БОРЬБА ЗА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В КОММЕРЦИАЛИЗОВАННОМ МИРЕ



Филипп Дж.Альтбах – профессор-исследователь и директор Центра международного высшего образования при Бостонском колледже. E-mail: altbach@bc.edu .

ЛизРайсбергпрезидент Reisberg&Associates. E-mail:reisberg@gmail.com.

Мобильность студентов, которая приобрела ныне мировой характер, становится большим бизнесом. Около трех миллионов студентов, обучающихся за рубежом, вкладывают в мировую экономику более 75 миллиардов долларов США ($ 75 млрд). Существуют разнообразные причины, побуждающие выбрать обучение за рубежом: надежда повысить шанс на трудоустройство на рынке труда в своей стране, неспособность найти соответствующие возможности обучения в стране проживания, желание сменить место жительства.

Мотивация стран и университетов, набирающих на обучение иностранных студентов, также сложна и неоднозначна, всё в большей мере она диктуется коммерческими соображениями. Многие страны и учебные заведения зависят от численности контингента иностранных студентов: только с их помощью удается сбалансировать академические бюджеты. В ряде случаев (например, в Австралии), государственная политика определяет международное высшее образование (в том числе обучение иностранцев в Австралии), организацию филиалов и другие инициативы как важный источник доходов, которые можно вложить в развитие самого высшего образования. Подобным образом Великобритания рассматривает международное образование как источник доходов, беря с иностранных студентов, не являющихся членами Европейского союза, более высокую плату за обучение. Американские университеты также все чаще рассматривают международное образование как источник доходов. По крайней мере два штата, Вашингтон и Нью-Йорк, предусматривают более высокую плату за обучение для иностранных студентов.

Последние исследования показывают, что иностранные студенты составляют подавляющее большинство в некоторых областях науки и технологии, инженерной сфере и сфере математики в ряде развитых стран, включая Соединенные Штаты. Так, согласно одному из исследований, более 95 процентов аспирантов в области электротехнической промышленности и компьютерных наук в некоторых ключевых американских университетах являются иностранцами. Многие американские университеты становятся зависимыми от иностранных студентов, которые занимают ассистентские должности в научных исследованиях и преподавании.

Получение информации и консультаций

Традиционно студент, когда хотел учиться за границей, выбирал страну назначения, предварительно изучал высшие учебные заведения, их местоположение, степень доступности тех или иных программ и их стоимость и подавал заявление непосредственно в вуз. В прошлом большинство лиц, желающих учиться за границей, собирались учиться в магистратуре или докторантуре или получить профессиональные квалификации, обычно происходили из семей, имеющих некоторый опыт международных контактов. Пока число их было относительно невелико, такая неформальная система получения информации с помощью личных связей работала достаточно хорошо. Кроме того, будущие студенты могли приобрести дополнительную информацию и поддержку со стороны ряда агентств, спонсируемых правительствами и университетами, таких как Британский Совет (British Council), Университеты Франции (Campus France), Германская служба академических обменов (DAAD) и др. Эти организации создавали центры в крупных городах по всему миру и предоставляли объективную информацию об академических возможностях в своих странах. С появлением Интернета и Интернет-сайтов университетов, стало легче искать университеты непосредственно на их веб-сайтах.

Когда в последнее десятилетие число мобильных студентов выросло, и их контингент стал более разнородным, этот самостоятельный подход к исследованию возможностей обучения перестал отвечать потребностям менее космополитических студентов и их семей из растущего среднего класса, ищущих возможности обучения за рубежом (особенно это касается таких стран как Китай и Индия).

Во многих крупных городах есть частные профессиональные консультанты по условиям приема студентов, которые оказывают консультационные услуги, ориентируя будущих студентов в соответствующих возможностях обучения за рубежом. Эти консультанты могут также вести своих клиентов через сам процесс поступления и приема. Наиболее профессиональные консультанты обладают обширными познаниями в области зарубежных вузов и практик приема в них и стремятся удовлетворить потребности с учетом академических способностей и целей студента, помогая выбрать соответствующее место назначения за границей. За эту услугу они получают плату от студента. Хотя они могут налаживать и поддерживать отношения с должностными лицами приемных комиссий по всему миру, чтобы оставаться в курсе текущей информации, у них нет никаких договорных соглашений с зарубежными университетами. Многие из этих консультантов принадлежат к профессиональным организациям – таким как Ассоциация международных консультантов по вопросам поступления в вуз (Association of International Graduate Admissions Consultants) –для сбора данных, обмена опытом, а также определения этических стандартов практики.

Агенты: откуда они берутся и как работают

Возможно, самое крупное и, конечно, самое спорное последнее новшество в этой области – появление агентов и вербовщиков, которые работают на конкретные университеты. Агенты и вербовщики, работающие за комиссию, стали «большим бизнесом» в Китае и Индии, но они существуют во всех развивающихся странах. Никто точно не знает, сколько агентов работают во всем мире – нет таких статистических данных, и их деятельность никак не регулируется.

Большинство агентств укомплектованы мелкими предпринимателями, которые едва ли имеют какие-либо знания о высшем образовании в странах, в которые они посылают студентов, помимо информации, предоставляемой университетами своим клиентам. Существует несколько крупных агентств с международными филиалами и международными мероприятиями, таких, как Программа Международного Развития (компания, базирующаяся в Австралии, но работающая в разных странах мира), однако большинство агентств представляет собой не что иное как небольшие магазинчики с ограниченным штатом сотрудников.

В сущности, агенты работают на ограниченный ряд университетов, где они получают комиссию за каждого приведенного студента. Комиссионные выплаты варьируются, но чаще всего они равны 15-20% платы за обучение первого года, это может составлять до $ 4000-6000 и более. Очевидно, что это привлекательный стимул для агентов, которые начинают за эти деньги «проталкивать» конкретные вузы. Некоторые американские университеты используют весьма значительное число агентов. Так, на веб-сайте Университета Цинциннати перечислены более 120 агентов, в том числе 46 агентов из одной только Индии.

Возникающие вопросы

Однако никто не сомневается, что задача исследования возможностей обучения за рубежом является очень важной. Вопрос состоит в том, как приобрести информацию и действительную поддержку и как распознать риски. Агенты являются привлекательной возможностью для студентов, а также для вузов, желающих привлечь побольше иностранных студентов, однако при обращении к таковым следует иметь в виду ряд «подводных камней».

Во-первых, нет способа гарантировать, является ли вуз, рекомендованный агентом, лучшим выбором для студента. Откровенно говоря, трудно представить, что если агент зарабатывает на жизнь комиссией от вузов В, и С, он вдруг будет рекомендовать студенту вуз Х, предлагая особенно подходящую для того программу. Сомнительно, что такой агент вообще что-нибудь знает о программах других вузов.

Кроме того, трудно, если не невозможно, точно узнать, что происходит между агентом и студентом, даже при условии периодических проверок. Люди говорят, что многие агенты «помогают», исправляя полученные абитуриентами оценки, пишут за них сочинения, подготавливают рекомендательные письма и обеспечивают другие виды сомнительной «помощи». По оценкам, 80% заявителей, которым помогали агенты, говорят о тех или иных подделках и фальсификациях. В некоторых случаях агенты получают плату одновременно от студента и от университета, что сомнительно с точки зрения этики.

Кто определяет, что этично?

Американский Совет по международному рекрутингу (AIRC), некоммерческая организация, основанная в 2008 году, чтобы представлять интересы сообщества агентов и университетов, которые их нанимают, позже начала сертифицировать агентов, которые отвечают этическим нормам Совета. Процесс это недешевый, начиная с $ 2000 вступительного взноса, $ 5000 заранее вносимых за сертификацию; затем следуют транспортные расходы группы по оценке и членский взнос за первый год в $ 3000. Членство должно возобновляться ежегодно за дополнительную плату $ 2000-3000. Всё это делает расходы на сертификацию неприемлемыми для мелких агентств.

Одна из многих беспокоящих проблем, касающихся AIRC, состоит в том, что эта организация «сама себя легализует» и не подлежит какой-либо внешней ратификации; ее членами являются университеты и агенты, которым выгодна этическая защита, обеспечиваемая сертификацией. AIRC была создана, чтобы удостоверять правильность, законность и надёжность приема на работу агентов при предположении, что этические нормы можно обеспечить таким образом. Независимых подтверждений эффективности методологии или результатов этой организации не существует.

В июне 2013 года, после двух лет изучения, Национальная ассоциация по консультированию поступающих в вузы (NACAC) – Американская организация профессионалов в области приема в вузы и колледжи, основанная в 1937 году – опубликовала доклад по агентам и вербовщикам. После значительного давления со стороны членов AIRC в этом документе снято предыдущее заявление о том, что член NACAC «не должен» работать с агентами в пользу более мягкого утверждения: ему «не рекомендуется» это делать. Национальная конференция NАСАС, которая состоится осенью 2013, рассмотрит этот доклад.

Американская ассоциация университетских регистраторов и сотрудников приемных комиссий также создала Рабочую группу для рассмотрения профессиональных стандартов рекрутинга и других мероприятий, связанных с международной деятельностью.

Университетам предложено не скрывать, что они работают с агентами, и объявить, с кем именно они работают. Это, как минимум, основное этическое обязательство. Агенты также должны информировать студентов и их семьи, что они работают по контракту с университетами и предоставляют информацию для студентов от имени только конкретных университетов, а не делать вид, что они являются профессиональными консультантами по приему студентов, о которых говорилось выше.

Что можно сделать?

С нашей точки зрения, деятельность агентов и рекрутеров в процессе приема студентов, будь то своих или иностранных, нельзя считать оправданной. Так, студенты должны иметь полный спектр информации об университетах, к требованиям которых они больше всего подходят, в то время как агенты лично заинтересованы в ограничении теми вариантами вузов, которые платят им комиссию. Кроме того, возможности для коррупции в процессе приема кажутся грандиозными и весьма очевидными. Выбор места обучения за рубежом – дело семьи абитуриента и его самого, диктуемый наличными ресурсами и требующий временных затрат. Студенты и их семьи должны занять активную позицию, какой бы трудной ни казалась задача выбора, а не доверять свою судьбу агентам или другим лицам, которые могут иметь свои интересы. Международная студенческая мобильность – массовое явление, и подход к ней нужен многосторонний. Многое в этом направлении уже делается, но эти действия нуждаются в усовершенствовании.

ü Университеты обязаны создать информативные, честные, удобные веб-сайты с четкой информацией об академических программах, процедурах приема, требованиях к поступающим, услугах для студентов и их стоимости.

ü Университеты должны требовать от своих сотрудников индивидуального подхода к будущим студентам, предоставляя им информацию и помощь в процессе поступления. Это потребует затрат, но если часть бюджета, направляемого нынче на содержание агентов, будет перенаправлено на эту задачу, средства будут потрачены не зря.

ü Университеты и другие учебные заведения в принимающих странах или регионах должны создать веб-сайты с четкой и полной информацией о системе обучения и ее возможностях и сделать эту информацию доступной для иностранных кандидатов.

ü Правительства должны усилить поддержку центрам образовательной информации в отношении тех стран, куда студенты посылаются впервые, обеспечив сайты информацией от хорошо подготовленного профессионального персонала, который может предложить семинары и консультации для будущих студентов.

ü Не следует путать рофессиональных консультантов в области образования, которые предоставляют объективную информацию о возможностях обучения и тщательно оценивают потребности потенциальных студентов, согласуя их с соответствующими академическими программами без влияния на приемные комиссии, с агентами.

ü Университеты должны отговаривать студентов и их семьи от передачи решения о том, куда поступать, агентам. Так делают в Корнуэльском университете.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Без сомнения, глобальная мобильность студентов является вопросом огромной важности для стран, для учебных заведений, и, может быть, в первую очередь для самих студентов. Нужно сделать все возможное для того, чтобы студент и тот вуз, которому он больше всего подходит, нашли друг друга.



Назад в раздел