желающих учиться в других странах. Агенты в сфере образования могут работать сами по себе или находиться в составе туристического агентства, консалтинговой компании, занимающейся вопросами иммиграции и других коммерческих структур. В докладе NАСАС выделяются три типа образовательных агентов (с.40), Однако необходимо ввести дополнительную терминологию. Те, которые получают плату только от вузов, в качестве комиссионных платежей или иных вознаграждений, должны быть названы «агентами (данного) вуза». А те, кто получает деньги только со студентов, должны называться «агенты студентов». Тех же, кто получает плату с обеих сторон, назовем «агенты со смешанной оплатой» (в докладе это называется «получающие двойной куш», с. 13).

В чем заключаются злоупотребления?

Доклад NАСАС правомерно связывает рекрутинг за комиссионное вознаграждение – то есть выплату стимулирующих комиссионных за каждого привлеченного студента – с возможностью предоставления недостоверных сведений и искажений фактов (с.10). Но сфера рекрутинга изобилует куда более серьезными правонарушениями, включая широко распространенное мошенничество или подделку академических и финансовых документов и систематические попытки нечестного поведения на вступительных экзаменах.

Насколько это распространено? Согласно одной из статей в Times Higher Education (Лондон) от 13 июня 2013 года, в докладе Ассоциации международного образования (NAFSA) говорится, что «90% рекомендательных писем от китайских абитуриентов в западные университеты были сфальсифицированы». (http: / / www.timeshighereducation.co.uk/news/fraud-fears-rocket-as-chinese-

seek-a-place-at-any-price/2004704.article).

Эти злоупотребления санкционируются студентами или их родителями, которые платят деньги за подобные услуги. Необходимо обратить основное внимание на страны, где подобная практика наблюдается чаще всего.

В комиссионных ли заключается проблема?

Комиссионные от вузов увеличивают соблазн искажения информации агентами. Некоторые агенты направляют студентов из вуза или программы, которые не платят им вознаграждения (или платят мало), в менее подходящий вуз, который, однако, платит агенту $1,000, $2,000, а то и больше. Агенты обычно представляют несколько вузов и имеют возможность сравнивать.

Наиболее выгодная модель, позволяющая заработать значительные суммы – это получить деньги с абитуриентов. Значительные заработки приносит плата за текущее обслуживание вроде подачи заявления и др. В той же самой статье в Times отмечается, что агентства в Китае получают до $10 000 с одного студента – а временами и вдвое больше – за поступление в престижные вузы. Большую плату можно взять за изготовление (подделку) документов или мошенничество на экзаменах (сдача экзамена подставным лицом и др.). Кроме того, много можно заработать на абитуриентах, поставивших себе нереалистичные цели и готовых платить любые деньги, хотя агент знает, что они все равно не поступят.

Университеты знают, что большинство студентов, которых они хотели бы привлечь из-за границы, на самом деле не приедут. И опытные агенты знают, что большинство предполагаемых кандидатов решат остаться учиться дома, обратиться к другому агенту, поступать в другой вуз – не из агентского портфолио, или им не дадут визы. Поскольку комиссию можно будет получить только за небольшой процент реальных привлеченных абитуриентов, многие агенты скорее пытаются содрать побольше денег с (потенциальных) студентов за процесс поступления, чем надеяться на небольшие комиссионные от вузов, которые может быть удастся заработать, если эти кандидаты поступят. В Китае и Индии агенты получают значительно больше денег от самих (будущих) студентов, чем от вузов с их жалкими комиссионными.

В чем же заключается основная причина всего этого надувательства?

Для большей части противоречащей этике практики типа подделки академических справок или мошенничества на экзаменах (таких, как SAT – тест на проверку академических способностей), корень проблемы заключается в том, что студенты, а еще чаще их родители, добиваются преимуществ при поступлении (или в получении стипендии). Агенты являются здесь лишь промежуточным звеном, посредниками.

Когда в Южной Корее в мае 2013 года SAT был аннулирован, Wall Street Journal от 9 мая 2013 года (http: / / online.wsj.com/article/

SB10001424127887323744604578472313648304172 .html) отметил, что мотивация к мошенничеству шла от родителей. Точно так же повальное завышение оценок обнаруженное в школах, созданных для (будущих) студентов, желающих учиться за границей, не является виной агентов. Школы делали это в угоду родителям, запрашивающим высокие академические баллы для повышения вероятности поступления в зарубежные вузы.

Решения: надзор за агентами

В докладе NАСАС (в его вступительной части «Рекомендации Комиссии по поводу установления принципов хорошей практики») справедливо подчеркивается ответственность вузов. Вузам следует многое сделать для повышения прозрачности процесса приема. (с.45). При подаче заявлений абитуриенты должны подтверждать достоверность указанной в них информации и нести ответственность при обнаружении умышленных искажений. Они должны быть в явной форме предупреждены о недопустимости, скажем, изменений или подделки академических справок. (Будущих) студентов следует обязать декларировать, пользовались ли они услугами третьих лиц и, если да, то какими именно. Поступающие должны быть заранее уведомлены, что результаты теста профессионального тестирования на владение английским языком будут проверяться по прибытии: поступающие пройдут собеседование, а потом их попросят написать эссе.

При найме агентов в соглашении должны быть в явной форме указаны условия и пределы взаимоотношений, а также то, что совершение неправомерных действий ведет к немедленному прекращению отношений и возможной передаче дела в правоохранительные органы. По усмотрению вуза могут осуществляться периодические проверки.

Все эти меры обходятся недорого или даже бесплатны, и ни один вуз не может сказать, что у него не хватает ресурсов. Помимо этих мер, в зависимости от масштаба операций, организации могут посылать делегации с опытом работы в данной стране, чтобы проверить, соблюдаются ли агентами заключенные соглашения. Какие консультации получают студенты? Соответствует ли агентская плата соглашениям, заключенным с вузом? Демонстрирует ли получивший консультацию студент правильные представления о вузе? Все ли документы истинны? Конечно, это не простая задача. Агенты или родители могут отправить поддельные документы, и студент может оказаться невольным соучастником преступления. Вузы могут не иметь контрактов с агентами и все-таки получать от них абитуриентов. Но эти проблемы только подчеркивают необходимость тщательной разработки стратегии рекрутинга, без упрощений и «срезания углов».

Решения: готовность самого вуза

В докладе NACAC говорится: «(А) Решающим фактором … является способность и/или готовность колледжей установить и принять всерьез такие процедуры для обеспечения заслона недостойному поведению (с.42).

Использование Ассоциацией (NАСАС) слова «готовность» заставляет усомниться, действительно ли всё дело в «неспособности» вузов решить эту проблему. Может быть, дело не в нехватке сил, а в «мудром» признании того, что налаживание честных и прозрачных отношений с агентами означает уменьшение числа привлеченных студентов и снижение доходов?

Не имея возможности обеспечить жесткое выполнение принятых обязательств, организации, которые обучают, аккредитуют или лицензируют агентов, просто помогают вузам избежать серьезной ответственности. А это увиливание от ответственности ведет к усилению государственного надзора в США, Великобритании и Канаде, а также других странах.

Финансовая зависимость вузов от платежей иностранных студентов сильно снижает их (вузов) желание осуществлять строгий надзор над практикой рекрутинга. Прием студентов, не имеющих достаточной подготовки, отсутствие гарантий поступления для тех, кто заплатил, участие в сомнительных сделках с агентами или даже зарубежными институтами, – всё это примеры диктуемых отчаянием (нехватка студентов, снижение доходов!) действий, которые надолго портят репутацию решившимся на это вузам.

Заключение

Нетрудно видеть, что существуют значительные финансовые стимулы, подталкивающие агентов действовать неправомерно. Сосредоточение внимания на комиссионных платежах отвлекает от более важных проблем в этой области. Есть немалое количество лиц, готовых платить большие деньги за преимущества в процессе поступления. В частности, в странах, где мошенничество развито особенно сильно, агенты располагают большими финансовыми вознаграждениями, эксплуатируя действительных, но плохо информированных или легковерных потенциальных студентов. Завершением проблемы являются высшие учебные заведения, крайне нуждающиеся в платежах иностранных студентов, ради которых (платежей) они готовы пойти на сделку с совестью и снижение академических стандартов и намеренно игнорируют злоупотребления, совершаемые агентами, будущими студентами или их родителями.

Многое можно сделать, чтобы привести в порядок сферу рекрутинга иностранных студентов, но это потребует от учебных заведений добросовестно выполнять свои обязанности и рассчитывать только на достойные действия и честную прибыль.

Назад в раздел