Государственный университет в Аргентине: одновременно малопроизводительный и низкоэффективный?



Марсело Рабосси – ассистент профессора Школы Управления, Университет Торквато Ди Телла, Буэнос-Айрес, Аргентина. E-mail: mrabossi@utdt.edu.

Во времена президентства Хуана Доминго Перона (1946-1955), Аргентина проводила политику приема без ограничений для всех государственных университетов. Принимались все лица, имеющие среднее образование. Кроме того, обучение было совершенно бесплатным. Результатом такой всеобщей доступности образования стал взрывоподобный рост численности студенческого контингента. Хотя действие той и другой меры (всеобщности и бесплатности) время от времени приостанавливались, особенно когда к власти пришла новая Военная Хунта, всё же эта модель окончательно закрепилась к 1984 году, определив нынешнюю динамику студенческих потоков. Неудивительно, что эта политика «открытых дверей» имела и свою темную сторону. Вызывающий тревогу уровень отсева создает образ государственного университета, одновременно малопроизводительного и низкоэффективного.

Механизм, обеспечивающий легкое поступление

Сегодня в 54 национальных университетах обучаются почти 1,4 миллиона студентов (79,5% от общего числа учащихся в 2010 году); каждый университет свободно определяет характерный для него процесс приема студентов. Существуют различные виды подготовительных (remedial) курсов в соответствии с особенностями и потребностями каждого вуза; принимаются в основном все лица, имеющие документ о среднем образовании. Кроме того, обучение по основным программам высшего образования – бакалавриата, остается полностью бесплатным. Таким образом, согласно этой логике, кандидатам не нужно прилагать усилий, ни интеллектуальных, ни финансовых, чтобы получить место в самых престижных национальных университетах. Другими словами, какую бы успеваемость молодой человек ни имел, учась в школе, он может поступить в любой государственный вуз на почти любую специальность. Однако эта политика уведомительного зачисления имеет серьезные последствия.

Большая нагрузка, ложащаяся на модель приема без ограничений, очевидна, поскольку в Аргентине отсутствуют стандартные всеобщие итоговые экзамены для выпускников средней школы с целью контроля качества. Эта ситуация оказывает дополнительное давление на систему высшего образования, особенно когда средний выпускник школы демонстрирует отсутствие основных навыков, позволяющих успешно учиться в вузе. Согласно последней Программе оценки иностранных студентов*, в 2009 году Аргентина заняла 58-е место среди 65 стран, подтвердив, что разрыв в успеваемости между лучшими и худшими студентами здесь является одним из самых больших среди всех рассмотренных стран. Неудивительно поэтому, что лишь небольшая доля студентов способна завершить своё университетское образование.

Малопроизводительный и низкоэффективный университет

В среднем только 22% студентов национальных университетов завершают своё образование. Для сравнения: частный сектор демонстрирует бОльшую эффективность (35%). Более высокие наличные расходы и другие издержки, а также лучше организованные программы обучения в частном секторе способствуют тому, что студенты завершают образование в более короткие сроки. В государственном секторе, вероятно, также вносит вклад в проблему нарушение внутренних норм. Хотя по Закону о высшем образовании 1995 года студент должен освоить по крайней мере два курса за год, чтобы не быть отчисленным, в действительности 27 % студентов не осваивают в течение академического года и одного курса. Это число возрастает до 41%, если учитывать тех, кто за отчетный период освоил меньше, чем два курса. Неудивительно, что столь либеральный университет позволяет Аргентине иметь самый высокий в Латинской Америке процент первоначального зачисления в вузы. Однако число людей, окончивших вузы, составляет в стране 2,4 человека на 1000 жителей, что значительно ниже других систем высшего образования в этом регионе.

Хотя процент окончивших некоторые государственные университеты более сопоставим с международными стандартами (где почти 50% поступивших завершают университетское образование), другие дают шокирующее низкий процент завершивших университетский курс. Фактически в более чем трети всех государственных университетов отсев превышает 80%. Отчасти неравномерность показателей, вероятно, связана с тем, что некоторые вузы более избирательны в приеме студентов на профессии, требующие больших затрат сил. Направляя людей со слабыми академическими достижениями на менее сложные программы, некоторые университеты смогли снизить процент отсева. Также свою эффективность доказали некоторые вспомогательные / подготовительные курсы, особенно в малых группах, где студент имеет больший контакт с тьютором. Кроме того, некоторые государственные университеты расширяют перечень коротких программ, чтобы увеличить число выпускников. В этом смысле они проявляют себя как неуниверситетские учреждения, чтобы решить проблему отсева.

Эффективный вуз, не являющийся университетом, как часть решения проблемы

С другой стороны, увеличение доли студентов, зачисленных в неуниверситетские вузы – феномен, который уменьшил национальную драму низкого процента выпускников. Эти институты предлагают двух- и трехгодичные программы в сферах, таких как веб-технологии и техническое образование. Также они отвечают за получение высшего образования более чем 70% учителей начальной и средней школы. Они также доказали свою большую эффективность по сравнению национальным университетом.

В этих учреждениях третичного образования обучается 691 000 студентов, или 30% всех получающих высшее образование, но они дают почти такое же число выпускников, что и университеты. Переориентировавшись на такие вузы, Аргентина на самом деле становится более эффективной в производстве человеческого капитала. Вузы третичного образования эффективно доводят процент выпуска в системе высшего образования Аргентины до одного уровня с соседними странами.

Более высокий процент эффективности третичных вузов опирается как на академические, так и на организационные факторы. Во-первых, учебные программы здесь короче и требуют меньшей предварительной академической подготовки. Во-вторых, предлагая более малые классы (группы), чем в университетах, эти институты делают возможным более тесное взаимодействие между студентами и преподавателями. Кроме того, третичные институты создавались как некое расширение средних школ. В этом смысле они предлагают более дружественную среду и требуют меньшей адаптации для успешного обучения.

Заключение

Хотя Национальный университет Аргентины считает предметом своей гордости социальное равенство при поступлении, он также бесспорно продемонстрировал себя и как малопроизводительный (судя по высокому отсеву), и как низкоэффективный (низкий процент выпускников по сравнению с другими странами региона) с точки зрения производства человеческого капитала. Даже без вступительных требований и платы за обучение существует фактически жесткий отбор в переходе от первого к последующих годам большинства программ на степень. Если Аргентина действительно хочет достичь своей цели – чтобы система послесреднего образования была социально справедливой и равной – политика высшего образования должна быть изменена. Помимо неотложной необходимости реформ на уровне средней школы в направлении лучшей подготовки учащихся к высшему образованию, вузы в виде институтов и университеты должны действовать как взаимодополняющие образовательные учреждения. Целью должно стать достижение более эффективных взаимосвязей между двумя типами учреждений (ныне почти не существующей), помогая менее подготовленным студентам осуществить более мягкий переход от среднего к третичному образованию с бОльшими возможностями выбора.

________________________

*Примечание научного редактора – Программа международных сравнительных исследований оценки учебных достижений 15-летних школьников, PISA, координируемая ОЭСРю



Назад в раздел