Цели высшего образования в Казахстане



Джозеф Стетар – профессор образования Университета Seton Hall University (штат Нью-Джерси, США). Весной 2006 работал в Посольстве США в Киргизстане по тематике высшего образования.

Кайрат Куракбаев – докторант Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, г. Астана, Казахстан. Весной 2008 г. посещал США по программе Seton Hall University.

Казахстан (с 16-ти миллионным населением) переходит к новой стадии своего развития, завершая постсоветский период и отвечая на вызовы рынка в условиях современной глобализации. Поставлены амбиционные цели улучшения качества высшего образования. Опираясь на свои огромные запасы нефти, Казахстан намерен стать одной из 50-ти наиболее конкурентоспособных экономик мира к 2012 г. – так написано в отчете Мирового экономического форума.

После развала СССР государственные университеты Казахстана испытывают недостаток ресурсов, платят преподавателям слишком мало и не располагают достаточным количеством специалистов. Частные университеты взяли нас себя растущий спрос и заполнили рыночные ниши высшего образования. Частные университеты бурно росли. В 1994 г. было 32 частных университета, а в 2004 г. – уже 130*. В 2000/2001 г. 29% из 440 тыс. студентов учились в частных вузах, 2003/2004 г. уже 45,5 % из 685 тыс. студентов. После того, как недавно была введена система аккредитации, 20 частных университетов были закрыты**. Самые сильные из частных – университеты на базе английского языка, самый популярный из них – Казахский институт менеджмента, экономики и стратегических исследований (КИМЕП), обучающий в стиле североамериканских университетов. Система высшего образования слишком раздута (57 государственных и 110 частных университетов) и число частных университетов должно сокращаться.

Правительство активно перенимает зарубежный опыт

В стремлении повысить качество высшего образования, Казахстан обратился к европейским стандартам высшего образования. Например, в 1997 г. он стал первой страной СНГ, внедрившей Лиссабонскую конвенцию высшего образования, призывающую страны-участницы признавать квалификации и дипломы друг друга***.

_______________

*в 2004 г. в Казахстане осуществляли свою деятельность 108 частных вузов, примечание научного редактора.

**причина приведена неверная, Министерство образования и науки РК ужесточило требования и провело само ряд проверок частных вузов, после которых часть из них была закрыта, примечание научного редактора.

*** наряду с Казахстаном Лиссабонская Конвенция была подписана и другими странами СНГ, например, Россией, Украиной и др.

Министерство науки и образования работает над реформой системы высшего образования в соответствии с принципами Болонского процесса.

В этом контексте Казахстан способствует внедрению европейской структуры ученых званий (бакалавриат, магистратура и докторантура), поддерживает национальную систему контроля и поддержания качества высшего образования и западную систему образовательных кредитов.

В рамках Стратегического плана развития высшего образования, правительство реализует Государственную программу развития образования 2005-2010 гг. Одна из главных задач программы – внедрение трехуровневой системы степеней (бакалавр, магистр, доктор). Сейчас и государственные, и частные университеты готовят бакалавров и магистров. В 2005 г. два государственных университета (Евразийский национальный и Казахский национальный) начали пилотные проекты подготовки докторов Ph.D. В рамках данного процесса, Евразийский национальный университет подписал соглашения с европейскими, турецкими, японскими, южно-корейскими и североамериканскими университетами. Эти соглашения укрепили качество подготовки докторов наук Ph.D. и увеличили возможности Евразийского национального университета, опираясь на помощь Министерства науки и образования, посылать докторантов за рубеж для работы под руководством западных профессоров.

Развивая человеческий капитал, Казахстан увеличил инвестиции в молодые ученые таланты. В 1993 г. правительство запустило Президентскую программу подготовкиспециалистов Болашак («Будущее»). Правительство верит, что подготовка элиты нации за рубежом послужит интересам национального благосостояния. Около 3 000 студентов и аспирантов, преимущественно из сельских районов, ежегодно обучаются в ВУЗах Великобритании, США и России. Большинство из них, получив образование, возвращаются на родину для пополнения элиты кадрового состава страны. Министерство науки и образования осознает, что недостатком Программы является тот факт, что студенты набираются преимущественно из городских, представительство сельских территорий «обделяется» вниманием и это надо исправить.

Реформы породили новые вызовы системе образования

Усилия по реформированию системы высшего образования дали свои плоды, но и породили новые проблемы и вызовы местного и международного масштабов. Например, важным стал вопрос чрезмерного контроля качества обучения. В 2001 г. введены государственные правила аккредитации ВУЗов, но только 25% из университетов успешно прошли первую стадию аккредитации. В 2006 г. в рамках бюджета на образование доля высшего образования составила только 0,3% от ВВП (один из самых худших мировых показателей). В данных обстоятельствах академическая карьера не привлекательна для молодежи. В течение 10 лет после 1991 г. преподаватели университетов были вынуждены преподавать в нескольких университетах для обеспечения своих семей. В настоящее время, зарплата преподавателей по-прежнему определяется размером учебной нагрузки, что мешает большинству из них заниматься научными исследованиями. Это противоречит идеологии Государственной программы развития образования 2005-2010 г., которая пыталась расширить научные исследования ВУЗов. Как и в других странах Центральной Азии, в Казахстане существует неравенство образовательных возможностей для сельского и городского населения. Университеты сельской территорий страны* лишены достаточных ресурсов для обеспечения высокого качества своего образования, не имеют достаточной академической инфраструктуры, не могут привлечь к себе на работу талантливых молодых преподавателей. В целом, студенты и преподаватели Казахстана испытывают недостаток современной профессиональной литературы, университетам не хватает средств на подписку на важные европейские и американские журналы. Электронные ресурсы также не развиты. Использование казахского языка в высшем образовании также надо улучшать. Былая русификация привела к отсутствию достаточного числа всесторонне подготовленных специалистов, эффективно владеющих казахским языком. Отсутствие учебно-методической литературы на казахском языке усложняет задачу развития применяемости национального языка в образовании. Вопрос о статусе казахского языка надо решать активнее, так как среди студентов увеличивается доля этнических казахов. Другая проблема – уровень владения английским среди студентов и преподавателей. Правительство старается улучшить эти показатели, так как увеличивается международная активность (международные конференции, публикации в ведущих мировых журналах и проч.)

После развала СССР Казахстан начал реформировать высшее образование, и этот процесс ускорился последние пять лет. В рамках Государственной программы развития образования 2005-2010 гг. были осуществлены главные шаги в сторону улучшения структуры и качества высшего образования. Однако социально-экономические проблемы (мобильность студентов и преподавателей, неравенство условий в доступе к качественному образованию для сельского и городского населения, необеспеченность современной литературой, нехватка англо-говорящих специалистов) затруднили реализацию Государственной программы.

Многие вызовы остаются актуальными

В вопросах контроля качества образования требуется изменить отношение к контролю со стороны как Министерства науки и образования, так и со стороны руководства университетов. Контроль качества должен стать инструментом самоулучшения ВУЗа, а не быть механизмом усиления контроля правительства (через аккредитацию). Существует настоятельная потребность усиления отчетности и «прозрачности» всех видов деятельности университетов. Таким образом, надо работать по многим направлениям для повышения качества высшего образования, усиливая тем самым конкурентоспособность всей национальной системы страны.

____________________

* В Казахстане в сельских районах нет университетов, примечание научного редактора



Назад в раздел